ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-7511/2022 от 26.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 мая 2022 года

Дело № А21-8992/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Протас Н.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Шпакович Ю.В.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-7511/2022 )  Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской областина решение Арбитражного суда  Калининградской области от 21.01.2022 по делу № А21-8992/2021 (судья Широченко Д.В.), принятое

по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Октябрьское»

к Министерству природных ресурсов и экологи Калининградской области

об отмене постановления от 14.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №552/2021

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Октябрьское» (ИНН 3906037502, ОГРН 1023901018140; далее - СНТ «Октябрьское», Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ИНН 3906976260, ОГРН 1153926037165; далее – Министерство, административный орган) от 14.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 552/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее – КоАП КО).

Решением суда от 21.01.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление от 14.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 552/2021 признано незаконным и отменено.

Не согласившись с вынесенным решением суда, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.01.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что материалами административного дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО; имеющиеся в материалах дела фототаблицы содержат достаточно сведений для установления места и времени совершения правонарушения, а доказательства, полученные уполномоченным должностным лицом, не противоречат законодательству Российской Федерации.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Министерства в отношении СНТ «Октябрьское» составлен протокол от 08.07.2021 № 552/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.

В протоколе от 08.07.2021 № 552/2021 указано, что 21.04.2021 года в 12 час. 31 мин. сотрудником Министерства в ходе мониторинга территории городского округа «Город Калининград» на предмет соблюдения Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа «Город Калининград» от 20.05.2015 № 161, выявлено, что территория общего назначения, расположенная в границах СНТ «Октябрьское» (ул. Аксакова в г. Калининграде), прилегающая к земельному участку с кадастровым номером 39:15:133005:19 (территория СНТ «Октябрьское», ул. Отрадная, 41), захламлена навалом бытового мусора, а также порубочными остатками.

В ходе повторного выезда по указанному адресу 17.05.2021 в 12 час. 39 мин. установлено, что территория СНТ «Октябрьское» захламлена тем же мусором, мусор не убран, следовательно, работы по уборке территории не производились продолжительное время, что подтверждаются фотофиксацией.

Таким образом, Министерство пришло к выводу о том, что СНТ «Октябрьское» не прияты меры по уборке территории городского округа «Город Калининград», что является нарушением пунктов 2.9.2, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.6 и 3.6.6.11 Правил № 161.

Постановлением Министерства от 14.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №552/2021 СНТ «Октябрьское» привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 пункта 1 статьи 73 КоАП КО за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если ответственность за данное действие не предусмотрена федеральным законодательством, выразившееся в невыполнении работ по ежедневной уборке территорий муниципальных образований, а именно: подметание и сбор мусора, уборка и вывоз опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников (кряжи, ветви), уборка грунтовых наносов, лицами, ответственными за проведение таких работ.

Общество, не согласившись с данным постановлением, оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Министерства от 14.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 552/2021.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции от 21.01.2022 в связи со следующим.

Решением городского Совета депутатов городского округа «Город Калининград» от 20.05.2015 № 161 утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград» (далее – Правила благоустройства, действовали на момент выявления правонарушения).

Согласно пункту 2.9 Правил благоустройства уборка территорий - комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в том числе газонов, и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарноэпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 3.6.1 Правил благоустройства уборка городских территорий осуществляется ежедневно.

Согласно с пункту 3.6.2 Правил благоустройства уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, осуществляются собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями.

В силу пункта 3.6.6 Правил благоустройства ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе:

 - на основных территориях - юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда (пункт 3.6.6.1);

 - на территории гаражных обществ и садоводческих товариществ - председатели этих обществ (товариществ), а в случае их отсутствия - лицо, замещающее председателя. Оборудование контейнерных площадок для сбора ТКО на территориях гаражных обществ и садоводческих товариществ должно осуществляться за счет средств общества (товарищества). Сбор и вывоз ТКО с основных территорий, из контейнеров осуществляются по договорам со специализированными организациями (пункт 3.6.6.11).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 13.07.2020 № 431, действующей на момент выявления правонарушения) установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если ответственность за данное действие не предусмотрена федеральным законодательством, выразившееся:

в невыполнении работ по ежедневной уборке территорий муниципальных образований, а именно: подметание и сбор мусора, уборка и вывоз опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников (кряжи, ветви), уборка грунтовых наносов, лицами, ответственными за проведение таких работ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения СНТ «Октябрьское» к административной ответственности послужил факт выявления Министерством того обстоятельства, что 21.04.2021 года в 12 час. 31 мин. в ходе мониторинга территории городского округа «Город Калининград» на предмет соблюдения Правил № 161, выявлено, что территория общего назначения, расположенная в границах СНТ «Октябрьское» (ул. Аксакова в г. Калининграде), прилегающая к земельному участку с кадастровым номером 39:15:133005:19 (территория СНТ «Октябрьское», ул. Отрадная, 41), захламлена навалом бытового мусора, а также порубочными остатками. При этом 17 мая 2021 года в 12 час. 39 мин. в рамках повторного выезда по вышеуказанному адресу установлено, что территория СНТ «Октябрьское» захламлена тем же мусором, мусор не убран, следовательно, работы по уборке территории не производились продолжительное время.

В подтверждение факта вмененного Обществу правонарушения Министерство ссылается на акты фиксации выявленного административного правонарушения от 21.04.2021 и от 17.05.2021 с фототаблицами, которые были составлены  должностным лицом Министерства в одностороннем порядке.

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, из фотографий не представляется возможным достоверно установить конкретное место обнаружения мусора и порубочных остатков с привязкой к местности (территории муниципального образования, вплоть до наименования населенного пункта, улиц, номера дома); в данных фототаблицах зафиксировано несанкционированное складирование бытового мусора и порубочных остатков с указанием только времени его обнаружения посредством фотосьемки, без какой-либо соотносимости с деятельностью Товарищества.

Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих, что зафиксированные на фотографиях навалы бытового мусора и порубочных остатков находятся именно на территории общего назначения, расположенной в границах СНТ «Октябрьское», административным органом не представлено. Таким доказательством не может являться указание адреса «г.Калининград, территория общего назначения, расположенная в границах СНТ «Октябрьское», ул. Аксакова» в фототаблице, которая составлена в одностороннем порядке должностным лицом Министерства.

Доводы Министерства относительно информации, полученной на информационном портале «Публичная кадастровая карта», о том, что место, захламленное бытовым мусором и порубочными остатками, находится на территории общего пользования СНТ «Октябрьское» в г. Калининграде, в границах территории земельного участка с кадастровым номером 39:15:133005:1, правомерно отклонены судом первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела представитель административного органа не пояснил, каким образом содержащаяся на информационном портале «Публичная кадастровая карта» информация о земельном участке соотносится с данными фототаблиц и может быть принята во внимание для целей установления действительного места складирования мусора и порубочных остатков, при том, что на фотографиях и в актах от 21.04.2021 и 17.05.2021 не указаны географические координаты, которые позволили бы соотнести место фотофиксации с координатами земельного участка СНТ «Октябрьское» с кадастровым номером 39:15:133005:1.

Осмотр территории в соответствии с требованиями КоАП РФ с участием понятых, представителя Товарищества или с применением видеофиксации административным органом не производился.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, оценив в совокупности представленные в материалы дела документы суд апелляционной инстанции полагает, что Министерством не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Министерства от 14.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №552/2021.

Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 21.01.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области от 21 января 2022 года по делу № А21-8992/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Н.И. Протас

 О.В. Фуркало