ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5987/2015 от 13.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 мая 2015 года

Дело № А21-10014/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5987/2015 ) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2015 по делу № А21-10014/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое

по иску (заявлению) муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейское городское поселение «Чистая вода»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области

об оспаривании постановления и представления

установил:

Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Гвардейское городское поселение» «Чистая вода» (ОГРН 1113926046321, адрес: 238210, Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Красноармейская, д. 26а; далее – МУП МО «Гвардейское городское поселение «Чистая вода», Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее – Управление, административный орган) от 21.11.0014 № 01-215/1-1/2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также представления от 21.11.2014 № 01-215/1-1/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением суда от 10.02.2015 заявленные Предприятием требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 10.02.2015 отменить и отказать в удовлетворении заявленных Предприятием требований. Податель жалобы считает необоснованным применение судом первой инстанции статьи 2.7 КоАП РФ (крайняя необходимость).

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Предприятием представлен в суд отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнения к отзыву, в которых заявитель просит решение суда от 10.02.2015 оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения информации, поступившей из МИФНС России № 10 по Калининградской области (письмо о 22.09.2014 № 07-09/11229), а также документов, представленных Предприятием (письмо от 30.10.2014 № 238), уполномоченным должностным лицом Управления в отношении заявителя составлен протокол № 01-215/1-1/2014 от 10.11.2014 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Заявителю вменено нарушение требований части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а именно осуществление добычи подземных пресных вод в отсутствии лицензии на пользование недрами.

Постановлением Управления № 01-215/1-1/2014 от 21.11.2014 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.  Кроме того, на основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением вынесено представление № 01-215/1-1/2014 от 21.11.2014, которым Предприятию  предписано принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, при этом указав на то, что Предприятие действовало в условиях крайней необходимости.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 10.02.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая  является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона о недрах соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами относится к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии.

Факт правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (осуществление Предприятием добычи подземных вод из водозабора, расположенного в долине реки Преголя в 5 км от пос.Великолукское, в отсутствие соответствующей лицензии) установлен административным органом и судом и Предприятием не оспаривается.

Вместе с тем, в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, МУП МО «Гвардейское городское поселение «Чистая вода» утверждено в качестве гарантирующего поставщика услуг водоснабжения и водоотведения  на территории муниципального образования «Гвардейское городское поселение» постановлением главы Администрации муниципального образования «Гвардейское городское поселение» от 26.09.2013 № 347 в связи с признанием банкротом МУП МО «Гвардейское городское поселение» «Служба 005» (л.д.51-52).

Из материалов дела усматривается, что после утверждения Предприятия в качестве гарантирующего поставщика услуг водоснабжения и водоотведения заявителем с целью получения соответствующей лицензии были осуществлены следующие мероприятия:

- направлено заявление в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» № 18/104-4 от 12.03.2014 для проведения экспертизы проекта зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения МУП МО «Гвардейское городское поселение «Чистая вода»;

- направлено заявление в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» № 18/105-4 от 12.03.2014 для проведения экспертизы материалов на получение лицензии на недропользование с целью добычи подземных вод;

 - по результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений Предприятием получены отрицательные экспертные заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» № 6ЧНР от 23.04.2014 и № 7ЧРН от 11.04.2014, а также отрицательные санитарно-эпидемиологические заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области № 39.КС.12.000.М.000457.06.14 от 11.06.2014 и № 39.КС.12.000.М.000194.06.14 от 11.06.2014 (л.д.21-33). В данных заключениях указано на отсутствие ограждения и охраны первого пояса зоны санитарной охраны водозабора, что является нарушением требований СаНПиН 2.1.4.1111-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;

 - после получения отрицательных заключений Предприятием произведен сметный расчет стоимости устройства ограждения водозабора (л.д.53-56), стоимость работ составила более 6 000 000 руб.;

 - Предприятием был направлен на согласование в Администрацию муниципального образования «Гвардейское городское поселение» план мероприятий по рациональному использованию подземных вод (л.д.59-61), которым предполагается восстановление ограждения охранной зоны строго режима на водозаборе в  2014-2015 годах в рамках областной инвестиционной программы; распоряжением главы Администрации МО «Гвардейское городское поселение» от 24.04.2014 № 43-Р указанный план мероприятий включен в работы по развитию инженерной инфраструктуры МО «Гвардейского городского поселения» (л.д.63-64).

Кроме того, в суд апелляционной инстанции Предприятием представлено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области № 39.КС.12.000.М.000265.05.15 от 05.05.2015 на осуществление вида деятельности – использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения МУП МО «Гвардейское городское поселение «Чистая вода».

Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Предприятием, которое является гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования, а соответственно не имеет возможности прекратить оказание населению соответствующих услуг, в рассматриваемом случае были приняты необходимые и своевременные меры, направленные на соблюдение требований статьи 11 Закона о недрах и получение лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод, что свидетельствует об отсутствии вины Предприятия во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 21.11.0014 № 01-215/1-1/2014, а также вынесенное на основании указанного постановления представление от 21.11.2014 № 01-215/1-1/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Ошибочные выводы суда о применении к рассматриваемым правоотношениям статьи 2.7 КоАП РФ не привели в целом к принятию неправильного решения, поскольку суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Предприятия. Правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 10.02.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 февраля 2015 года по делу № А21-10014/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

О.И. Есипова

 В.М. Толкунов