ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8718/2015 от 09.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 июня 2015 года

Дело № А56-72133/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Загараевой Л.П., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем с/з Бебишевой А.В.

при участии: 

от заявителя: Варанов Г.Ю. по доверенности от 12.01.2015 №4-2015;

от заинтересованного лица: Гончарова С.Г. по доверенности от 19.12.2014, Жиганов Д.В. по доверенности от 14.01.2015, Литвиненко Е.А. по доверенности от 14.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-8718/2015 )  ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга"

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2015 по делу № А56-72133/2014 (судья Семенова И.С.), принятое

по заявлению ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга"

к МИФНС России №3 по Ленинградской области

о признании недействительным решения от 07.08.2014 №349 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части отказа в возмещении НДС в сумме 34 709 837 руб., об обязании возместить из бюджета НДС в сумме 34 709 837 руб., а так же о взыскании судебных расходов в сумме 2000 руб.  

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Усть-Луга» (далее – Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ленинградской области (далее – Заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) от 07.08.2014 №349 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части отказа в возмещении НДС в сумме 34 709 837 рублей, об обязании возместить из бюджета НДС в сумме 34 709 837 рублей, а так же о взыскании судебных расходов в сумме 2000 рублей.

Решением суда от 17.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что его учетная политика соответствует требованиям налогового законодательства. По мнению заявителя, поскольку Общество осуществляет реализацию товаров, облагаемых по ставкам налога 18 и 0 процентов, а не освобожденных от налогообложения, то порядок ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) организацией может не применяться.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.

Представитель Инспекции против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года, проведенной Инспекцией в отношении Общества, составлен акт проверки от 06.05.2014 №9661.

На основании указанного акта, материалов проверки и возражений налогоплательщика, налоговым органом приняты решение от 07.08.2014 №349 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которого вычеты по НДС в сумме 34 835 873 рубля признаны необоснованными; решение №218 от 07.08.2014г. «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», согласно которого  Обществу отказано в возмещении НДС за 4 квартал 2013 года в сумме 34 835 873 рублей.

Основанием для принятия решения от 07.08.2014 №349 в части отказа в предоставлении вычетов по НДС в сумме 34 835 873 рубля послужил вывод налогового органа о том, что общехозяйственные расходы налогоплательщика имеют отношение как к реализации товаров на экспорт, так и к реализации на внутреннем рынке, следовательно, учет "входного" налога по НДС в части общехозяйственных расходов должен вестись заявителем раздельно, а из представленных обществом документов следует, что раздельный учет этих расходов не ведется.

Не согласившись с решением Инспекции №349 от 07.08.2014, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 29.09.2014 №26-21-07/11788@ решение Инспекции от 07.08.2014 №349 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» оставлено без изменения. 

Полагая, что принятое решение налогового органа является неправомерным и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признал обоснованными выводы налогового органа.

Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.

В рассматриваемом случае, в IV квартале 2013 года Общество осуществляло реализацию товаров собственного производства - смесь нафты легкой и тяжелой (подакцизный товар) и бутана, авиационного топлива, топлива д/турбореактивных двигателей, газойля. Сырьем для производства является газовый конденсат. Поставщик сырья - ОАО "НОВАТЭК". Готовая продукция отгружается на экспорт (Швейцария) и на внутренний рынок.

В ходе контрольных мероприятий Инспекцией установлено, что ООО «НОВАТЭК-Усть-Луга» является комплексом по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата и продуктов его переработки предназначен для производства и хранения продуктов переработки газового конденсата. При выпуске продукции из газового конденсата путем прямой перегонки получается одновременно несколько видов готовой продукции: нафта легкая, нафта тяжелая, авиационное и судовое топливо, газойл, и побочный продукт бутан. Бутан используется частично для собственных нужд (топливо для печей) и для перепродажи в случае наличия излишков. Устройство завода еще при проектировке основано таким образом, что ориентировочно известно, сколько из сырья получится готовой продукции по видам. Виды продукции в процессе производства отличаются по своим физическим свойствам, компонентному составу, и пределом выкипания и выводятся в виде отдельных технологических потоков. Производство практически безотходное (потери не более 0,5%).

Одновременно производится выпуск продукции, отгружаемой на экспорт (при реализации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов) и на внутренний рынок (при реализации налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов).

Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом, при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

Пунктом 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) облагаемых по ставке 0%, согласно которому вычет производится на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.

В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ моментом определения базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Пунктом 6 статьи 166 ГК РФ предусмотрено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п.1 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Исходя из изложенных правовых норм следует, что главой 21 НК РФ установлены особенности реализации права на налоговые вычеты сумм налога, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, относящихся к экспортным операциям. В пункте 6 статьи 164, пункте 10 статьи 165, пункте 3 статьи 172 и в пункте 4 статьи 176 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, названных в статье 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся на основании декларации и только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, в зависимости от использования приобретенных товаров (работ, услуг) для изготовления продукции для реализации на внутреннем рынке или для реализации на экспорт НДС, уплаченный поставщикам, принимается к вычету по разным декларациям и в разные сроки.

Порядок применения вычета НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортных операций, установлен для всех без исключения видов товаров, работ или услуг. Этот порядок применяется как в отношении основных структурных составляющих, использованных для производства и реализации товаров: сырья, материалов, так и в отношении расходов общепроизводственного и общехозяйственного назначения (приобретение топлива, воды, энергии всех видов, транспортных расходов и т.д.). Общехозяйственные расходы могут иметь отношение как к реализации товаров на экспорт, так и к реализации товаров на внутреннем рынке, в связи с чем НДС, относящийся к общепроизводственным и общехозяйственным расходам, необходимо распределять между товарами, реализованными на экспорт и на внутреннем рынке.

Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Конкретные правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик с учетом особенностей своей деятельности должен самостоятельно разработать порядок ведения учета "входного" НДС и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения вычетов, закрепить в приказе об учетной политике.

Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При этом принятая налогоплательщиками методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Необходимым требованием к методике раздельного учета затрат является возможность исчисления на основании данных бухгалтерского учета и объективных критериев оплаченной части НДС, приходящейся на материальные затраты, фактически использованные при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции.

В отношении НДС принятая организацией учетная политика не должна противоречить положениям главы 21 Кодекса.

На основании пункта 12 статьи 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из указанного выше положения и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Из материалов дела усматривается, что Обществом в ходе проверки представлена Учетная политика на 2013 год, утвержденная Приказом Общества от 29.12.2012 № 12-29-6, с дополнениями, внесенными Приказом от 29.05.2013 № 05-29-3.

Пунктом 2.5 вышеназванного Приказа установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, налоговую базу определять в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ. Учет НДС по затратам, относящимся к реализации продукции на экспорт, производить на балансовом счете 19.07. В целях обеспечения учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг относить к расходам на продажу продукции, поставляемой на экспорт: приобретение сырья передаваемого в переработку для дальнейшей реализации готовой продукции на экспорт; приобретение товара для дальнейшей его реализации на экспорт; транспортные расходы непосредственно связанные с реализацией товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта; услуги, связанные с таможенным оформлением; услуги по сопровождению, погрузке и перегрузке товаров помещенных под таможенный режим экспорта; расходы, понесенные комиссионером, при продаже экспортной продукции.

Пунктом 2.6 указанного Приказа установлено, что для определения НДС, принимаемого к вычету по операциям, облагаемым по ставке 0%, определять долю расходов по приобретению сырья, исходя из количества реализованных на экспорт всех видов вырабатываемой готовой продукции.

Предусмотренное приказом по учетной политике Общества положение о том, что с целью определения суммы налога им фактически ограничен перечень товаров (работ, услуг), которые он относит к расходам на продажу продукции, поставляемой на экспорт, не отвечает требованию пункта 10 статьи 165 НК РФ об определении суммы налога в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). Перечень товаров (работ, услуг), которые приобретены для производства и (или) реализации обусловлен технологическим процессом производства продукции, и не может быть ограничен перечнем товаров (работ, услуг), которые относятся к расходам на продажу продукции, поставляемой на экспорт, предусмотренных приказом по учетной политике Общества.

Учитывая, что продукция, реализованная в проверяемом периоде Обществом, как на внутреннем рынке (облагается НДС по ставке 18%), так и на экспорт (облагается НДС по ставке 0%), произведена в результате одного и того же технологического процесса, все товары (работы, услуги), которые приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), то есть не только сырье, одновременно участвуют в этом производственном процессе. Данное обстоятельство означает, что НДС, связанный с приобретением всех товаров (работ, услуг), которые приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) подлежит распределению с целью определения суммы налога, подлежащей вычету в отношении операций по реализации товаров на экспорт и внутренний рынок.

Таким образом, учетной политикой налогоплательщика в проверяемый период не установлен раздельный учет "входного" НДС по общепроизводственным и общехозяйственным расходам. Фактически НДС по указанным расходам в полном объеме предъявлялся к налоговому вычету по ставке 18%.

Следовательно, определение суммы НДС, подлежащей вычету по операциям, связанным с реализацией на экспорт (со ставкой НДС 0 процентов), в размере только той суммы налога, которая уплачена поставщику сырья, как это предусмотрено принятой налогоплательщиком учетной политикой противоречит требованиям главы 21 НК РФ.

При отсутствии закрепленной Обществом методики распределения косвенных расходов (в том числе общехозяйственных и других), одновременно использующихся в процессе производства и реализации как экспортируемой продукции, так и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, Инспекцией в ходе проверки произведен расчет распределения суммы НДС, подлежащей вычету в отношении операций по реализации товаров на экспорт и внутренний рынок за IV квартал 2013 года на основании имеющихся у налогового органа и представленных в ходе проверки документов. Пропорция для распределения сумм НДС, подлежащих вычету в отношении операций по реализации товаров на экспорт и внутренний рынок за IV квартал 2013 года определена исходя из количества реализованных товаров (что соответствует методике, закрепленной в учетной политике налогоплательщика для определения доли расходов по приобретению сырья).

Обществом не представлено возражений в отношении правильности расчета.

Следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы НДС за IV квартал 2013 года по реализации, облагаемой по налоговой ставке 18%, неправомерно применил сумму налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), фактически использованным для производства продукции, облагаемой по ставке 0% при реализации на экспорт и не получил права в IV квартале 2013 года на применение указанных налоговых вычетов в сумме 34 709 837 руб. при реализации на экспорт по ставке 0%, в связи с тем, что момент определения налоговой базы не наступил, в виду отсутствия документов предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, апелляционная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган правомерно отказал Обществу в возмещении НДС за 4 квартал 2013 года в размере 34 709 837 руб.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2011 по делу №А42-1252/2011;  ФАС Уральского округа от 23.12.2013 по делу № А47-2542/2013.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2015 по делу № А56-72133/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

Л.П. Загараева

 М.Л. Згурская