ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8321/2023 от 08.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 ноября 2023 года

Дело № А21-9070/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.01.2022 (онлайн)

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8321/2023 ) АО «Россети Янтарь» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2023 по делу № А21-9070/2022 , принятое

по заявлению АО «Россети Янтарь»

к  УФАС по Калининградской области

3-и лица: 1) ООО «СБ «Регион»; 2) ООО «Инбрэс»; 3) ООО «Параметр»

о признании незаконными решения, предписания

установил:

Акционерное общество «Россети Янтарь» (ОГРН: <***>, адрес: 236022, <...>, далее – АО «Россети Янтарь», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения № 039/07/3-599/2022 от 20.07.2022 и предписания № Т- 30/2022 от 20.07.2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН: <***>, адрес: 236006, <...>; далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "СБ "Регион" (ОГРН <***>, адрес: 236016, <...>, лит. А, пом. XLII, далее - ООО «СБ «Регион», третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "Инбрэс" (ОГРН: <***>, адрес: 428034, <...>, далее - ООО «Инбрэс», третье лицо-2) и общество с ограниченной ответственностью «Параметр» (адрес: 195040, Москва, ул. Скаковая, д. 17, стр. 1, эт. 2, ком. 24, 25, далее – ООО «Параметр»).

Решением от 25.01.2023 суд первой инстанции отказал АО «Россети Янтарь» в удовлетворении заявления.

Не согласившись с решением суда, АО «Россети Янтарь» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что закупочная документация содержала однозначные требования к участникам и порядок их оценки, в том числе в случае подачи заявки коллективным участником. Заявитель, ссылаясь на положения пункта 1.4.8. документации о закупке, настаивает на несоответствие ООО "СБ "Регион" требованиям подпункта "и" пункта 16 части II "Информационная карта закупки" документации о закупке.

Определением от 25.07.2023 апелляционный суд приостановил рассмотрение настоящего дела до рассмотрения до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы АО «Россети Янтарь» по делу № А21-9071/2022.

31.10.2023 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 АПК РФ судья Протас Н.И. заменена на судью Фуркало О.В.

В отсутствие возражений сторон определением (протокольным) от 31.10.2023 производство по настоящему делу возобновлено.

В судебном заседании 31.10.2023 представитель АО «Россети Янтарь» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 02.06.2022 АО «Россети Янтарь» (Заказчик) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных работ с поставкой материально-технических ресурсов и оборудования по объекту: «Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в г. Калининграде с заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП, РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств телемеханики в г. Калининграде» (II этап), 1 подэтап (150 объектов).

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 158 110 890,78 рублей без учета НДС; 189 733 068,94 рублей с учетом НДС.

ООО "СБ "Регион" как лидер коллективного участника закупки 17.06.2022 подало заявку на участие в конкурсе. Коллективный участник закупки согласно соглашению о коллективном участии от 17.06.2022 состоял из двух юридических лиц - ООО "СБ "Регион" и ООО "ИНБРЭС".

Заявка коллективного участника закупки в составе лидера коллективного участника закупки ООО "СБ "Регион" и члена коллективного участника закупки ООО "Инбрэс" закупочной комиссией Заказчика отклонена.

ООО "СБ "Регион" не согласилось с решением АО «Россети Янтарь» об отклонении заявки и 01.07.2022 в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обратилось с жалобой в Управление.

Решением Управления № 039/07/3-599/2022 от 20.07.2022, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО «СБ «Регион», закупочная комиссия Заказчика — организатора торгов АО «Россети Янтарь» признана нарушившей пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных работ с поставкой материально-технических ресурсов и оборудования (извещение № 32211441613) (далее — Конкурс).

Согласно решению УФАС Обществом неправомерно отклонена заявка коллективного участника — лидера ООО «СБ «Регион» и члена ООО «Инбрэс» на участие в Конкурсе.

На основании решения Обществу, закупочной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание № Т-30/2022 от 20.07.2022, согласно которому надлежало в срок не позднее 09.08.2022:

- отменить протокол рассмотрения заявок участников и проведения переторжки от 30.06.2022 №2/32211441613 и протокол о подведении итогов от 01.07.2022 № 3/32211441613;

- вернуться на стадию рассмотрения общих частей заявок участников на участие в Конкурсе;

 - об исполнении настоящего предписания в письменном виде сообщить в антимонопольный орган, представив доказательства исполнения настоящего предписания.

Не согласившись с решением и предписанием Управления, Общество обжаловало их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии решения и предписания Управления нормам действующего законодательства и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя АО «Россети Янтарь», суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2).

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о закупках отборочные критерии (требования) - это обязательные к исполнению всеми участниками закупки и устанавливаемые в документации о закупке требования, несоответствие которым влечет решение закупочной комиссии об отклонении заявки от дальнейшего рассмотрения.

В силу пункта 2.7 Положения о закупках при оценке соответствия заявки коллективного участника отборочным критериям (требованиям) каждый член коллективного участника должен отвечать условиям извещения о закупке и (или) документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.). Количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника суммируются в соответствии (пропорционально) с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. В случае установления в соглашении членов коллективного участника солидарной ответственности на исполнение договора количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника по критерию "финансовая устойчивость участника закупки" суммируются без отнесения к распределению объема поставки / выполнения работ / оказания услуг по договору между членами коллективного участника.

Пунктом 1.4.1 раздела 1.4 документации о закупке "Требования к участнику закупки" определено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с пунктом 1.4.8 раздела 1.4 документации о закупке в случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры членов объединения суммируются в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника.

Согласно подпункту "к" пункта 16 части II "Информационная карта закупки" документации о закупке участник закупки должен обладать кадровыми ресурсами в составе не менее: рабочих - 23 чел. и ИТР, МОП - 8 человек.

Организатор торгов пришел к выводу, что исходя из требований пункта 1.4.8 части I и подпункта "к" пункта 16 части II документации о закупке лидер коллективного участника закупки должен обладать кадровыми ресурсами в составе не менее: рабочих - 17 (23 х 0,73334) человек и ИТР, МОП - 6 (8 х 0,73334) человек, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в соглашении о коллективном участии от 17.06.2022, члены коллективного участника предусмотрели следующее распределение объемов работ: лидер коллективного участника ООО "СБ "Регион" - 73,334% от общего объема работ; член коллективного участника ООО "Инбрэс" - 26,666% от общего объема работ.

В соответствии со справкой ООО "СБ "Регион" его кадровые ресурсы: рабочих - 4 чел.; ИТР, МОП - 10 чел.

Исследовав и оценив Положение о закупках (пункт 2.7), положения документации о закупке (пункт 1.4.8), представленные коллективным участником закупки в составе лидера коллективного участника закупки ООО "СБ "Регион" и члена коллективного участника закупки ООО "Инбрэс" в составе заявки документы (справки о кадровых ресурсах), соглашение о коллективном участии от 17.06.2022, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами Управления о том, что в рассматриваемом случае коллективный участник закупки при суммировании количественных параметров соответствовал требованиям конкурсной документации.

Следовательно, основания для отклонения заявки ООО "СБ "Регион" от участия в конкурсе у закупочной комиссии заказчика по данному основанию отсутствовали. При этом, кадровый ресурс ООО "Инбрэс" закупочной комиссией Заказчика не оценивался.

Согласно позиции, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в неравное положение с отдельным участком закупки, показатели опыта работ которого суммируются.

При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что примененный комиссией Заказчика подход к рассмотрению заявки коллективного участника противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые решение и вынесенное на его основании предписание являются законными и обоснованными, в связи с чем правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Аналогичная правовая позиция изложена судами трех инстанций по делу №А21-9071/2022, до рассмотрения кассационной жалобы по которому приостанавливалось рассмотрение по настоящему делу.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Возобновить производство по делу № А21-9070/2022.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 января 2022 года по делу № А21-9070/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Россети Янтарь» - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу «Россети Янтарь» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

 Л.В. Зотеева

О.В. Фуркало