ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 марта 2015 года | Дело № А56-35206/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Самборской А.С.
при участии:
от истца: ФИО1, доверенность от 27.11.2013 № 7Д-2413
от ответчика: ФИО2, доверенность от 15.12.2014 № Д-1583
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-72/2015 ) открытого акционерного общества «РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 по делу № А56-35206/2014 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 14 601 525 руб.
установил:
Открытое акционерное общество «РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод» (далее – истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ответчик) 14 601 525 руб. необоснованно списанной провозной платы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, нарушение норм материального права.
В обоснование своих апелляционных доводов истец считает необоснованным вывод суда о невозможности применения коэффициента 1,19, считает, что ссылка суда первой инстанции на письма ФСТ России в обоснование невозможности тарификации перевозок сплавов алюминиевых первичных с использованием коэффициента 1, 19 несостоятельна, поскольку данные письма не являются нормативными документами, регламентирующими тарифы на перевозки.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, пояснениями представителей сторон в июне - июле 2013 года истец предъявил, а ответчик принял к перевозке 105 вагонов с грузами - сплавами цветных металлов, следовавших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЫ 917658, ЭЫ 931356, ЭЫ 931591, ЭЫ 963601, ЭЫ 963995, ЭЫ 944547, ЭЫ 944628, ЭЫ 944766, ЭЬ 017386, ЭЬ 017843, ЭЬ 016886, ЭЬ 015120, ЭЬ 044347, ЭЬ 044698, ЭЬ 044542, ЭЬ 044898, ЭЬ 061039, ЭЬ 061255, ЭЬ 108611, ЭЬ 100846, ЭЬ 100132, ЭЬ 110663, ЭЬ 118446, ЭЬ 141117, ЭЬ 140954, ЭЬ 153584, ЭЬ 195607, ЭЬ 195182, ЭЬ 195016, ЭЬ 194841, ЭЬ 204169, ЭЬ 204312, ЭЬ 224329, ЭЬ 241112, ЭЬ 241051, ЭЬ 241175, ЭЬ 251735, ЭЬ 274389, ЭЬ 274602, ЭЬ 274220, ЭЬ 289667, ЭЬ 273972, ЭЬ 370392, ЭЬ 394198, ЭЬ 394603, ЭЬ 405476, ЭЬ 405205, ЭЬ 504097, ЭЬ 491088, ЭЬ 490788, ЭЬ 490678, ЭЬ 490910, ЭЬ 459761, ЭЬ 490584, ЭЬ 490408, ЭЬ 490495, ЭЬ 501270, ЭЬ 491755, ЭЬ 521690, ЭЬ 539119, ЭЬ 539200, ЭЬ 521339, ЭЬ 521559, ЭЬ 573802, ЭЬ 573281, ЭЬ 573023, ЭЬ 583739, ЭЬ 611174, ЭЬ 623207, ЭЬ 616741, ЭЬ 623850, ЭЬ 622136, ЭЬ 624850, ЭЬ 657949, ЭЬ 667972, ЭЬ 668269, ЭЬ 658192, ЭЬ 714612, ЭЬ 715246, ЭЬ 714717, ЭЬ 809770, ЭЬ 809539, ЭЬ 803904, ЭЬ 803267, ЭЬ 803573, ЭЬ 804222, ЭЬ 840096, ЭЬ 835960, ЭЬ 826697, ЭЬ 826629, ЭЬ 835874, ЭЬ 862262, ЭЬ 862686, ЭЬ 881594, ЭЬ 882260, ЭЬ 923336, ЭЬ 930417, ЭЬ 963120, ЭЬ 978694, ЭЭ 069320, ЭЭ 115876, ЭЭ 115727, ЭЭ 148276, ЭЭ 334786, ЭЭ 336613 в непрямом международном железнодорожно-водном сообщении со станции ФИО3 Западно-Сибирской ж.д. на станцию Новый Порт Экс. Октябрьской ж.д. и далее водным транспортом в США.
В транспортных железнодорожных накладных в графе «Наименование груза» истцом указаны различные наименования перевозимого груза.
По накладным №№ ЭЬ 667972, ЭЬ 668269, ЭЬ 714612, ЭЬ 715246, ЭЬ 714717, ЭЬ 809770, ЭЬ 809539, ЭЬ 803904, ЭЬ 803267, ЭЬ 803573, ЭЬ 804222, ЭЬ 835960, ЭЬ 826697, ЭЬ 826629, ЭЬ 835874, ЭЬ 862262, ЭЬ 862686, ЭЬ 881594, ЭЬ 882260, ЭЬ 923336, ЭЬ 930417, ЭЬ 963120, ЭЬ 978694 (всего 23 вагона) перевозился груз -сплавы алюминиевые, первичные кодом по ГНГ 76012020, сплавы цветных металлов кодом по ЕТСНГ 331478.
По накладным №№ ЭЭ 069320, ЭЭ 115876, ЭЭ 115727, ЭЭ 334786, ЭЭ 336613 (всего 5 вагонов) перевозился груз - сплавы алюминиевые кодом по ГНГ 76012000, сплавы цветных металлов кодом по ЕТСНГ 331478.
По накладным №№ ЭЫ 917658, ЭЫ 931356, ЭЫ 931591, ЭЫ 963601, ЭЫ 963995, ЭЫ 944547, ЭЫ 944628, ЭЫ 944766, ЭЬ 017386, ЭЬ 017843, ЭЬ 016886, ЭЬ 015120, ЭЬ 044347, ЭЬ 044698, ЭЬ 044542, ЭЬ 044898, ЭЬ 061039, ЭЬ 061255, ЭЬ 108611, ЭЬ 100846, ЭЬ 100132, ЭЬ 110663, ЭЬ 118446, ЭЬ 141117, ЭЬ 140954, ЭЬ 153584, ЭЬ 195607, ЭЬ 195182, ЭЬ 195016, ЭЬ 194841, ЭЬ 204169, ЭЬ 204312, ЭЬ 224329, ЭЬ 241112, ЭЬ 241051, ЭЬ 241175, ЭЬ 251735, ЭЬ 274389, ЭЬ 274602, ЭЬ 274220, ЭЬ 289667, ЭЬ 273972, ЭЬ 370392, ЭЬ 394198, ЭЬ 394603, ЭЬ 405476, ЭЬ 405205, ЭЬ 504097, ЭЬ 491088, ЭЬ 490788, ЭЬ 490678, ЭЬ 490910, ЭЬ 459761, ЭЬ 490584, ЭЬ 490408, ЭЬ 490495, ЭЬ 501270, ЭЬ 491755, ЭЬ 521690, ЭЬ 539119, ЭЬ 539200, ЭЬ 521339, ЭЬ 521559, ЭЬ 573802, ЭЬ 573281, ЭЬ 573023, ЭЬ 583739, ЭЬ 611174, ЭЬ 623207, ЭЬ 616741, ЭЬ 623850, ЭЬ 622136, ЭЬ 624850, ЭЬ 657949, ЭЬ 658192, ЭЬ 840096, ЭЭ 148276 (всего 77 вагонов) перевозился груз - сплавы алюминиевые, первичные кодом по ГНГ 76012010, сплавы цветных металлов кодом по ЕТСНГ 331478.
Железная дорога, оказав услуги по перевозке, произвела расчет провозной платы на основании Прейскуранта № 10-01, исходя из поправочного коэффициента 1,547, установленного для груза «металлы цветные и их сплавы». Провозная плата списана ответчиком с единого лицевого счета № <***>, открытого истцу на основании договора на организацию расчетов от 26.08.2009 года.
Полагая, что ответчиком допущена неверная тарификация осуществленных перевозок, истец со ссылкой на Таблицу № 4 приложения 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта № 10-01 обратился к перевозчику с претензией от 20.12.2013 года № 58/4-28а, в которой просил возвратить необоснованно удержанные денежные средства в размере 14 601 525 руб.
Претензионное требование извещением от 28.02.2014 № ТЦФТОПР-14/449 Железной дорогой было отклонено, что послужило истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В обоснование возражений, ответчик указал на то, что ГНГ как акт международной организации подлежит прямому применению на территории Российской Федерации, а в связи с исключением из ГНГ кода ГНГ 76012010 применение Таблицы № 4 приложения 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта № 10-01 в части применения коэффициента 1,19 оказалось невозможным до момента изменения прейскуранта компетентным органом.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности, проверив и проанализировав доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы истца отсутствуют. При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Расчет провозной платы произведен перевозчиком на основании Прейскуранта.
Таким образом, из применения общего коэффициента 1,547 выделен более низкий коэффициент 1,19 только для одного вида груза - «сплавы алюминиевые, первичные» кодом по ЕТСНГ 331478, кодом по ГНГ 76012010.
Дополнительный поправочный коэффициент 1,19, таким образом, применялся лишь в случае указания кода ГНГ 76012010 в перевозочном документе. Его отсутствие в транспортной железнодорожной накладной, исключение данного кода из ГНГ либо указание иного кода ГНГ влечет применение при перевозках коэффициента 1,547, установленного для металлов цветных и их сплавов.
Исключения для сплавов алюминиевых с кодами ГНГ 76012020 и 76012000 (как в отправках №№ ЭЬ 667972, ЭЬ 668269, ЭЬ 714612, ЭЬ 715246, ЭЬ 714717, ЭЬ 809770, ЭЬ 809539, ЭЬ 803904, ЭЬ 803267, ЭЬ 803573, ЭЬ 804222, ЭЬ 835960, ЭЬ 826697, ЭЬ 826629, ЭЬ 835874, ЭЬ 862262, ЭЬ 862686, ЭЬ 881594, ЭЬ 882260, ЭЬ 923336, ЭЬ 930417, ЭЬ 963120, ЭЬ 978694, ЭЭ 069320, ЭЭ 115876, ЭЭ 115727, ЭЭ 334786, ЭЭ 336613) Прейскурантом № 10-01 не установлены.
Вместе с тем истцом в названных накладных указаны коды ГНГ 76012020 и 76012000, в связи с чем ответчик правомерно применил дополнительный поправочный коэффициент 1,547 при перевозках металлов цветных и их сплавов по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЬ 667972, ЭЬ 668269, ЭЬ 714612, ЭЬ 715246, ЭЬ 714717, ЭЬ 809770, ЭЬ 809539, ЭЬ 803904, ЭЬ 803267, ЭЬ 803573, ЭЬ 804222, ЭЬ 835960, ЭЬ 826697, ЭЬ 826629, ЭЬ 835874, ЭЬ 862262, ЭЬ 862686, ЭЬ 881594, ЭЬ 882260, ЭЬ 923336, ЭЬ 930417, ЭЬ 963120, ЭЬ 978694, ЭЭ 069320, ЭЭ 115876, ЭЭ 115727, ЭЭ 334786, ЭЭ 336613.
Как правомерно счел суд первой инстанции, в условиях, когда тарификация перевозок была увязана ФСТ России с содержанием ГНГ, измененной в установленном порядке, применение приказа ФСТ России от 27.11.2012 № 303-т/3 в части применения дополнительного поправочного коэффициента 1,19 к перевозкам отдельных видов алюминиевых сплавов с 01.06.2013 оказалось невозможным, ввиду отсутствия в ГНГ позиции 76012010. После внесения изменения в ГНГ потребовалось изменение нормативно-правового акта Российской Федерации.
Невозможность тарификации перевозок сплавов алюминиевых первичных с использованием коэффициента 1,19 в результате внесения изменений в ГНГ признана ФСТ России в письмах от 10.07.2013 № ТС-6770/10, от 31.12.2013 года № ТС-14042/10.
Приведение нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствие с международными документами состоялось позже исполнения сторонами спорных договоров перевозки (приказ ФСТ России от 12.03.2014 года № 52-т/1 «О внесении изменений и дополнений в Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»).
В силу п. 2.2.1 Прейскуранта при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз. При таких обстоятельствах при исключении из ГНГ кода 76012010 ОАО РУСАЛ НАЗ должен был обратиться в компетентный орган для принятия решения об отнесении груза к существующему коду. Доказательств направления соответствующего обращения истец не представил.
Довод истца о том, что ответчик, являясь субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, самостоятельно установил тариф на перевозку сплавов цветных металлов, отличный от тарифа, утвержденного соответствующим государственным органом, правомерно отклонен судом первой инстанции, как не соответствующий фактическим обстоятельствам, поскольку из материалов дела следует, что ответчик в условиях невозможности применения коэффициента 1,19 для сплавов алюминиевых, первичных при тарификации руководствовался Прейскурантом и при расчете применил коэффициент 1,547, предусмотренный для данного груза обобщенного наименования.
Вместе с тем, документально не подтверждается и факт установления тарифа ОСЖД. Комитет ОСЖД, как депозитарий ГНГ, письмом от 29.04.2013 внес изменения в номенклатуру, удалив строки наименований грузов, что не противоречит компетенции данной международной организации.
В связи с данным обстоятельством до момента изменения нормативно-правовых актов Российской Федерации при перевозках алюминиевых сплавов должен применяться коэффициент 1,547, предусмотренный для металлов цветных и их сплавов. По отправкам №№ ЭЫ 917658, ЭЫ 931356, ЭЫ 931591, ЭЫ 963601, ЭЫ 963995, ЭЫ 944547, ЭЫ 944628, ЭЫ 944766, ЭЬ 017386, ЭЬ 017843, ЭЬ 016886, ЭЬ 015120, ЭЬ 044347, ЭЬ 044698, ЭЬ 044542, ЭЬ 044898, ЭЬ 061039, ЭЬ 061255, ЭЬ 108611, ЭЬ 100846, ЭЬ 100132, ЭЬ 110663, ЭЬ 118446, ЭЬ 141117, ЭЬ 140954, ЭЬ 153584, ЭЬ 195607, ЭЬ 195182, ЭЬ 195016, ЭЬ 194841, ЭЬ 204169, ЭЬ 204312, ЭЬ 224329, ЭЬ 241112, ЭЬ 241051, ЭЬ 241175, ЭЬ 251735, ЭЬ 274389, ЭЬ 274602, ЭЬ 274220, ЭЬ 289667, ЭЬ 273972, ЭЬ 370392, ЭЬ 394198, ЭЬ 394603, ЭЬ 405476, ЭЬ 405205, ЭЬ 504097, ЭЬ 491088, ЭЬ 490788, ЭЬ 490678, ЭЬ 490910, ЭЬ 459761, ЭЬ 490584, ЭЬ 490408, ЭЬ 490495, ЭЬ 501270, ЭЬ 491755, ЭЬ 521690, ЭЬ 539119, ЭЬ 539200, ЭЬ 521339, ЭЬ 521559, ЭЬ 573802, ЭЬ 573281, ЭЬ 573023, ЭЬ 583739, ЭЬ 611174, ЭЬ 623207, ЭЬ 616741, ЭЬ 623850, ЭЬ 622136, ЭЬ 624850, ЭЬ 657949, ЭЬ 658192, ЭЬ 840096, ЭЭ 148276 ответчиком правомерно применен коэффициент 1,547.
В дело не представлены доказательства отсутствия правовых оснований для взимания перевозчиком с грузоотправителя провозной платы в установленном размере. Напротив, доказательствами подтверждается факт заключения договоров перевозки грузов и тарификации провозных платежей ответчиком в соответствии с установленными тарифами с учетом норм международных договоров и нормативных документов.
Апелляционные доводы истца подлежат отклонению апелляционным судом на основании следующего.
Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2)» (далее - прейскурант) утвержден постановлением ФЭК России от 17.06.2003 года № 47-т/5, зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2003 года за № 4882.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Прейскуранта последний разработан в соответствии с федеральным законом от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и УЖТ РФ и определяет, кроме прочего, тарифы на перевозки грузов, выполняемые ОАО «РЖД» по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Уровень тарифов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Расчет плат за перевозку грузов во всех видах сообщения (за исключением транзита, если иное не предусмотрено международными договорами), осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в разделе 2 Прейскуранта.
Полномочиями федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте согласно п. 1 и п.п. 5.3.1.21 -5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 332, наделена Федеральная служба по тарифам Российской Федерации - ФСТ России.
Подпунктом 2.2.1 Прейскуранта установлено, что наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. При перевозке грузов в указанных случаях в перевозочных документах дополнительно может быть указано наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (далее - ГНГ), если эта информация оказывает влияние на порядок определения тарифа. При перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.
Согласно пп. 2.37.1 Прейскуранта к платам за перевозку грузов повагонными, групповыми, маршрутными, мелкими отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД, определенным по соответствующим правилам данного раздела настоящего Тарифного руководства, применяются дополнительные поправочные коэффициенты, приведенные в таблице № 4 и примечаниях 1 - 3, 10 к ней приложения 3.
Таблицей № 4 приложения 3 к Прейскуранту (в редакции п.п. 1.7, 1.8 приказа ФСТ России от 27.11.2012 г. № 303-т/З «О внесении изменений и дополнений в Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», зарегистрированного в Минюсте России 10.12.2012 года за № 26052, действовавшей в период с 01.01.2013 года по 17.05.2014 года) предусмотрены дополнительные поправочные коэффициенты:
- 1,547 для груза «Металлы цветные и их сплавы, изделия из них производственного назначения (кроме алюминия (код ЕТСНГ 331016), порошка алюминиевого (код ЕТСНГ 331020), сплавов алюминиевых, первичных (код ЕТСНГ 331478, код ГНГ 76012010), проката алюминиевого (код ЕТСНГ 332038)»;
- 1,19 для груза «Сплавы алюминиевые, первичные (код ЕТСНГ 331478, код ГНГ 76012010).
Кроме того, п. 3.6 примечания 3 Таблицы № 4 приложения 3 к Прейскуранту установлен дополнительный коэффициент 0,03 на перевозки алюминия, порошка алюминиевого, проката алюминиевого (коды ЕТСНГ 331016, 331020, 332038), сплавов алюминиевых, первичных (код ЕТСНГ 331478, код ГНГ 76012010), за расстояние, превышающее 2000 км.
Согласно пункту 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 года № 39, наименование груза и его код в железнодорожной накладной указываются в соответствии с тарифным руководством в графе "Наименование груза".
В соответствии с пунктом 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в графе "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю" грузоотправитель разборчиво расписывается, а также указывает свою должность (за исключением, когда грузоотправителем является физическое лицо, либо доверенность выдана лицу, не являющемуся сотрудником данного юридического лица), фамилию и инициалы.
Вместе с тем само Общество указало в названных накладных коды ГНГ 76012020 и 76012000.
При таких обстоятельствах ответчик правомерно применил дополнительный поправочный коэффициент 1,547, при перевозках металлов цветных и их сплавов по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЬ 667972, ЭЬ 668269, ЭЬ 714612, ЭЬ 715246, ЭЬ 714717, ЭЬ 809770, ЭЬ 809539, ЭЬ 803904, ЭЬ 803267, ЭЬ 803573, ЭЬ 804222, ЭЬ 835960, ЭЬ 826697, ЭЬ 826629, ЭЬ 835874, ЭЬ 862262, ЭЬ 862686, ЭЬ 881594, ЭЬ 882260, ЭЬ 923336, ЭЬ 930417, ЭЬ 963120, ЭЬ 978694, ЭЭ 069320, ЭЭ 115876, ЭЭ 115727, ЭЭ 334786, ЭЭ 336613.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 5 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Положения международных договоров действуют в Российской Федерации непосредственно.
Ст. 1 федерального закона «О международных договорах в РФ» допускается заключение международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера, независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).
Обязательства, принятые Российской Федерацией в рамках участия в межправительственных международных организациях - Всемирной таможенной организации и Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), предусматривают применение ею Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Гармонизированной номенклатуры грузов.
В соответствии с Основными положениями о Гармонизированной номенклатуре грузов ГНГ служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран - членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС. ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной Организации и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог. Наименования разделов, глав и позиций соответствуют тексту ГС. ГНГ обязательна для каждой железной дороги стран - членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС.
Изменения в ГНГ могут вноситься только после предварительного внесения изменений в Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог. Депозитарием ГНГ является Комитет ОСЖД.
Решением XXVIII заседания Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД (22.04.2013, г. Одесса) с 01.06.2013 из ГНГ исключена позиция 76012010 «Сплавы алюминиевые, первичные», о чем участники соглашения были проинформированы письмом Комитета ОСЖД от 29.04.2013 № III-033.Z/13.
При таких обстоятельствах, в условиях, когда тарификация перевозок была увязана ФСТ России с содержанием ГНГ, измененной в установленном порядке, применение приказа ФСТ России от 27.11.2012 года № 303-т/З в части применения дополнительного поправочного коэффициента 1,19 к перевозкам отдельных видов алюминиевых сплавов с 01.06.2013 года оказалось невозможным, ввиду отсутствия в ГНГ позиции 76012010. После внесения изменения в ГНГ потребовалось изменение нормативного-правового акта Российской Федерации.
Невозможность тарификации перевозок сплавов алюминиевых первичных с использованием коэффициента 1,19 в результате внесения изменений в ГНГ признано ФСТ России в письмах от 10.07.2013 года № ТС-6770/10, от 31.12.2013 №ТС-14042/10.
Приведение нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствие с международными документами состоялось позже исполнения сторонами спорных договоров перевозки (приказ ФСТ России от 12.03.2014 года № 52-т/1 «О внесении изменений и дополнений в Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами").
В силу п. 2.2.1 Прейскуранта при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз. При таких обстоятельствах при исключении из ГНГ кода 76012010 ОАО РУСАП НАЗ должен был обратиться в компетентный орган для принятия решения об отнесении груза к существующему коду. Доказательств направления соответствующего обращения истец не представил.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 по делу № А56-35206/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | В.Б. Слобожанина | |
Судьи | И.В. Сотов В.В. Черемошкина |