ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-6296/2015 от 03.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 июня 2015 года

Дело № А56-74077/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания:  В.А.Ганичевой

при участии: 

от истца (заявителя): генеральный директор ФИО1 – протокол № 2/10 от 02.07.2010; предст. ФИО2 – доверенность от 17.12.2014; предст. ФИО3 – доверенность от 17.12.2014

от ответчика (должника): предст. ФИО4 – доверенность от 18.12.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-6296/2015 ) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 по делу № А56-74077/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое

по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (ОГРН <***>; адрес: 187700, Ленинградская область, г.Лодейное поле, ул. Титова, д. 133; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) от 24.10.2014 № 16-099/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 03.02.2015 заявление ООО «Спецтранс» удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.

В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Как указывает податель жалобы, судом не учтено, что рекультивация карьерных выемок с использованием отходов производства и потребления фактически является захоронением (размещением) отходов. Лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов Общество не имеет. Кроме того, Общество осуществляет рекультивацию отходов в отсутствие правоустанавливающих документов, так как договор аренды, заключенный в 2006 году, Обществом не переоформлен. Также Департамент, ссылаясь на пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995                    № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», указывает, что положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию, в связи с чем заключение ГЭЭ от 2006 года в настоящий момент не может иметь юридической силы. В нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Общество размещает отходы на объектах, не внесенных в ГРОРО.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Общества доводы жалобы отклонили по основаниям, приведенным в письменном отзыве,  просили оставить решение суда от 03.02.2015 без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в Департамент из Администрации муниципального образования Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области поступила информация (исх. от 14.08.2014 № 01-003917/14-0-1) о рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Векхозерское», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, в 15 км к С-3 от г.Лодейное поле, на 249 км трассы Санкт-Петербург-Мурманск, с использованием твердых бытовых и производственных отходов IV и V классов опасности под лесохозяйственные цели. Работы по рекультивации осуществляет ООО «Спецтранс».

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, Департамент определением № 16-099/2014 от 27.08.2014 возбудил дело об АП.

В ходе административного расследования 03.09.2014 должностными лицами Департамента проведен осмотр земельного (лесного) участка, используемого Обществом в Лодейнопольском районе Ленинградской области, а именно в квартале 84 выдела 18 Кондушского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес».

В Акте осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № б/н от 03.09.2014 зафиксировано, что осматриваемая территория представляет собой песчаный карьер площадью около 4 га. Со стороны дальней от автомобильной дороги Санкт-Петербург-Мурманск карьер частично наполнен твердыми бытовыми отходами, морфологический состав которых представлен следующим: бывшие в употреблении автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты и пластиковые упаковки от пищевых продуктов, остатки пищевых продуктов, фрагменты картона от упаковок народного употребления, обломки мебели, обломки пенопласта, пластиковые канистры из под ГСМ и прочее. На момент осмотра, мусоровозом на базе грузового автомобиля КАМАЗ с государственным регистрационным знаком <***>, принадлежащим Обществу, осуществлялся сброс коммунальных отходов на спорный земельный (лесной) участок.

25.09.2014 осуществлен повторный выезд на земельный (лесной) участок. Осмотр произведен совместно с главным лесничим Лодейнопольского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», в результате которого в протоколе осмотра зафиксировано наличие в карьере размещенных твердых бытовых отходов. Отходы на осматриваемом участке размещены навалом и не защищены от воздействия атмосферных осадков. Поверхность массы отходов в западной части карьера находится на уровне прилегающего земельного участка, обваловка не обустроена. 

Факт размещения коммунальных и прочих отходов Департаментом установлен, документов, подтверждающих право ООО «Спецтранс» на размещение отходов IV-V классов опасности для окружающей среды не представлено.

По факту выявленного правонарушения 10.10.2014 должностным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол № 16-099/2014 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 24.10.2014 № 16-099/2014 о привлечении ООО «Спецтранс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Обществу вменяется нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а именно, размещение отходов  производства и потребления IV-V класса опасности на объекте (лесном участке), не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов. 

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ).

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов. В силу части 1 указанной статьи Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Частью 7 данной статьи запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 6 статьи 12 Закона).

Именно размещение Обществом отходов производства и потребления на объекте (лесном участке), не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов,  квалифицировано Департаментом по статье 8.2 КоАП РФ.

Судом первой инстанции установлено отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения на основании анализа и исследования следующих обстоятельств и документов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок лесного фонда используется Обществом в соответствии с договором аренды № 1 от 29.12.2006 с целевым назначением - для рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Вехкозерское» под лесохозяйственные цели, с использованием твердых и производственных отходов. Названный Договор аренды между ФГУ «Лодейнопольский лесхоз» и ООО «Спецтранс» заключен сроком до 15.06.2023, прошел государственную регистрацию (л.д. 210-218).

В 2005 году Обществом разработан проект рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Вехкозерское» в Лодейнопольском районе Ленинградской области, на который Управлением Росприроднадзора по Ленинградской области выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы № 25 от 17.05.2006, утвержденное приказом № 160-ЭЗ от 17.05.2006.

С сентября 2006 года Общество производит рекультивацию карьера с использованием твердых бытовых и производственных отходов 4 и 5 класса опасности, под цели лесовостановления. Согласно утвержденному проекту, поступающие в карьер отходы складируются на рабочей карте в котловане карьера, затем осуществляется планировка отходов, уплотнение, устройство промежуточной изоляции. В целях предотвращения проникновения вредных веществ в окружающую среду дно котлована оборудовано водонепроницаемым, противофильтрационным экраном.

В 2008 году Обществу по его заявлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору была предоставлена лицензия на сбор, транспортировку и размещение отходов сроком до декабря 2013 года (л.д. 179-187). При этом, соблюдение лицензионных условий не повлекло за собой изменение технологии рекультивации карьера, все эти годы отходы использовались в строгом соответствии с проектом рекультивации, иное Департаментом не доказано.

В связи с окончанием срока действия лицензии на размещение отходов в ноябре 2013 года Общество обратилось в Департамент за получением лицензии на размещение отходов в карьере с целью его рекультивации.

Департамент рассмотрел представленные материалы, провел проверку выполнения лицензионных требований и условий. В Акте внеплановой проверки от 27.01.2014 № ЛВ-442/13 (л.д.226-243) установлено, что территория рекультивируемого карьера находится в удовлетворительном состоянии, что подтверждается также Актом осмотра карьера № ЛВ-433/13 от 21.01.2014, в котором также отражено  соответствие лицензионным требованиям и условиям, которые гарантируют безопасную эксплуатацию объекта для окружающей среды (л.д. 244-247).

В Департамент так же было представлено санитарно-эпидемиологическое заключение № 47.10.03.000.М.000031.11.13 от 12.11..2013 (л.д. 248-251), согласно которому сооружения и оборудование, принадлежащие Обществу и предполагаемое для использования по осуществлению деятельности по размещению отходов 3-4 классов опасности на территории рекультивируемого отработанного  песчаного  карьера месторождения  «Вехкозерское», соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Решением № 02.13/1585 от 25.02.2014 Департамент согласовал Обществу «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами», что является дополнительным свидетельством обеспечения безопасности при рекультивации карьера и признанием правомерности рекультивации карьера с использованием отходов.

Обществом организовано регулярное наблюдение (мониторинг) за состоянием окружающей среды в карьере и на прилегающей территории, осуществляемое в течение 7 лет. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что отходы, использованные для рекультивации карьера, не приносят ущерба окружающей среде.

Уведомлением от 06.02.2014 № 442 Департамент отказал Обществу в выдаче лицензии, поскольку объект размещения отходов расположен на землях лесного фонда ввиду отсутствия документа, подтверждающего перевод земельного участка, на котором находится объект размещения отходов, в категорию земель промышленности, энергетики.

Учитывая, что спорный земельный участок предоставлен Обществу для проведения работ по рекультивации выработанного песчаного карьера путем использования твердых бытовых и производственных отходов для восстановления нарушенных земель в целях их последующего использования в зависимости от целевого назначении; осуществление рекультивации карьера с использованием отходов в соответствии с проектом для восстановления нарушенных земель  одобрено и согласовано Департаментом, следовательно при соблюдении необходимых требований и условий безопасной эксплуатации объекта является разрешенным, легитимным видом деятельности; проект прошел государственную экологическую экспертизу и вопреки доводам жалобы никаких отступлений (изменения) от проекта контролирующим органом не установлено, также как и не установлено нарушений или несоблюдения условий проекта (рекультивации), в связи с чем не имеется оснований для признания государственной экологической экспертизы утратившей силу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

В силу вышеизложенного, Департаментом также неправомерно вменено Обществу нарушение части 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, согласно которой размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

Кроме того, ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Порядок). Исходя из содержания пунктов 18-20 Порядка ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49. Для включения объектов размещения отходов в реестр  соответствующая информация в Росприроднадзор должная быть представлена территориальными органами Росприроднадзора. Именно Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора, принимает решение о включении соответствующего объекта в реестр.

Учитывая, что Общество в силу вышеприведенных обстоятельств осуществляет рекультивацию карьера при отсутствии установленных нарушений или отклонений от Проекта; в отношении спорного объекта Росприроднадзором при наличии исчерпывающей информации  решения о включении в реестр не принято, судом первой инстанции правомерно признано незаконным привлечение Общества к административной ответственности  по статье 8.2 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактической оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2015 года по делу № А56-74077/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

ФИО5

Судьи

Н.И. Протас

 ФИО6