ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8441/2022 от 31.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 июня 2022 года

Дело № А56-86390/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Протас Н.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца (заявителя): предст. ФИО2 – доверенность от 16.08.2017

от заинтересованных лиц: 1) предст. ФИО3 – доверенность от 24.01.2022, предст. ФИО4 – доверенность от 20.12.2021, 2) предст. ФИО5 – доверенность от 29.12.2021

от третьего лица: предст. ФИО6 – доверенность от 25.05.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-8441/2022, 13АП-8442/2022, 13АП-8443/2022 ) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению,  государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2022 по делу № А56-86390/2021 (судья Орлова Е.А.), принятое

по заявлению закрытого акционерного общества «Тепломагистраль»

к 1) Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, 2) Комитету по энергетике и инженерному обеспечению

третье лицо: государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»

об оспаривании

установил:

Закрытое акционерное общество «Тепломагистраль» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Тепломагистраль») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просило признать недействительным решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет по тарифам) об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы, изложенное в письме от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1; обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее – Комитет по энергетике)  в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и согласовать Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль»; обязать Комитет по тарифам в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и утвердить Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Предприятие, ГУП «ТЭК СПб»).

Решением суда первой инстанции от 14.02.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены.

На решение суда первой инстанции поданы апелляционные жалобы Комитетом по тарифам, Комитетом по энергетике и Предприятием.

В апелляционной жалобе Комитет по тарифам просит решение суда первой инстанции от 14.02.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом первой инстанции применены положения Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, при этом суд первой инстанции не применил положения Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», а также Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Податель жалобы полагает ошибочным и несоответствующим материалам дела вывод суда первой инстанции о том, что реализуемый заявителем проект строительства тепловой магистральной сети от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции не является завершенным; при этом податель жалобы ссылается на то, что ЗАО «Тепломагистраль» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Тепломагистраль» от 03.03.2010 № 78-0815в-2010, а также свидетельство о государственной регистрации права на объект «Сеть тепловая магистральная, протяженностью 11345 м» от 24.05.2010 № 78-АД 853813. Податель жалобы также указывает на то, что ввиду того, что срок окупаемости проекта был ограничен 8 годами с момента ввода теплотрассы в эксплуатацию  (дополнительное соглашение от 26.03.2005 к Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004), т.е. до 2018 года, и средства на возврат кредитных средств закладывались в необходимую валовую выручку ЗАО «Тепломагистраль» в указанный период, то можно сделать вывод о том, что Соглашение исполнено. Податель жалобы также ссылается на преюдициальные выводы, изложенные в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу № А40-158720/2019. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что представленный Обществом проект инвестиционной программы ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы (исх. № 127 от 17.05.2021, вх. № 01-14-833/21-1-0 от 01.06.2021) был направлен письмом Комитета по тарифам от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 на доработку, в связи с наличием неустраненных в полном объеме замечаний к инвестиционной программе, изложенных в письме Комитета по тарифам от 21.04.2021 № 01-14-833/21-0-1; таким образом письмо Комитета по тарифам от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 не содержало отказа в утверждении инвестиционной программы ЗАО «Тепломагистраль».

В апелляционной жалобе Комитет энергетике просит решение суда первой инстанции от 14.02.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что вопреки положениям статьи 198, части 4 статьи 200, части 5 статьи 201 АПК РФ в решении суда не указано какие права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности нарушены действиями (бездействием) или решениями Комитета по энергетике. Податель жалобы указывает на то, что Комитет по энергетике не наделен полномочиями по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Податель жалобы также ссылается на то, что результат инвестиционного проекта по строительству тепловой сети от Северо-Западной теплоэлектроцентрали до Приморской котельной достигнут; тепловая сеть построена, введена в эксплуатацию, учтена в Схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга, утвержденной Минэнерго России, как действующий элемент теплоэнергетического комплекса Санкт-Петербурга и фактически используется для теплоснабжения потребителей Приморского района Санкт-Петербурга.

В апелляционной жалобе ГУП «ТЭК СПб» просит решение суда первой инстанции от 14.02.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что в силу положений пункта 2.1.3.2 дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004 срок окупаемости проекта установлен до 03.03.2018 (8 лет с даты ввода теплотрассы в эксплуатацию).

В судебном заседании 31.05.2022 представители Комитета по тарифам, Комитета по энергетике и Предприятия поддержали доводы своих апелляционных жалоб; Комитетом по тарифам представлены дополнительные письменные пояснения.

Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнительных письменных объяснениях от 27.05.2022, к которым Обществом приложены дополнительные документы: копия отчета ООО «ЖКС КРОН» об обнаруженных фактах в отношении финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Тепломагистраль» за период с 24.04.2004 по 31.03.2021.

В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ, с учетом мнения остальных лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела представленных Обществом новых доказательств (Отчета ООО «ЖКС КРОН»), которые не были представлены в суд первой инстанции.

По запросу суда апелляционной инстанции заявитель представил на бумажном носителе копию заявления ЗАО «Тепломагистарль» от 13.09.2021 № 210 с приложенными к нему документами, которые ранее были представлены в суд первой инстанции в электронном виде.

 Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Тепломагистраль» письмом от 13.04.2021 № 102 (вх. № 01-14-833/21-0-0 от 14.04.2021) направило в Комитет по тарифам на рассмотрение проект Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2035 годы с документами, подтверждающими необходимость выполнения мероприятий и обоснование планируемых расходов.

Комитет по тарифам письмом от 21.04.2021 № 01-14-833/21-0-1 возвратил Обществу проект Инвестиционной программы на 2022-2035 годы с замечаниями.

ЗАО «Тепломагистраль» письмом от 17.05.2021 № 127 (вх. от 01.06.2021 №01-14-833/21-1-0) представило в Комитет по тарифам пояснения, а также доработанный проект Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы (период окончания реализации Инвестиционной программы изменен с 2035 года на 2028 год) (далее -  Инвестиционная программа).

Комитет по тарифам письмом от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 отказал в рассмотрении проекта Инвестиционной программы, сославшись на положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), а также Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 (далее – Правила №410).

Комитет по тарифам указал на то, что пункт 9 Правил № 410 содержит перечень мероприятий, осуществляемых регулируемыми организациями в рамках реализации инвестиционных программ, к которым, в частности относятся строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения и строительство новых тепловых сетей. Проектом Инвестиционной программы предусмотрена реализация мероприятия «Строительство тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной г.Санкт-Петербурга и теплообменной станции» (далее - Объект) на период 2022-2023 годы. При этом на основании Графика ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию, представленного в составе проекта Инвестиционной программы, срок ввода в эксплуатацию Объекта  2007 год. На основании Свидетельства о государственной регистрации права от 24.05.2010 №78-АД 853813 строительство объекта «Сеть теплоснабжения от Северо-Западной ТЭЦ» завершено в 2010 году, разрешение на ввод в эксплуатацию Объекта получено 03.03.2010. Таким образом, строительство Объекта по состоянию на сегодня завершено, в этой связи включение в Проект Инвестиционной программы мероприятий по строительству завершенного строительством Объекта (тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции) является необоснованным.

Кроме того в обоснование отказа в утверждении Инвестиционной программы Комитет по тарифам сослался также на положения пункта 26 Правил № 410 (учитывая отсутствие установленных показателей энергетической эффективности на 2026-2028 годы и в этой связи невозможность принятия Комитетом по тарифам решения о достижении либо недостижении значений показателей энергетической эффективности в результате реализации Проекта Инвестиционной программы, из данного Проекта необходимо исключить мероприятия со сроком начала реализации с 2026 года), подпункта «а» пункта 30 Правил № 410 (невозможность определения Комитетом по тарифам доступности тарифов ЗАО «Тепломагистраль» по результатам реализации Проекта Инвестиционной программы с учетом необходимости корректировки перечня мероприятий Проекта Инвестиционной программы), подпункта «б» пункта 30 Правил № 410 (не представлена информация о документах (расчетах), подтверждающих непревышение расходов на реализацию мероприятий Проекта Инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенных по УСН); пункта 6 Правил № 410 (в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов; однако информация о наличии предусмотренных в Проекте Инвестиционной программы мероприятий в действующей Схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга не подтверждена).

Полагая незаконным отказ Комитета тарифам в утверждении Инвестиционной программы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом первой инстанции).

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из того, что представленная заявителем Инвестиционная программа не противоречит положениям Правил № 410, основания для отказа в утверждении данной Инвестиционной программы в связи с окончанием строительно-монтажных работ на объекте отсутствуют; реализуемый заявителем проект строительства и эксплуатации тепловой магистральной сети от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции не является завершенным, возврат заемных средств Банку ВТБ (ПАО) произведен не в полном объеме и согласно Проекту Инвестиционной программы может быть осуществлен в 2022-2023 годах. Суд первой инстанции также не согласиться с доводами Комитета по тарифам по остальным основаниям отказа в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы, приведенным в письме от 09.06.2021 №01-14-833/21-1-1. При этом, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что отказ Комитета по тарифам от рассмотрения и утверждения Инвестиционной программы не позволяет учесть в полном объеме размер расходов, связанных с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, противоречит пунктам 32 и 49 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075), Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004, нарушает закрепленный Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» принцип экономической обоснованности затрат заявителя на передачу тепловой энергии.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции от 14.02.2022 подлежащим отмене в связи со следующим.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Согласно определениям, приведенным в статье 1 Закона № 39-ФЗ:

 инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Ссылки суда первой инстанции на положения Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, являются ошибочными.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в котором также содержатся положения о регулировании инвестиционной деятельности в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении утверждение правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее – Правила № 410).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 410 утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 утверждено Положение о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Положение № 1346), в соответствии с которым Комитет по тарифам является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов, цен, розничных цен, размера платы за услуги, предельных размеров оптовых надбавок и розничных надбавок, подлежащих государственному регулированию и регулирование которых отнесено к компетенции Комитета (пункт 1.1 и 1.2 Положения).

В соответствии с пунктом 3.8-22 Положения № 1346 Комитет по тарифам осуществляет, в том числе утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных Комитетом плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Согласно пункту 5 Правил № 410 отказ в утверждении и (или) согласовании инвестиционной программы может быть обжалован регулируемой организацией в судебном порядке.

Согласно пункту 6 Правил № 410 в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.

Пункт 9 Правил № 410 содержит перечень мероприятий, осуществляемых регулируемыми организациями в рамках реализации инвестиционных программ, к которым, в частности относятся строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения и строительство новых тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 410 инвестиционная программа содержит график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

Порядок формирования, перечень форм инвестиционной программы, а также методические рекомендации по заполнению указанных форм (далее - Рекомендации) утверждены приказом Минстроя России от 13.08.2014 №459/пр.

В соответствии с Рекомендациями объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы:

а)    приобретение материалов и оборудования;

б)    осуществление строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ;

в)    осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

г)     подготовку проектной документации;

д)    проведение регистрации объектов.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что инвестиционная программа в сфере теплоснабжения формируется в целях выполнения конкретных мероприятий, результатом реализации которых является ввод объектов в эксплуатацию.

Как следует из материалов дела, в представленном Обществом в Комитет по тарифам письмом от 17.05.2021 № 127 (вх. от 01.06.2021 № 01-14-833/21-1-0) Проекте Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы (далее -  Инвестиционная программа) в разделе 1.1 «Строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей» предусмотрено основное затратное мероприятие -  «Строительство тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной г. Санкт-Петербурга и теплообменной станции»; год начала реализации проекта – 2004, год окончания реализации проекта – 2023, расходы на реализацию мероприятий в прогнозных ценах 10 572 224,82 тыс. руб.. профинансировано к  2022 году – 5 178 272 руб., остаток финансирования – 5 393 946,82 тыс. руб.

Из материалов дела также усматривается, что проектирование и строительство тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной г.Санкт-Петербурга и теплообменной станции (далее – Тепломагистраль) осуществлено в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004 (далее - Соглашение), Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2004 № 1966 «О проведении проектно-изыскательских работ по строительству тепломагистрали от Северо-Западной теплоэлектроцентрали до Приморской котельной» и на основании инвестиционных условий, установленных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2005 №1129 (в редакции от 22.07.2008 № 891).

Как указано в пункте 1 Соглашения ориентировочный срок завершения строительства Тепломагистраци – период отопительного сезона 2006-2007 годов

В соответствии с Соглашением ОАО «Внешторгбанк» (в настоящее время Банк ВТБ (ПАО)) обязалось предоставить кредитную линию на осуществление данного проекта (как указывает заявитель всего по кредитным соглашениям заявителем было получено 2,97 млрд. руб.).

Правительство Санкт-Петербурга гарантировало приобретение тепловой энергии, передаваемой по Тепломагистрали, а также включение в тариф возврата средств, вложенных в проект на время окупаемости проекта, но не более 8 лет с момента ввода Теплотрассы в эксплуатацию, что следует из пунктов 2.1.3.2, 2.1.3.3 Дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению.

ЗАО «Тепломагистраль» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Тепломагистраль» от 03.03.2010 № 78-0815в-2010.

Кроме того, 18.05.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегестрировано право собственности ЗАО «Тепломагистраль» на объект «Сеть тепловая магистральная, протяженностью 11345м» (свидетельство о регистрации права от 24.05.2010 № 78-АД 853813).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, из материалов дела следует, что строительство Тепломагистрали завершено. Тот факт, что заявителем не произведен в полном объеме возврат заемных средств Банку ВТБ (ПАО), ранее полученных в рамках кредитной линии по Соглашению (наличие просроченных обязательств и начисленных в связи с этим процентов и пени), не свидетельствует о том, что строительство Тепломагистрали является незавершенным.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что реализуемый заявителем проект строительства и эксплуатации Тепломагистрали не является завершенным, не соответствует обстоятельствам дела.

Как уже указывалось выше, инвестиционная программа в сфере теплоснабжения формируется в целях выполнения конкретных мероприятий, результатом реализации которых является ввод объектов в эксплуатацию.

Таким образом, поскольку строительство Тепломагистрали по состоянию на дату обращения Общества в Комитет по тарифам с заявлением о согласовании Инвестиционной программы завершено, то включение в Проект Инвестиционной программы мероприятий по строительству завершенного строительством объекта (тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции) является необоснованным.

Кроме того, как уже указывалось выше, проектирование и строительство Тепломагистрали осуществлено в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004 (далее - Соглашение).

Пунктом 1 Дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению установлено, что основным условием реализации проекта строительства Тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной Северо-Западного филиала ГУП «ТЭК СПб» и теплообменной станции (далее - Проект) является сохранение тарифов на поставляемую тепловую энергию на Приморскую котельную ГУП «ТЭК СПб» на уровне себестоимости производства тепловой энергии котельными ГУП «ТЭК СПб» по Приморскому району Санкт-Петербурга (280 руб/Гкал в ценах 2004г.).

В соответствии с пунктом 2.1.3.2 Дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению установлено, что на время окупаемости Проекта (но не более 8 лет с момента ввода теплотрассы в эксплуатацию) цена поставки тепловой энергии ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» формируется как разница между себестоимостью производства тепловой энергии котельными ГУП «ТЭК СПб» по Приморскому району Санкт- Петербурга (280 руб./Гкал в ценах 2004 г.), тарифом на услуги по передаче тепловой энергии по сети ЗАО «Тепломагистраль» включая возврат инвестированных в Проект средств, и процентов за пользование кредитом и расходами ГУП «ТЭК СПб», связанными с приемом тепловой энергии от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ (30 руб./Гкал) и составляет не менее 101,91 руб./Гкал в ценах 2004 г.

Согласно пункту 2.1.3.3 Дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению по окончании окупаемости Проекта цена поставки тепловой энергии от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» устанавливается на уровне, покрывающем экономически обоснованные расходы, относимые на производство тепловой энергии, при условии, что суммарный тариф поставки тепловой энергии, включающий в себя цену производства тепловой энергии ОАО «Северо-Западная ТЭЦ», тариф на услуги по передаче тепловой энергии по тепловой сети ЗАО «Тепломагистраль» и расходы ГУП «ТЭК СПб», связанные с приемом тепловой энергии от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ», не превышает себестоимость производства тепловой энергии котельными ГУП «ТЭК СПб» по Приморскому району Санкт-Петербурга, но не менее (рассчитывается аналогично порядку, изложенному в пункте 2.1.3.2 настоящего дополнительного соглашения без учета инвестированных в Проект средств и процентов за пользование кредитом) 189.05 руб./Гкал в ценах 2004г.

Общество не оспаривает, что до 2019 года Комитет по тарифам ежегодно включал в состав необходимой валовой выручки (далее – НВВ) и тариф расходы на возврат кредитных средств и процентов, руководствуясь Соглашением с учетом Дополнительного соглашения от 26.03.2005.

Из приведенных положений следует, что срок окупаемости Проекта ограничен 8 годами с момента ввода теплотрассы в эксплуатацию (т.е. в данном случае по 2018 год) и средства на возврат кредитных средств и процентов за пользование кредитом закладывались в тариф ЗАО «Тепломагистраль» в указанный период, в связи с чем Комитет по тарифам обоснованно указывает на исполнение Соглашения в данной части. При этом Общество в составе Инвестиционной программы указывает остаток финансирования на 2022-2023 годы в общей сумме 5 393 946,82 тыс. руб.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание выводы, изложенные в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу № А40-158720/2019, о том, что у ЗАО «Тепломагистраль» была возможность воспользоваться иными предусмотренными законодательством инструментами для компенсации расходов на создание объектов теплоснабжения. Так, при установлении тарифов на передачу тепловой энергии ЗАО «Тепломагистраль» с 2006 по 2019 годы общий размер амортизационных отчислений, учтенных Комитетом по тарифам в НВВ, уже составил 2,7 млрд. руб. Таким образом, посредством включения в НВВ ЗАО «Тепломагистраль» амортизационных отчислений в течение срока полезного использования объекта компенсируются его затраты на создание данного объекта.

Таким образом, поскольку строительство Тепломагистрали завершено в 2010 году, а средства на возврат кредитных средств и процентов за пользование кредитом закладывались в необходимую валовую выручку и тариф ЗАО «Тепломагистраль» в период срока окупаемости Проекта, который ограничен 8 годами с момента ввода теплотрассы в эксплуатацию (пункт 2.1.3.2 Дополнительного соглашения от 26.03.2005 к Соглашению), суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Комитета по тарифам о том, что включение в Проект Инвестиционной программы мероприятий по строительству уже завершенного строительством объекта (тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной и теплообменной станции) является необоснованным, на что правомерно указано в пункте 1 письма Комитет по тарифам от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1.

Комитет также обоснованно указывает на то, что для включения в инвестиционную программу других мероприятий Проекта Инвестиционной программы со сроком начала реализации в 2024 году необходимо наличие таких мероприятий в Схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга в составе перспективных и планируемых к реализации; однако на момент рассмотрения Комитетом по тарифам Проекта Инвестиционной программы такие мероприятия в действующей Схеме не были предусмотрены (обратное заявителем не доказано).

Кроме того, пунктом 26 Правил № 410 предусмотрен отказ в утверждении инвестиционной программы, в том числе, в случае если уполномоченным органом принято решение о том, что в результате реализации мероприятий инвестиционной программы значения показателей энергетической эффективности не будут достигнуты.

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2020 № 234-р установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ЗАО «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2021-2025 годы, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ЗАО «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2021-2025 годы. В составе долгосрочных параметров установлены в том числе показатели энергетической эффективности на 2021-2025 годы.

Вместе с тем, представленным Обществом на согласование Проектом Инвестиционной программы предусмотрены мероприятия, реализация которых запланирована в период 2026-2028.

Таким образом, учитывая отсутствие установленных показателей энергетической эффективности на 2026-2028 годы и в этой связи невозможность принятия Комитетом по тарифам на основании пункта 26 Правил № 410 решения о достижении либо недостижении значений показателей энергетической эффективности в результате реализации Проекта Инвестиционной программы, Комитет по тарифам обоснованно указал на необходимость исключения из представленного Обществом Проекта Инвестиционной программы мероприятий со сроком начала реализации с 2026 года (пункт 2 письма Комитет по тарифам от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1)

Согласно подпункту «а» пункта 30 Правил № 410 основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

 - недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);

В рассматриваемом случае, учитывая необходимости корректировки перечня мероприятий Проекта Инвестиционной программы с учетом пунктов 1 и 2 письма от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1, Комитет по тарифам обоснованно указал на то, что определение Комитетом по тарифам доступности тарифов ЗАО «Тепломагистраль» по результатам реализации Проекта Инвестиционной программы до проведения  корректировки перечня мероприятий не представляется возможным, что в силу подпункта «а» пункта 30 Правил № 410 является основанием для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представленный заявителем в Комитет по тарифам письмом от 17.05.2021 № 127 (вх. от 01.06.2021 №01-14-833/21-1-0) Проект Инвестиционной программы отвечает требованиям Правил № 410, не соответствует обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, Комитет по тарифам правомерно в пределах предоставленных ему полномочий письмом от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 отказал в рассмотрении проекта Инвестиционной программы и возвратил ее заявителю. При этом следует отметить, что заявитель не лишен возможности доработать Инвестиционную программу с учетом замечаний Комитета по тарифам и представить ее на согласование в установленном порядке.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным решения Комитета по тарифам об отказе в рассмотрении и утверждении Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль» на 2022-2028 годы, изложенное в письме от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1 и обязании Комитет по тарифам утвердить Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль».

С учетом вышеизложенного не подлежат также удовлетворению требования Общества об обязании Комитета по энергетике устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и согласовать Инвестиционную программу в сфере теплоснабжения ЗАО «Тепломагистраль». Суд первой инстанции также не привел ссылок на положения нормативных правовых актов, исходя из которых  Комитет по энергетике наделен полномочиями по согласованию инвестиционных программ в сфере теплоснабжения; наличие отметок о согласовании Комитетом по энергетике инвестиционной программ ГУП «ТЭК СПБ» не подтверждает наличие такой законодательно установленной обязанности у Комитета по энергетике. Из материалов дела также не усматривается, что Комитет по энергетике отказывал в согласовании представленной Обществом Инвестиционной программы.

При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции от 14.02.2022 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат оставлению на заявителе. Кроме того с заявителя в пользу ГУП «ТЭК СПб» подлежит взысканию 1500 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобы.

Излишне уплаченная ГУП «ТЭК СПб» государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату третьему лицу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 февраля 2022 года по делу № А56-86390/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом «Тепломагистраль» требований отказать.

Взыскать с акционерного общества «Тепломагистраль» в пользу государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» 1500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Возвратить государственному унитарному предприятию «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 21.02.2022 №5145.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Н.И. Протас

 О.В. Фуркало