ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-6270/2022 от 21.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 апреля 2022 года

Дело № А42-8930/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 03.09.2020 (онлайн)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-6270/2022 )  Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по мурманской областина решение Арбитражного суда  Мурманской области от 26.01.2022 по делу № А42-8930/2021 (судья Фокина О.С.), принятое

по заявлению  ПАО "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ"

к  Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по мурманской области

об оспаривании предписания

установил:

Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (далее – заявитель, Общество, ПАО «ВымпелКом») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания  Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (далее – Управление) от 12.07.2021 № П-51/5/41-нд/101254/1/10.

Решением суда от 26.01.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции, указывает, что обеспечение неполного покрытия услугами связи населенных пунктов с численностью 50 000 человек и более, в данном случае г. Североморск, как того требует п. 7.1, лицензии, нарушает требования п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 7.1, п. 7,2 условий лицензий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.07.2012 № 101254. Ссылается на то, что ПАО «ВымпелКом» не представлены доказательства того, что им принимались все возможные меры для соблюдения данных требований.

В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда. 

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказов от 11.06.2021 № 41- нд и от 29.06.2021 № 48-нд, Управлением проведена внеплановая выездная проверка обособленного подразделения ПАО «ВымпелКом» г. Мурманск. Задачами проверки являлось: проверка соблюдения обязательных требований при оказании услуг электросвязи; проверка соблюдения лицензионных условий (требований) при использовании радиочастотного спектра.

Предметом проверки являлось: соблюдение обязательных требований к присоединению сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе к условиям присоединения; соблюдение обязательных требований к порядку использования радиочастотного спектра, норм и требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения; соблюдение обязательных требований к пропуску трафика и его маршрутизации; соблюдение обязательных требований к условиям установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала; соблюдение обязательных требований к осуществлению лицензируемой деятельности в области связи при проведении в отношении лицензиатов лицензионного контроля в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»; соблюдение обязательных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; соблюдение обязательных требований к оказанию услуг связи; соблюдение обязательных требований к управлению сетями связи.

По результатам проверки Управлением 12.07.2021 составлен акт № А-51/5/41-нд/43 и выявлено нарушение лицензионных условий лицензии № 101254 от 25.07.2012.

В отношении ПАО «ВымпелКом» составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2021 № 8707-04/51 и выдано предписание об устранении выявленного нарушения № П-51/5/41- нд/101254/1/10 от 12.07.2021.

Согласно данному предписанию в нарушение пункта 7.1 лицензии № 101254 отсутствует техническая возможность оказания услуг связи на всей территории г. Североморска (численность населения более 50 000 чел), а именно по Парковому проезду от ул. Гаджиева до реки Ваенга.

Не согласившись с указанным предписанием Управления, ПАО «ВымпелКом» оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

Оператором связи в силу пункта 12 статьи 2 Закона о связи признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ПАО «ВымпелКом» осуществляет деятельность в качестве оператора связи на основании лицензии № 101254 от 25.07.2012 (срок действия до 25.07.2022).

В оспариваемом предписании Управлением вменяется нарушение Обществом пункта 7.1 лицензии.

В пункте 7.1 лицензионных требований, указано, что Лицензиат обязан обеспечить техническую возможность оказания услуг связи на базе собственной    сети связи, создаваемой с использование радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций, во всех населенных пунктах численностью 50 тысяч человек и более.

При этом услуги связи должны предоставляться во всех средних и высших учебных заведениях, расположенных в границах указанных населенных пунктов.

Развертывание сети должно осуществляться в любой выделенной лицензиату полосе частот, указанной в пункте 3 настоящей лицензии, или их совокупности.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что нарушений при оказании услуг связи с использованием стандарта LTE в средних и высших учебных заведениях г. Североморска Управлением не выявлено.

При этом из условий лицензии не следует, что связью с использованием стандарта LTE должна покрываться вся территория населенных пунктов численностью 50000 человек и более, законодательство так же не устанавливает данные требования.

Также судом установлено, что ПАО «ВымпелКом», в соответствии с выданными Роскомнадзором разрешениями на использование радиочастот или радиочастотных каналов, ПАО «ВымпелКом» на территории Мурманской области, в том числе на большей части территории г. Североморска, оказывает услуги в диапазонах частот 2550-2560/2670-2680 МГц, то есть использует одну из трех полос частот, указанных в пункте 3 лицензионных требований. При этом исполнение лицензионных требований в части использования исключительно указанных частот на всей территории некоторых населенных пунктах, в том числе г. Североморска, невозможно, поскольку возникают обстоятельства непреодолимой силы для операторов связи.

Так, использование полосы частот 735-742,5/776-783,5 МГц, невозможно по причине занятости средствами телевизионного вещания и невозможности прохождения процедуры экспертизы ЭМС во ФГУП ГРЧЦ без получения согласия вещателей на основании Указа Президента РФ от 11.08.2014 №561 «О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации». За период с момента получения лицензий по настоящее время (9 лет) государством не определена стратегия высвобождения данной полосы частот от средств телевизионного вещания, хотя плата за ее «использование» мобильными операторами регулярно взимается.

Использование полосы частот 813,5-821/854,5-862 МГц является невозможным, поскольку определяется как масштабными пространственно-мощностными ограничениями на работу базовых станций, так и отказами в работе  РЭС ПАО «ВымпелКом» по условиям невозможности обеспечения ЭМС с РЭС военного и специального назначения. Проведенные ПАО «ВымпелКом» работы по вариантам конверсии данной полосы частот как самостоятельно, так и в кооперации с другими операторами, которые позволили бы использовать ее с минимальными ограничениями до сих пор не были одобрены Министерством обороны России и другими органами государственной власти.

Использование полосы частот 2550-2560/2670-2680 МГц также связано с наличием локальных ограничений и запретов на работу базовых станций (ВС) по условиям невозможности обеспечения ЭМС с РЭС военного и специального назначения. Радиус запретов радиочастот затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным работу БС. Особенно остро данная проблема стоит в малых населенных пунктах, которые зачастую полностью попадают в зону запретов. В ряде регионов с плотной группировкой РЭС военного назначения, которые используют различные полосы частот возникает ситуация, когда использование диапазонов 813,5-821/854,5- 862 МГц и 2550-2560/2670-2680 МГц не разрешается по причине невозможности обеспечения ЭМС с РЭС военного назначения.

Вышеуказанные обстоятельства по невозможности использования исключительно полос, указанных в лицензии, относятся и к ЗАТО Североморск, которое является закрытым административно-территориальным образованием, образованным Указом Президента РФ от 26.11.1996 № 1606 «О преобразовании г. Североморска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование», в целях создания надежной защитной зоны для безопасного функционирования стратегических объектов и баз Северного Флота, обеспечения требуемого режима их работы и экологической безопасности населения, что налагает ограничения по использованию полос частот при оказании услуг связи на территории г. Североморска.

Кроме того, 13.10.2014 ГКРЧ было принято решение № 14-27-02, прямо допустившее выполнение возложенных на оператора обязательств по обеспечению возможности оказания услуг с использованием стандарта LTE в населенных пунктах с определенной численностью с использованием любых доступных данному оператору полос радиочастот, выделенных или разрешенных для создания сетей сухопутной подвижной связи гражданского назначения соответствующих стандартов. Решения ГКРЧ, утверждаемые полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, имеют обязательный характер для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Судом учтено, что решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-187249/2021 отказано в привлечении ПАО «ВымпелКом» к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по фактам, установленным в результате одной и той же проверки, что и оспариваемое предписание.

Таким образом, в действиях Общества не установлено нарушений действующего законодательства в области связи, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание Управление недействительным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 26 января 2022 года по делу №  А42-8930/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева