ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 сентября 2022 года | Дело № А56-106989/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Полубехиной Н.С., Серебровой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель ФИО1, на основании доверенности от 16.05.2022,
от ответчика: представитель ФИО2, на основании доверенности от 31.05.2022,
от 3-их лиц: 1. представитель ФИО3, на основании доверенности от 10.01.2022, 2. представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7098/2022 )Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2022 по делу № А56-106989/2021, принятое по иску:
истец: Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.12.2002, ИНН: <***>)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью «ЛИЗ» (адрес: Россия,196070, Санкт-Петербург, Московский Проспект, 192-194, литера А, помещение 20-Н, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2013, ИНН: <***>); третьи лица: 1. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия,191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 17.12.2002, ИНН: <***>); 2. общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Петроградского района» (адрес: Россия,197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная улица, 11, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.06.2008, ИНН: <***>)
об обязании,
установил:
Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЛИЗ» (далее - ответчик, Общество) об обязании привести нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., д. 28/1, лит. А, пом. 1-Н, в прежнее состояние, существовавшее до проведения самовольного переустройства и перепланировки, а именно: привести в прежнее состояние дверной проем.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) и общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Петроградского района».
Решением от 18.02.2022 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация подала апелляционную жалобу, просит решение отменить, иск удовлетворить; по мнению Администрации, Общество является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку спорное помещение передано Комитетом по акту приема-передачи на основании договора аренды Обществу; указанным договором на Общество возложена обязанность выполнять в установленный срок предписания о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора, ставящих под угрозу сохранность помещения, а также по соблюдению обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.6, 2.2.9 договора.
Определением от 08.08.2022 ввиду нахождения судьи Полубехиной Н.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Полубехиной Н.С. на судью Кротова С.М.
Определением от 19.09.2022 в связи с назначением судьи Баженовой Ю.С. на должность судьи Арбитражного суда Северо-Западного округа, в соответствии с частью 4 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Баженовой Ю.С. на судью Полубехину Н.С., ввиду нахождения судьи Кротова С.М. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Кротова С.М. на судью Сереброву А.Ю.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать; представитель Комитета поддержал доводы жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нежилое помещение общей площадью 30.2 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., д.28/1, лит.А, пом. 1-Н, находится в государственной собственности, правообладателем является Санкт-Петербург.
На основании договора аренды от 18.06.2020 № 15-А007377, заключенного между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор), помещение передано ответчику по акту приема-передачи от 18.06.2020.
Согласно сведениям ЕГРН аренда зарегистрирована на период с 22.08.2020 по 17.06.2030.
В соответствии с положениями договора аренды арендатор обязуется использовать помещение в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами использования зданий и помещений, в том числе санитарными нормами и правилами, требованиями пожарной безопасности (пункт 2.2.1 договора), поддерживать в надлежащем состоянии фасады помещения (здания) (пункт 2.2.4 договора), а также не производить перепланировку помещения, результатом которой будет являться нарушение целостности капитальных стен и несущих строительных конструкций здания, в котором расположено помещение (пункт 2.2.6 договора).
Кроме того, согласно пункту 2.2.6 договора в случае обнаружения организацией, осуществляющей обслуживание и управление многоквартирным жилым домом, в котором находится помещение (далее - Организация), самовольных перепланировок помещения, результатом которых является нарушение целостности капитальных стен и несущих строительных конструкций здания, в котором расположено помещение, таковые должны быть ликвидированы арендатором, а помещение должно быть приведено в прежний вид за его счет и в срок, определяемый организацией.
Также на арендатора возложена обязанность выполнять в установленный срок предписания Организации и иных органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора, ставящих под угрозу сохранность помещения, а также по соблюдению обязательств арендатора, предусмотренных пунктами 2.6, 2.2.9 договора.
В соответствии с пунктом 2.2.25 договора в случае производства работ в помещении по перепланировке помещения или изменения его функционального назначения арендатор обязан в обязательном порядке до начала указанных работ предусматривать разработку проектной документации, выполненной в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности и согласованной в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2.3-1.1 договора в случае осуществления арендатором перепланировки помещения он обязуется производить ее в соответствии с проектом перепланировки, согласованным районной межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112 «О создании межведомственных комиссий», а после согласования предоставить арендодателю акт приемки в эксплуатацию после произведенной перепланировки (пункты 2.3-1.2 договора).
Обращаясь в суд, истец сослался на то, что в ходе проведения проверки нежилого фонда Петроградского района Санкт-Петербурга было выявлено, что в спорном помещении ответчиком самовольно, без соответствующей проектной и разрешительной документации, произведена перепланировка, а именно: произведен демонтаж входной двери и расширен дверной проем, находящийся в несущей стене здания.
Факт наличия перепланировки и отсутствия разрешительной документации подтверждается актами проверки ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района», осуществляющего обслуживание и управление многоквартирным жилым домом, в котором находится помещение, от 28.10.2020 с фотофиксацией, от 29.01.2021, от 23.08.2021.
26.11.2020 на заседании межведомственной комиссии при Администрации рассмотрены материалы проверки по вопросу самовольной перепланировки помещения, что подтверждается выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии при Администрации от 26.11.2020 № 231.
Ответчик в межведомственную комиссию за разрешением на переустройство и перепланировку нежилого помещения не обращался, проект переустройства и перепланировки помещения не представил.
01.12.2020 истцом в адрес ответчика было направлено уведомление № 01-37-4967/20-0-0 о необходимости представить документацию, подтверждающую приведение жилого помещения в прежнее состояние. 02.08.2021 направлялось аналогичное уведомление № 01-37-3522/21-0-0.
Однако ответчик указанные требования до настоящего времени не выполнил, что подтверждается актом проверки ООО «Жилкомсервис № 2 Петроградского района» от 23.08.2021, разрешительная документация на проведение работ по перепланировке помещения в адрес Администрации ответчиком не предоставлялась, что послужило основанием для обращения Администрации в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку перепланировка произведена до передачи спорного помещения ответчику.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Поскольку в настоящее время отсутствует специальный закон, регулирующий вопросы, связанные с переустройством или перепланировкой нежилых помещений в многоквартирном доме, то в силу пункта 1 статьи 6 ГК РФ и части 1 статьи 7 ЖК РФ при рассмотрении настоящего спора подлежат применению нормы жилищного законодательства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, а перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, перепланировка помещения может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов.
Частью 1 статьи 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 4 указанной статьи решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
В соответствии с частью 5 статьи 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (часть 6 статьи 26 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ являются самовольными.
В силу пункта 3 статьи 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Из материалов дела следует, что договор аренды помещения заключен по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды объекта нежилого фона, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии с документацией об аукционе (раздел 2) в связи с наличием самовольной перепланировки объекта нежилого фонда арендатор в течение 11 месяцев с даты заключения договора аренды обязан представить документы технического учета, изготовленные на основании согласованного в установленном порядке проекта перепланировки. Указанные действия должны быть совершены арендатором за свой счет. В случае невыполнения данного условия арендодатель вправе в одностороннем и бесспорном порядке расторгнуть договор аренды.
Таким образом, материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается (в том числе Комитетом), что перепланировка была совершена до проведения аукциона и заключения договора аренды, иным лицом, а не ответчиком.
Ни условия аукционной документации, ни сам договор аренды не содержат в качестве последствий несоблюдения положений о предоставлении документов технического учета на перепланированное помещение обязательство арендатора привести помещение в прежнее состояние, существовавшее до перепланировки.
Напротив, предусмотрено иное, а именно право арендодателя в одностороннем и бесспорном порядке расторгнуть договор аренды.
Действий по расторжению договора аренды Комитетом до настоящего времени не совершено.
Одновременно из материалов дела следует, что арендатором предприняты активные действия по получению разрешительной документации в связи с произведенной перепланировкой. Выданное КГА задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства (исх. № 01-47-20794/22 от 18.04.2022) предусматривает следующее:
- восстановление витрин и дверного проема в исторических габаритах с учетом архивных материалов; единая система вертикальных и горизонтальных отметок, глубина откосов проемов;
- замена витрин, входа на фасаде, характер устройства, остекление и внешний вид предусмотреть в увязке с существующими оконными проемами на фасаде, в соответствии с фасадными решениями и композиционными приемами здания;
- дверное полотно филенчатое с остеклением, наружный материал - дерево (архитектурное решение фурнитуры (дверная ручка) - в соответствии со стилистикой фасада);
- для исторических зданий рекомендуемым материалом витрин является дерево.
В соответствии с заданием КГА арендатор разработал и подал на согласование в КГИОП эскизный проект, предусматривающий согласование входной группы с учетом произведенных изменений, в том числе установку филенчатой входной двери (вх. № 01-25-910/22-0-0).
В судебное заседание 19.09.2022 Общество представило положительное заключение КГА № 01-47-30562/22, подтверждающее согласование проекта благоустройства элементов благоустройства от 04.08.2022 № 01-47-44416/22.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2022 по делу № А56-106989/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | К.В. Галенкина | |
Судьи | Н.С. Полубехина А.Ю. Сереброва |