ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8027/2022 от 15.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 июня 2022 года

Дело № А56-110840/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Галенкиной К.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Евстегнеевой Е.В.

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 15.06.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-8027/2022 )  общества с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Инжиниринг» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2022 по делу № А56-110840/2021 (судья Вареникова А.О.), принятое по иску администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Инжиниринг» о взыскании,

установил:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Инжиниринг» (далее – ответчик, Общество) о взыскании по договору аренды земельного участка от 03.04.2017 №6316/1.6-08 задолженности в размере 10 467 869,46 руб., пеней за просрочку исполнения обязательств в размере 16 950 274,96 руб., начисленных по состоянию на 17.11.2021.

            Решением от 10.02.2022 иск удовлетворен.

            Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав наненадлежащее уведомление ответчика о дате и месте рассмотрения дела. По мнению Общества, размер арендной платы подлежит исчислению по правилам, установленным положениями пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, ввиду размещения на предоставленном в аренду земельном участке (кадастровый номер 47:07:0505005:42) сооружений и комплекса водопроводных сооружений – Водоочистных сооружений в г.п. Кузьмоловский.

В судебном заседании 15.06.2022 на основании ч. 3 ст. 18 АПК РФ произведена замена состава суда. Судья Баженова Ю.С. заменена на судью Нестерова С.А.

Доводы жалобы о процессуальных нарушениях проверены апелляционным судом и отклонены с учетом имеющихся в материалах дела доказательств отправки судебной корреспонденции в адрес ответчика.

В судебном заседании  представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (арендодатель) и ООО «Северо-Запад Инжиниринг» (арендатор), заключили договор аренды земельного участка от 03.04.2017 №6316/1.6-08, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование за плату земельный участок с кадастровым номером №47:07:0505005:42, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Кузьмоловское городское поселение, г. п. Кузьмоловский, площадью 43 000 кв.м., указанный участок находится в собственности МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, участок передан для использования в целях осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

На основании пункта 1.5. договора с даты подписания договора участок считается фактически переданным арендатору для целей его использования по назначению.

С даты подписания договора арендатор приступает использованию участка по целевому назначению.

Согласно п. 1.8. договора на дату подписания договора отсутствуют причины, препятствующие использованию участка по целевому назначению исходя из цели, указанной в пункте 1.1. договора.

В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды участка установлен с 01.04.2017 по 30.11.2031.

Арендатор принял на себя обязательство согласно пункту 4.4.3 договора своевременно и полностью вносить установленную договором и последующими изменениями и дополнениями к нему арендную плату и пени за пользование объектом.

В соответствии с пунктом 3.2. договора размер арендной платы составляет     2016700,00 руб., без учета НДС.

В силу пункта 3.4 договора арендная плата вносится арендатором равными долями ежеквартально, не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября.

Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору, арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,15% от размера невнесения арендной платы за каждый день просрочки

Как указал истец, ответчиком не в полном объеме исполняются обязательства по внесению арендной платы, что привело к образованию задолженности по договору аренды за период с 01.07.2017 по 31.03.2020 в размере 10 467 869,46 руб., пеней по состоянию на 17.11.2021 в размере 16 950 274,96 руб.

В адрес Общества направлены претензии от 19.02.2020 №1485/4.4-40, от 09.04.2020 № 981/4.4-20 с требованием о погашении задолженности по арендной плате и пеней и одновременным уведомлением в случае неисполнения обязательства по погашению задолженности и пеней о расторжении договора аренды с 15.05.2020.

Указанные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим изменению по следующим основаниям.

Согласно абзацу 3 пункта 1.1 договора аренды следует, что договор аренды заключен в соответствии с условиями концессионного соглашения от 16.12.2016. 

Концессионное соглашение от 16 декабря 2016 года, заключенное в отношении имущества социально значимого объекта «Система централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, включено в состав приложений договора аренды (раздел 9 договора аренды) и является его неотъемлемой частью (т.1 л.д. 33-104).

Согласно абзацу 45 пункта 1.1 статьи 1 части 1 концессионного соглашения следует, что под Объектом, в отношении которого концессионером подлежит осуществление работ по реконструкции и капитальному ремонту, понимается имущество социально значимого объекта «Систем централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», включая имущество производственнотехнологических комплексов: Ладожская насосная станция, Ладожский водовод, Водоочистные сооружения (ВОС) г. Всеволожск, Водоочистные сооружения (ВОС) в г.п. Кузьмоловский системы централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, а также комплекс зданий, строений, сооружений и оборудования, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды и(или) технической воды. Согласно указанной норме концессионного соглашения описание и состав, в том числе технико-экономические показатели Объекта соглашения, и входящего в состав Объекта имущества определяются Приложением № 1 к концессионному соглашению (т.1 л.д. 66-81).

В соответствии с правовыми актами муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, приведенными в вводной части и преамбуле, представленного в материалы дела концессионного соглашения, размещенными в открытом доступе на официальном ресурсе муниципального образования, и приобщенных в материалы настоящего гражданского дела, следует, что решением совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 16 апреля 2015 года № 46 «О социально значимой системе централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», а также в соответствии с текстом самого концессионного соглашения, в отношении Объекта (концессионного имущества, включая ВОС Кузьмоловский, расположенного на земельном участке представленному по договору аренды № 6316/1.6-08) установлен статус социально значимого объекта, представляющего собой единый комплекс технологически связанных между собой зданий, строений, сооружений, расположенных на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и(или) технической воды потребителям на территории Всеволожского муниципального района. Перечень имущества входящего в состав социально значимого объекта приведен в Приложении № 1 к решению совета депутатов № 46.

В состав концессионного имущества (Объекта) и в состав самого социально значимого объекта «Система централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области входит имущество водоочистных сооружений в городском поселке Кузьмоловский, расположенных на земельном участке предоставленном Администрацией Обществу по договору аренды № 6316/1.6-08, в том числе резервуары чистой воды, трубопровод Ладожской воды, хлораторная и иные административно-технологические объекты предназначенные для водоснабжения включая технологические процессы транспортировки, водоочистки воды.

Указанные Объекты (концессионное имущество по концессионному соглашению, по производственно-технологическому комплексу «ВОС Кузьмолово»), расположенные на арендуемом земельном участке, отражены, как в тексте самого договора аренды (листы дела №№ 17-18), так и в приложенных к договору выписках из ЕГРН (листы дела №№ 23- 24), и приложении № 1 к концессионному соглашению, являющихся неотъемлемой частью договора аренды (т.1 л.д. №№ 76-81).

Обстоятельства отнесения объекта по концессионному соглашению к социально значимому объекту, также подтверждаются решением совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.01.2016 № 5 «О заключении концессионного соглашения в отношении имущества социально значимого объекта «Система централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», также размещенного в свободном доступе, включая размещение на официальном информационном ресурсе (портале) муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу (ссылке): https://www.vsevreg.ru/regulatory/boardecision/third/26221/.

Установленным обязательством концессионера по концессионному соглашению, не подлежащему прекращению с момента заключения соглашения до момента передачи объектов концеденту, является осуществление холодного водоснабжения потребителей (пункт 2.1 статьи 2, подпункт «л» пункта 7.1 статьи 7, пункт 24.1 статьи 24) (т.1 л.д. №№ 37 (оборот), л.д.41, 51).

При этом согласно Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, следует, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: - принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке; - принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.

В соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (глава 6) деятельность по холодному водоснабжению отнесена к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения.

Порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определен положениями статьи 33 названного федерального закона.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, установлено, что расходы на арендную плату не могут превышать размер экономически обоснованных расходов, определяемых исходя из принципа возмещения арендодателю налога на землю.

Согласно пункту 12.11 концессионного соглашения расходы по арендной плате за предоставленные концессионеру (ответчику) земельные участки подлежат учету в тарифе на холодное водоснабжение в порядке, установленном законодательством, т.е. в соответствии с требованиями пункта 44 Основ ценообразования.

В соответствии с приложениями №№ 4 и 7 к концессионному соглашению основные мероприятия по проекту сформированы на основании документов перспективного развития поселений, включая схемы водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.

Также, в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения поселения (муниципальное образование «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) в сфере развития системы водоснабжения населения Генерального плана муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области от 23.12.2014 № 223, на арендуемом земельном участке площадью 43 000 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0505005:42, планируется размещение объекта местного значения инженерной инфраструктуры – водопроводные очистные сооружения.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией и сведениями, размещенными в открытом доступе ФГИС ТП, заключением управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 21 апреля 2022 года № 1155 и фрагментом карты размещения объектов местного значения, предоставленной на основании положений главы 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и находящейся в распоряжении Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО (истца), представленным в материалы дела письмом администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 04.05.2022 № 590/01-06.

Кроме того, согласно Положению о территориальном планировании Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 08 июня 2021 года № 356 «Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области энергетики (за исключением электроэнергетики)», водоочистные сооружения в г.п. Кузьмоловский, расположенные на земельном участке, предоставленном в аренду по договору от 03.04.2017 № 6316/1.6-08 (кадастровым номером 47:07:0505005:42), являются объектом регионального значения (номер объекта регионального значения 04.89.3.003 по перечню 1.2 Положения), имеющее назначение развитие системы водоснабжения и водоотведения на территориях муниципальных образований Ленинградской области.

Данный объект отражен на карте планируемого размещения объектов регионального значения, утвержденной в составе схемы территориального планирования Ленинградской области в области энергетики (за исключением электроэнергетики).

Таким образом, как на момент заключения концессионного соглашения (16.12.2016 г.), так и на момент заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:0505005:42 (03.04.2017) на земельном участке положениями документов территориального планирования установлено размещение объекта местного значения инженерной инфраструктуры в сфере водоснабжения – водопроводные очистные сооружения, которые подлежат созданию (реконструкции) Обществом в рамках исполнения концессионного соглашения.

Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьей 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) 6 водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Согласно пункту 5 Правил № 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2013 г. №217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» (далее - Приказ № 217), утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Поскольку спорный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности (в спорный период), использовался Обществом в период действия договора аренды для целей строительства (размещения) объекта инженерной инфраструктуры местного значения, а именно водоочистных (водопроводных очистных) сооружений в поселке Кузьмоловский, с помощью которого осуществляется транспортировка, поставка потребителям, то есть используется для осуществления холодного водоснабжения,  арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа № 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, то есть 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Факт использования концессионного имущества, расположенного на арендуемом земельном участке, подтверждается приказами ЛенРТК от 23.06.2017 №69-п, от 09.12.2017 № 325-п, 23.11.2018 № 252-п, 28.11.2019 №372-п, об установлении тарифов на холодное водоснабжение.

Размещение объекта местного значения в сфере водоснабжения подразумевает одновременно, как строительство, реконструкцию, так и последующую эксплуатацию. иное означает дифференциацию ставок арендной платы в зависимости от цели использования земельного участка, а не от вида размещаемого объекта, что противоречит приведенным положениям.

В соответствии с договорами аренды земельных участков №№ 169/4.4-08 от 09.12.2019, 135/4.4-08 от 25.01.2019, 6317/1.6-08 от 03.04.2017, представленными в материалы дела и заключенными сторонами в отношении большей части концессионного имущества (за исключением ВОС в п. Кузьмоловский) по тем же основаниям, в отношении: производственно-технологического комплекса «Ладожская насосная станция», «Водоочистные сооружения города Всеволожска», расчет арендной платы произведен исходя из 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленных приказом Минэкономразвития от 23 апреля 2013 г. № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод».

Представленный подателем жалобы расчет арендной платы проверен апелляционным судом и признан правильным, истцом не опровергнут.

Согласно представленному Обществом расчету следует, что размер арендной платы в квартал составляет 62 513,19 руб. (из расчета ставки 0,7 от кадастровой стоимости земельного участка - 35 721 820 руб.), а за весь спорный период с 01.04.2017 по 31.03.2020 должен составить 750 158,28 руб., в том числе за периоды: с 01.04.2017 по 31.12.2017 – 187 539,57 рублей = 62 513,19 x 3 (кол-во кварталов);

с 01.01.2018 по 31.12.2018 – 250 052,76 рублей = 62 513,19 x 4 (кол-во кварталов);

с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 250 052,76 рублей = 62 513,19 x 4 (кол-во кварталов);

с 01.01.2020 по 31.03.2020 – 62 513,19 рублей = 62 513,19 x 1 (кол-во кварталов).

Из представленного истцом в материалы дела расчета арендной платы (т.1 л.д. 7) следует, что Обществом в спорный период внесена оплата по договору от 03.04.2017 № 6316/1.6-08 в общей сумме 1 406 839,62 руб., что превышает размер арендной платы за спорный период и указывает на отсутствие задолженности за спорный период с учетом приведенных нормативных актов.

Вместе с тем материалами дела подтверждается факт несвоевременного внесения арендной платы со стороны ответчика, в связи с чем требование о взыскании договорной неустойки подлежит частичному удовлетворению.

Согласно положениям пункта 3.4 договора аренды арендная плата подлежит внесению равными долями ежеквартально, не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября, то есть по 62 513,19 руб. за каждый квартал.

В нарушение указанного положения арендатором допущена просрочка внесения арендной платы ввиду чего с ответчика подлежит взысканию неустойка за период с 15.06.2017 по 24.04.2020 (дата фактической оплаты задолженности) в размере  121 187,74 руб.

При таких обстоятельствах решение подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 10.02.2022 по делу №  А56-110840/2021   изменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Инжиниринг» в пользу Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области 121187,74 руб. неустойки.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Инжиниринг» в доход федерального бюджета 708,00 руб. государственной  пошлины по иску.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Инжиниринг» 2987,00 руб. расходов по государственной пошлине по  апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

К.В. Галенкина

С.А. Нестеров