ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 мая 2015 года | Дело № А56-65216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2015 года .
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Семиглазова В.А., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бернат К.А.,
при участии:
- от истца: ФИО1 (доверенность от 07.06.2012)
- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 28.11.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-6558/2015 ) общества с ограниченной ответственностью «Балтийский порт»
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2015 по делу № А56-65216/2014 (судья Дудина О.Ю.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Балтийский порт» к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги »
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский порт» (далее - Порт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Общество, Железная дорога) 122 802,6 руб. неосновательного обогащения, 4 684,08 руб. расходов по госпошлине.
Решением суда от 28.01.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Порта, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что поскольку истцом заявок на перевод стрелок в адрес ответчика не подавалось, доводы о том, что спорная сумма взыскана в рамках подписанного договора, неправомерны.
В судебном заседании представитель Порта поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, против ее удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, 10.01.2013 между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов № 209-д/АФТО, в рамках которого Железная дорога обязалась организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов.
Перечень необходимых Клиенту услуг, в том числе, и такая услуга, как перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах, на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих Железной дороге, их содержание и стоимость определено сторонами в Приложении № 1 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
16.06.2009 между истцом (Контрагент) и ответчиком (Перевозчик) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новый Порт Октябрьской железной дороги № 432/2, регулирующий взаимоотношения между Перевозчиком и Контрагентом по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом № 190 к 8-му барочному пути ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».
26.12.2013 истцом и ответчиком согласована и утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Балтийский Порт», примыкающего к станции Новый Порт Октябрьской железной дороги.
Ссылаясь на то, что с декабря 2013 года по февраль 2014 года с лицевого счета истца, в порядке, предусмотренном договором на организацию расчетов от 20.06.2009 № 2831, списаны денежные средства в размере 122 802,60 руб. в качестве платы за услуги по переводу стрелок на ж.д. пути необщего пользования, не принадлежащими перевозчику (ОАО «РЖД»), однако, истец данные услуги не заказывал, подобные услуги не могут быть отнесены к дополнительным услугам ответчика, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Глава IV Устава железнодорожного транспорта регулирует отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры.
Субъектами правоотношения при использовании железнодорожных путей необщего пользования выступают непосредственно собственник железнодорожного пути необщего пользования и перевозчик, а нормами, регулирующими данные правоотношения, являются статья 55 Устава железнодорожного транспорта, Правила №26.
Согласно пункту 1.7 Правил № 26 требования Инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
Инструкция является техническим документом, на основании которого обеспечивается надлежащая эксплуатация и безопасность движения на пути необщего пользования. Экономические вопросы взаимоотношения сторон по оказанию услуг по переводу стрелок указанной Инструкцией не определены и определены быть не могут.
Услуга по переводу стрелок подлежит оплате по отдельному договору, что подтверждается письмом Федеральной службы по тарифам от 13.11.2007 № 10-1442, и не входит в состав маневровой работы, оплата данной услуги ни в ставку сбора за подачу и уборку вагонов, ни в ставку за маневровую работу не включена, что подтверждается Тарифным руководством №3.
ОАО «РЖД» не оспаривает, что на пути необщего пользования стрелочные переводы отсутствуют.
Однако как правильно установил суд первой инстанции, списание денежных с лицевого счета истца осуществлено ответчиком в счет оплаты услуг по переводу стрелки № 188, которая расположена на территории ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и входит в маршрут подачи/уборки вагонов, обеспечивает движение поездов в адрес истца.
Исходя из положений Инструкции и договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, подача и уборка вагонов производятся локомотивом ответчика и невозможны без осуществления указанных действий.
Нормы из неосновательного обогащения в данном случае не применимы, поскольку между сторонами существуют договорные отношения.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2015 по делу № А56-65216/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Е.В. Савина | |
Судьи | В.А. Семиглазов О.В. Фуркало |