ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 мая 2022 года | Дело № А26-9305/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Короткевичем В.И.
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 13.10.2021
от ответчика: Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8530/2022 ) Министерства социальной защиты Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2022 по делу № А26-9305/2021 (судья Погосян А.А.), принятое
по иску ООО "Региональный Центр Услуг"
к Министерству социальной защиты Республики Карелия
о взыскании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Региональный Центр Услуг» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к публично-правовому образованию Республика Карелия в лице Министерства социальной защиты Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о взыскании за счет средств казны Республики Карелия 580 231 руб. 46 коп. убытков вследствие уклонения от субсидирования расходов, понесенных при оказании социальных услуг гражданам, с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 16.02.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что предоставление субсидии осуществляется по результатам отбора поставщиков, при этом истец направил в адрес ответчика заявку до объявления Министерством отбора, указанная заявка не соответствовала предъявляемым к ней требованиям.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО «Региональный Центр Услуг» является поставщиком социальных услуг, включено в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия.
Истцом разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг для граждан (далее - ИППСУ), на основании которых между истцом (исполнитель) и указанными гражданами заключены договоры о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов № 298/20 от 19.10.2020, № 284/20 от 03.08.2020, № 3/16 от 01.04.2019, № 254/19 от 19.12.2019, № 290/20 от 25.09.2020, № 300/20 от 29.10.2020, № 247/19 от 01.11.2019, № 123/18 от 01.04.2019, № 240/19 от 21.10.2019, № 220/19 от 21.08.2019, № 301/20 от 07.12.2020, № 153/18 от 01.04.2019, № 288/20 от 01.09.2020, № 292/20 от 01.10.2020, № 253/19 от 16.12.2019, № 5/16 от 01.12.2019, № 194/19 от 01.05.2019, № 293/20 от 05.10.2020, № 112/18 от 01.04.2019, № 228/19 от 11.09.2019, № 249/19 от 03.12.2019, № 285/20 от 01.08.2020, № 294/20 от 07.10.2020, № 267/20 от 27.04.2020, № 144/18 от 01.04.2019, № 140/18 от 01.04.2019, № 256/19 от 24.12.2019, №79/17 от 01.04.2019, № 296/20 от 13.10.2020, № 83/18 от 01.04.2019, № 168/18 от 03.12.2019, № 203/19 от 04.06.2019 (том 1, л.д. 40-151, далее - Договоры).
В соответствии с условиями заключенных Договоров исполнитель обязуется на основании ИППСУ оказать заказчику (получателю социальных услуг) социальные услуги в стационарной форме, согласно перечню социальных услуг, утвержденному Законом Республики Карелия от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопроса организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия», Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П «О порядке выплаты компенсации за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)», постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 № 112 «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам - получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия».
Во исполнение принятых обязательств по указанным договорам истец оказал социальные услуги гражданам, что подтверждается актами сдачи-приемки услуг за период с 01.12.2020 по 15.12.2020, а также за период с 16.12.2020 по 31.12.2020 (том 2 л.д. 1-155, том 3 л.д. 1- 195).
24.12.2021 Общество направило в адрес Министерства заявку № 3 на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидии в размере 562 765 руб. 24 коп. на компенсацию расходов, связанных с оказанием социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период с 01.12.2020 по 15.12.2020, а также необходимый комплект документов (том 1 л.д. 16).
На основании указанной заявки и приложенных к ней документов между сторонами заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг № 149/20 от 28.12.2020 на сумму 562 765 руб. 24 коп. (том 1 л.д.18-39)
13.01.2021 истец направил в адрес ответчика заявку на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидии в размере 580 231 руб. 46 коп. на компенсацию расходов, связанных с оказанием социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период с 16.12.2020 г. по 31.12.2020, а также необходимый комплект документов (том 1 л.д. 17).
К заявке истцом были также приложены следующие документы:
- перечень получателей социальных услуг;
- договоры о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов с приложениями;
- ИППСУ;
- план услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг;
- акты сдачи-приемки оказанных услуг за период с 16.12.2020 по 31.12.2020.
Письмом исх. № 1277/11-22,1/МСЗ от 09.02.2021 Министерство сообщило о том, что выделение средств из бюджета Республики Карелия возможно на основании проведения конкурсного отбора.
Истец направил в адрес Министерства письмо № 15 от 26.02.2021 с просьбой решить вопрос по выделению субсидии за период с 16.12.2020 по 31.12.2020.
В ответ на обращение истца ответчик сообщил, что 18.03.2021 приняты поправки в Закон Республики Карелия от 21.12.2020 № 2528-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», предусматривающие бюджетные ассигнования Министерству на выплату в 2021 году субсидии поставщикам социальных услуг, являющимся коммерческими организациями. Ответчиком предложено истцу принять участие в отборе поставщиков социальных услуг из числа коммерческих организаций. Также Министерством указано на то, что получение субсидии предполагает проведение отбора в соответствии с приказом от 26.11.2020 № 850-П «Об утверждении порядка проведения отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг».
В соответствии с приказом Министерства от 29.03.2021 № 183-П объявлено о проведении отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия в 2021 г. из числа коммерческих организаций.
По результатам проведенного отбора приказом Министерства от 18.05.2021 № 294-П утвержден перечень поставщиков социальных услуг, прошедших конкурсный отбор для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов и объемы предоставления субсидий в 2021 году, включающий Общество.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении субсидий за период с 16.12.2020 по 31.12.2020 является незаконным, поскольку на 2020 год конкурсный отбор поставщиков не проводился, в связи с чем у Общества объективно отсутствовала возможность в нем участвовать, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – Закон №442-ФЗ) финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Согласно части 8 указанной статьи в случае, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее – Порядок № 70- П).
Согласно пункту 3 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П субсидия предоставляется по результатам отбора министерством социальной защиты Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).
В силу пункта 4 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П объявление о проведении отбора размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://soc.gov.karelia.ru/) после принятия закона о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период, но не позднее чем за 10 рабочих дней до начала приема заявок на участие в отборе.
В первоначальной редакции Порядок № 70-П предусматривал предоставление субсидии на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия, заключенного главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии; представление ежемесячной заявки получателя субсидии, которая подается до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, главному распорядителю бюджетных средств с приложением установленных документов; принятие главным распорядителем бюджетных средств в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 5, 8 Порядка № 70-П в первоначальной редакции).
Порядок № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П предусматривал: подачу поставщиком социальных услуг в Министерство заявки на участие в отборе для предоставления субсидии; проведение комиссией Министерства отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии; заключение Министерством с поставщиком социальных услуг соглашения в течение 7 рабочих дней после проведения отбора и принятия решения о заключении соглашения; представление поставщиком социальных услуг, с которым заключено соглашение, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство заявки на получение субсидии с документами; принятие Министерством в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 4, 6, 8, 12, 13 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П).
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Таким образом, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено, только при доказанности размера убытков, а также в совокупности факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
Из материалов дела усматривается, что на официальном сайте http://soc.gov.karelia.ru/ размещен приказ Министерства № 1061-п от 29.12.2020 (в редакции от 26.01.2021) о проведении Министерством с 29.12.2020 по 04.03.2021 отбора поставщиков социальных услуг для предоставления в 2021 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг в соответствии с приказом Министерства от 26.11.2020 № 850-П в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на эти цели законом Республики Карелия от 21.12.2020 № 2528-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
На основании проведенного отбора в соответствии с Приказом Министерства от 18.05.2021 № 294-П Общество включено в перечень поставщиков социальных услуг, прошедших конкурсный отбор для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов и объемы предоставления субсидий в 2021 году.
Вместе с тем, истец подал заявку от 13.01.2021 о получении субсидии на компенсацию расходов в соответствии с индивидуальными программами получателей социальных услуг, оказанных истцом в период с 16.12.2020 по 31.12.2020.
Факт оказания истцом социальных услуг в спорный период подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается ответчиком, однако в предоставлении субсидии истцу было отказано.
При этом сведения о проведении отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии в 2020 году в соответствии с пунктом 4 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П на сайте Министерства отсутствуют. Документы, подтверждающие факт проведения отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии в 2020 году, в материалы дела также не представлены.
Кроме того, в 2020 году Министерство предоставляло Обществу субсидии на основании ежемесячных заявок, которые подавались до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с Порядком № 70-П в первоначальной редакции вплоть до 15.12.2020 (включительно) без проведения отбора.
Следовательно, отказ ответчика в предоставлении истцу субсидии за услуги, оказанные в период с 16.12.2020 по 31.12.2020 в связи с тем, что предоставление субсидии осуществляется по результатам проведения отбора поставщиком, является необоснованным.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что поданная истцом заявка не соответствовала предъявляемым к ней требованиям.
Указанный довод жалобы признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку представленная истцом заявка соответствует форме заявки, являющейся Приложением №2 к Порядку №70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчиком отказано в предоставлении истцу субсидии за оказанные в период с 16.12.2020 по 31.12.2020 услуги, при этом доказательства проведения отбора поставщиков в 2020 году в материалы дела не представлены, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2022 по делу № А26-9305/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.В. Будылева | |
Судьи | О.В. Горбачева Л.П. Загараева |