ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5919/2015 от 16.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 апреля 2015 года

Дело № А56-75811/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Семенова А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: Савин Р.В. по доверенности от 15.07.2013

от заинтересованного лица: Олейник Л.В. по доверенности от 23.12.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-5919/2015 ) ООО "ПИТЕРАВТО"  на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2015 по делу № А56-75811/2014 (судья Калайджян А.А,), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое

по заявлению ООО "ПИТЕРАВТО"

к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (ОГРН 1037841003298, адрес: 198516, г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, Эрлеровский б-р, д. 12; далее - общество, ООО "ПИТЕРАВТО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39; далее – Управление, административный орган) от 23.10.2014  № 07-40-01/248 по делу об административном правонарушении №07-38-01/248.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением от 19.01.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ООО "ПИТЕРАВТО" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что оспариваемое постановление Управления вынесено неуполномоченным лицом. Кроме того, общество указывает на то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие сведений о надлежащем извещении юридического лица, привлекаемого к ответственности. На основании изложенного, ООО "ПИТЕРАВТО" просит суд апелляционной инстанции признать незаконным и отменить постановление от 23.10.2014  № 07-40-01/248 по делу об административном правонарушении №07-38-01/248, как вынесенное с грубыми процессуальными нарушениями. 

В судебном заседании представитель ООО "ПИТЕРАВТО" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в период с 16.09.2013 по 26.09.2013 на основании распоряжения Управления от 02.09.2014 N 711-р в отношении ООО "ПИТЕРАВТО" была проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля проверки исполнения предписания от 23.09.2012 N 07-44-01/458, срок исполнения которого истек 26.08.2014.

В ходе проверки установлен факт неисполнения ранее выданного предписания, а именно:

- не выполнен пункт 1 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а  именно: в нарушение требований пункта 5.3 Раздела 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ № 42 от 08.02.2011 (далее – Требования) в ООО «ПИТЕРАВТО» не назначено на каждом транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортном средстве, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства;

- не выполнен пункт 2 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.6.4. Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» не разработана и не принята номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, принадлежащих ООО «ПИТЕРАВТО» на праве собственности ли используемых ООО «ПИТЕРАВТО» на ином законном основании;

- не выполнен пункт 3 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.6.5 Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» не разработана и не принята номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС, принадлежащих ООО «ПИТЕРАВТО» на праве собственности или используемых ООО «ПИТЕРАВТО» на ином законном основании;

- не выполнен пункт 4 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.6.6. Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» не разработано и не принято положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС;

- не выполнен пункт 5 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.6.9 Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» не разработан и не принят порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС;

- не выполнен пункт 6 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.6.10. Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» не разработан и не принят порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;

- не выполнен пункт 7 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.9 Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» не разработан и не принят порядок  взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;

- не выполнен пункт 8 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: должностные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, назначенные приказами генерального директора ООО «ПИТЕРАВТО» № 55 от 05.09.2012 № 56, от 05.09.2012 № 57 и от 05.09.2012, не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (далее – Закона № 16-ФЗ) и пунктов 5.10, 5.11 Требований;

- не выполнен пункт 9 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.14.2 Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;

- не выполнен пункт 10 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.14.3. Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- не выполнен пункт 11 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.14.4. Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;

- не выполнен пункт 12 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.30.2 Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» постоянные пропуска физических лиц не содержат следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которую допущен владелец;

- не выполнен пункт 13 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение требований пункта 5.30.23 Требований в ООО «ПИТЕРАВТО» образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности;

- не выполнен пункт 14 предписания №07-44-01/458 от 23.09.2013, а именно: в нарушение статьи 5 Закона №16-ФЗ, пункта 2 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», пункта 5.7 Требований ООО «ПИТЕРАВТО» не обеспечило проведение опенки уязвимости транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости транспортных средств, принадлежащих ООО «ПИТЕРАВТО» на праве собственности или используемых ООО «ПИТЕРАВТО» на ином законном основании.

На основании изложенного, в отношении общества Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 09.10.2014 N 07-39-01/248, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 23.10.2013 № 07-40-01/248 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.

 Постановление Управления от 23.10.2013 № 07-40-01/248 обжаловано ООО «ПИТЕРАВТО» в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административной ответственности, не установил. В связи с изложенным, постановление Управления от 23.10.2013 № 07-40-01/248 признано законным и обоснованным, требования общества – оставлены без удовлетворения. 

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Закона № 16-ФЗ и пункта 4 Требований указанные акты являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Предписанием №07-44-01/458 от 23.09.2013 обществу предписано устранить нарушения пунктов 5.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10, 5.9, 5.10, 5.11, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4, 5.30.2, 5.30.23, 5.7 Требований.

Согласно пункту 5.3 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить на каждом ОТИ лицо, занимающее должность на ОТИ, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

В силу пунктов 5.6.4, 5.6.5, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ; номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ; положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ; порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ; порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ.

Пунктом 5.9 Требований предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Согласно пункту 5.10 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.

В соответствии с пунктом 5.11 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

В силу пунктов 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Согласно пунктам 5.30.2, 5.30.23 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком: постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец; образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу пункта 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.

Факт не исполнения ООО «ПИТЕРАВТО» перечисленных положений Требований, устранение которых предписано обществу предписанием от 23.09.2013 № 07-44-01/458, правомерно установлен административным органом, судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и обществом не оспаривается.     

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом  РФ  об  административных правонарушениях  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Заявитель имел реальную и объективную возможность для исполнения предписания от 23.09.2013 № 07-44-01/458 в установленный срок.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалоб ООО «ПИТЕРАВТО» о наличии грубых процессуальных нарушений, допущенных Управлением в ходе привлечения общества к административной ответственности, выразившихся в вынесении обжалуемого постановления неуполномоченным лицом и в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении ООО «ПИТЕРАВТО» о совершении указанного процессуального действия. Аналогичные доводы заявлялись обществом при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.

Как правомерно укал суд первой инстанции, согласно статье 23.36 КоАП РФ Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

В пункте 4 части 2 статьи 23.36 КоАП РФ перечислены должностные лица Ространснадзора, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, среди которых отсутствуют правонарушения, предусмотренные частью 10 статьи 19.5 названного Кодекса.

Исходя из изложенного, для определения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, следует руководствоваться общими нормами статей 22.1, 22.2 Кодекса.

Пунктом 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 22.2 КоАП РФ от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: 1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 (далее - Положение N 409), предусмотрено, что государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления (подпункт "о" пункта 4).

Надзорные и контрольные функции должностных лиц Ространснадзора и его подразделений указаны также в пункте 1.1 Приказ Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-802фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта". Согласно указанному Приказу Управление применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанную с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора (пункт 3.1.2 Приказа), имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 4.1.5 Приказа).

Должность государственного транспортного инспектора, как лица уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях также включена в Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Минтранса от 30.10.2007 N ГК-938фс.

Таким образом, главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления имел законные полномочия на составление протокола об административном правонарушении и вынесение обжалуемого постановления.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Как усматривается в адрес ООО «ПИТЕРАВТО» административным органом направлялось извещение № 07-15/1829 от 26.09.2014 о составлении 09.10.2014 в 16.00 протокола об административном правонарушении. Извещение направлено обществу заказным письмом с уведомлением 30.09.2014 (л.д. 81, 83) в оба адреса (фактический и юридический). Извещение получено обществом по адресу: 192102, г. Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 48 (фактический адрес) 06.10.2014.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом соблюден порядок уведомления юридического лица о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.

10.10.2014 административным органом направлены в адрес ООО «ПИТЕРАВТО» копии протокола об административном правонарушении от 09.10.2014 N 07-39-01/248 по обоим адресам: фактическом и юридическому, и получены ООО «ПИТЕРАВТО» 20.10.2014.

Для уведомления общества о времени вынесения постановления об административном правонарушении 23.10.2014 Управлением направлены телеграммы от 17.10.2014 в адрес фактического нахождения общества и в адрес, указанный в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 84-86).

Телеграмма, направленная в адрес фактического нахождения общества, доставлена и вручена охраннику Тухфетуллину. Телеграмма, направленная в адрес указанный в выписке из ЕГРЮЛ, содержит запись об отсутствии организации по указанному адресу.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности доводов общества о наличии в действиях Управления грубых процессуальных нарушений.

Процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, Управлением соблюдены. Все процессуальные действия (составление протокола и вынесение оспариваемого постановления) совершены в отсутствие представителя общества при наличии данных о его надлежащем уведомлении о времени и месте совершения указанных действий. 

Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 10 статьи 19.5 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления Управления, правомерными. Доводы апелляционной жалобы общества отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции.

Довод представителя общества, изложенный в судебно заседании, об отсутствии в оспариваемом постановлении адреса совершения правонарушения подлежит отклонению, так как административное правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, представляет собой бездействие, которое фактически не может иметь «адрес совершения». 

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 января 2015 года по делу № А56-75811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа  по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.Б. Семенова