ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8517/2022 от 12.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 мая 2022 года

Дело № А26-8839/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей Загараевой Л.П., Будылевой М.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Д.С.Кроликовой

при участии: 

от истца (заявителя): Кучиц С.А. по доверенности от 29.10.2021от ответчика (должника): Не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-8517/2022 )  Министерства социальной защиты Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2022 по делу № А26-8839/2021 (судья Ильющенко О.В.), принятое

по иску Благотворительного фонда "Мама-Дом"

к Министерству социальной защиты Республики Карелия

о взыскании,

установил:

Благотворительный фонд «Мама-Дом» (далее - БФ «Мама-Дом», истец) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публично-правовому образованию Республика Карелия в лице министерства социальной защиты Республики Карелия (далее – Министерство) о взыскании 86 030 руб. 76 коп. компенсации расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период с 24 по 31 декабря 2020 года.

Решением суда первой инстанции от 15.02.2022 требования Истца удовлетворены.

В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции удовлетворяя требований Истца, пришел  ошибочному выводу о наличии у Ответчика обязанности по выплате компенсации Истцу за период с 24 по 31 декабря 2020 на основании Порядка № 70-П в редакции действующей до внесения изменений Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П, поскольку внесенные изменения указанным постановлением Правительства Республики Карелия вступили в силу с даты его официального опубликования – 15.05.2020.

В судебном заседании  представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Министерство, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности БФ «Мама-Дом» - деятельность по уходу с обеспечением проживания, прочая (код по ОКВЭД – 87.90).

На официальном сайте Министерства (https://social.karelia.ru/serviceproviders/ index) размещен Реестр поставщиков услуг социального обслуживания, в который включен БФ «Мама-Дом».

Государственным казенным учреждением социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной защиты Республики Карелия» разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг гражданам, в которых в качестве рекомендуемого поставщика социальных услуг указан БФ «Мама-Дом» (листы дела 87- 128 том 1).

В 2020 году БФ «Мама-Дом» (исполнитель) заключил с гражданами (заказчики) договоры о предоставлении социальных услуг на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг заказчиков (листы дела 22-86 том 1).

БФ «Мама-Дом» обратился в Министерство с заявкой от 15.01.2021 на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период с 24 по 31 декабря 2020 года в размере 86 030 руб. 76 коп.

Письмом от 08.02.2021 Министерство сообщило БФ «Мама-Дом» о выделение соответствующих средств исключительно по результатам проведения отбора.

Полагая, что отказ в предоставлении субсидии за спорный период, незаконным в отсутствие объявления о проведении отбора на 2020 год и фактического проведения такого отбора, Истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Истца, указал на их обоснованность, как по праву, так и по размеру.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Частью 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ установлено, что если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее – Порядок № 70-П).

Согласно пунктам 3 -14 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П субсидия предоставляется по результатам отбора министерством социальной защиты Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).

Для участия в отборе поставщики социальных услуг подают в Министерство заявку на участие в отборе для предоставления субсидии (далее - заявка на участие в отборе) по форме, установленной Министерством, с приложением документов, перечень которых определяется Министерством.

Объявление о проведении отбора размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://soc.gov.karelia.ru/) после принятия закона о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период, но не позднее чем за 10 рабочих дней до начала приема заявок на участие в отборе.

Отбор проводит комиссия Министерства по отбору поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии, состав которой утверждается Министерством (далее - Комиссия).

Комиссия рассматривает заявки на участие в отборе, принимает решение о допуске или об отказе в допуске к участию в отборе и осуществляет отбор поставщиков социальных услуг в соответствии с критериями отбора, устанавливаемыми Министерством. Комиссия оценивает каждую заявку участника отбора, присуждает количество баллов в соответствии с критериями отбора и определяет размер предоставляемой субсидии для каждого участника отбора, который не может превышать размер субсидии, рассчитанный в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

Результаты отбора размещаются на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://soc.gov.karelia.ru/).

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного Министерством и поставщиком социальных услуг, в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Карелия (далее - соглашение), предусматривающего согласие поставщика социальных услуг на осуществление проверок Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля (далее - орган финансового контроля) соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также дополнительного соглашения к соглашению.

Министерство в течение 7 рабочих дней после проведения отбора и принятия решения о заключении соглашения заключает с поставщиком социальных услуг соглашение.

Для заключения соглашения поставщик социальных услуг подает заявку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

Для получения субсидии поставщик социальных услуг, с которым заключено соглашение, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство заявку по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее - заявка), к которой прилагаются пакет документов поименованный в пункте 12 Порядка.

Министерство рассматривает документы, указанные в пункте 12 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня их получения и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка;

- недостоверность представленной получателем субсидии информации;

- несоответствие поставщика социальных услуг требованиям и условиям, установленным настоящим Порядком;

- превышение суммы заявок на выплату компенсации поставщику социальных услуг над размером субсидии, установленной соглашением.

В первоначальной редакции Порядок № 70-П предусматривал предоставление субсидии на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия, заключенного главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии, ежемесячной заявки получателя субсидии, которая подается до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, главному распорядителю бюджетных средств с приложением установленных документов; принятие главным распорядителем бюджетных средств в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 5, 8 Порядка № 70-П в первоначальной редакции).

На официальном сайте http://soc.gov.karelia.ru/ размещен приказ Министерства № 1061-п от 29.12.2020 (в редакции от 26.01.2021) о проведении Министерством с 29.12.2020 по 04.03.2021 отбора поставщиков социальных услуг для предоставления в 2021 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг в соответствии с приказом Министерства от 26.11.2020 № 850-П в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на эти цели законом Республики Карелия от 21.12.2020 № 2528-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Приказом Министерства от 26.11.2020 № 850-П утвержден Порядок проведения отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – Порядок № 850-П).

Таким образом, на основании приказа Министерства № 1061-п от 29.12.2020 в соответствии с Порядком № 850-П Министерство проводило отбор поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг и определяло объем субсидии исходя из бюджетных ассигнований на эти цели на 2021 год и предполагаемых расходов поставщиков социальных услуг в 2021 году.

Сведения о проведении отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии в 2020 году в соответствии с пунктом 4 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П на сайте Министерства отсутствуют.

Доказательств проведения такого отбора в 2020 году, ответчик не представил.

Таким образом, в связи с существенным изменением Порядка предоставления субсидии после 15.05.2020 не представляется возможным Фонду выполнить условия измененного Порядка по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.

Согласно разъяснениям в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публичноправовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия (утверждено Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П) Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и Ответчиком не оспаривается, что БФ «Мама-Дом» подал заявку от 15.01.2021 о получении субсидии на компенсацию расходов в соответствии с индивидуальными программами получателей социальных услуг, оказанных истцом в период с 24 по 31 декабря 2020 года.

БФ «Мама-Дом» включен в реестр поставщиков социальных услуг, индивидуальными программами предоставления социальных услуг БФ «Мама-Дом» рекомендован получателям услуг в качестве поставщика социальных услуг.

Оказание истцом услуг в рассматриваемом периоде в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг подтверждается подписанными истцом и получателями социальных услуг актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг.

Материалы дела свидетельствуют о предоставлении истцом с заявкой всех документов в соответствии с Порядком № 70-П.

 В отказе в выплате субсидии Министерство указало единственное основание – выделение средств из бюджета по результатам отбора поставщиков социальных услуг. О наличии иных оснований для отказа, предусмотренных Порядком № 70-П, ответчик не заявил, как и возражений в отношении расчета истца и представленных им в подтверждение расчета документов.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Ответчика правовых оснований для отказа Истцу в компенсации расходов как поставщику социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период с 24 по 31 декабря 2020 года в размере 86 030 руб. 76 коп.

На основании изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2022 по делу N А26-8839/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 Л.П. Загараева