ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-9186/2015 от 24.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 июня 2015 года

Дело № А21-11263/2014

Резолютивная часть постановления объявлена    июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей  Есиповой О.И., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Ганичевой В.А.,

при участии: 

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 05.05.2015;

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9186/2015) ОАО "Балтрыбснабсбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2015 по делу                                        № А21-11263/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое

по заявлению ОАО "Балтрыбснабсбыт"

к Отделению по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации 

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество «Балтрыбснабсбыт» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение, административный орган) от 19.12.2014                              № 27-14-Ю/0017/3110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 17.03.2015 в удовлетворении  заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылается на то, что 30.09.2014  устранило допущенные нарушения и опубликовало измененную информацию на  странице в сети Интернет  с указанием количества  акций и состава акционеров. Заявитель считает, что штраф в размере 700 000 руб. является несоразмерным совершенному правонарушению, поскольку Общество грубое нарушение чьих-либо прав не допускало.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Отделение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечило, что                               не препятствует рассмотрению дела в настоящем судебном заседании. 

Отделение направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

Апелляционным судом на основе сведений сторон и данных Единого государственного реестра юридических лиц установлена реорганизация (преобразование)  заявителя в виде изменения организационно-правовой формы на общество с ограниченной ответственностью, в связи с чем на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует произвести его замену в порядке процессуального правопреемства.  

Законность и  обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, была проведена проверка сведений, содержащихся в обращении ФИО2 от 26.02.2014, обращении  ФИО3 от 26.02.2014, в отношении нарушения Обществом срока раскрытия текстов списков аффилированных лиц Общества за 3 и 4 кварталы 2013 года и раскрытия неполной/недостоверной информации. 

По результатам проверки Отделение пришло к выводу о нарушении Обществом пунктов 8.5.2,  8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, а именно: административный орган посчитал, что Общество не опубликовало в установленный срок в сети Интернет текст списка аффилированных лиц Общества, составленного по состоянию на 31.12.2013, который должен был быть опубликован  не позднее  10.01.2014, тогда как  список был размещен 09.02.2014, кроме того, в списке была раскрыта информация не в полном объеме и недостоверная.

По факту выявленного нарушения 27.11.2014 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N С59-5/1339, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Постановлением от 18.12.2014 № 27-14-Ю/0017/3110 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии нарушений   порядка привлечения к ответственности, не найдя оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения  административного штрафа.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

В силу пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ                     "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 92 Закона N 208-ФЗ).

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение (пункт 1). Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 26).

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам в Российской Федерации от 04.10.2011 N 11-46/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

Согласно подпункту 4 пункта 8.1.1 Положения открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, также обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

В соответствии с пунктом 8.5.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

В силу пункта 8.5.2 Положения список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению и должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.

В приложении N 4 Положению установлена форма составления списка аффилированных лиц, пункт 2 которой предусматривает отражение изменений, произошедших в списке аффилированных лиц (содержание сведений об аффилированном лице до изменения и после изменения) в соответствующем периоде.

В соответствии с пунктом 8.5.3 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

В соответствии с пунктом 1.7 Положения при опубликовании информации в сети «Интернет», за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг. Распространитель информации на рынке ценных бумаг обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет.

Под распространителем информации на рынке ценных бумаг в соответствии с Положением понимается одно из информационных агентств, уполномоченных в установленном порядке на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг (пункт 1.4 Положения).

Таким образом, текст списка аффилированных лиц Общества, составленный по состоянию на дату окончания четвертого отчетного квартала 2013 года (по состоянию на 31.12.2013), учитывая, что согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января являются нерабочими праздничными днями в Российской Федерации, должен был быть опубликован Обществом на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, в срок не позднее 10.01.2014.

Согласно сведениям Банка России, размещенным на официальном сайте www.cbr.ru, Банком России на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг уполномочены следующие информационные агентства:

- «АКМ» (сайт в сети Интернет: www.disclosure.ru);

- «Интерфакс» (сайт в сети Интернет: www.e-disclosure.ru);

- «Прайм» (сайт в сети Интернет: disclosure.lprime.ru);

- «СКРИН» (сайт в сети Интернет: disclosure.skrin.ru);

- «Азипи» (сайт в сети Интернет: e-disclosure.azipi.ru).

Из имеющихся в административном деле распечаток с сайта информационного агентства «Интерфакс» (ЗАО «Интерфакс») текст списка аффилированных лиц Общества,  составленный по состоянию на дату окончания четвертого отчетного квартала 2013 года (по состоянию на 31.12.2013)  опубликован Обществом на странице распространителя информации на рынке ценных бумаг в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=26887)  09.02.2014, то есть с нарушением установленного срока. В этой связи, Обществом были нарушены требования пункта 8.5.3 Положения, установленные к сроку раскрытия информации об аффилированных лицах Общества на 31.12.2013.

Кроме того, в протоколе указано, что в соответствии с пунктом 8.5.2 Положения список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению № 4 к Положению, согласно которому в списке указываются сведения об аффилированном лице (полное фирменное наименование (фамилия, имя, отчество)), дата наступления основания, доля участия аффилированного лица в уставном капитале и доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций, а также иные сведения.

Административным органом установлено, что согласно протоколу годового общего собрания акционеров Общества, проведенного 28.06.2013, членами совета директоров Общества были избраны ФИО4, ФИО5,                  ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10                

Однако, в  размещенном списке отсутствуют сведения об аффилированных лицах - членах совета директоров Общества (дата наступления основания 28.06.2013) ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и указаны сведения об аффилированных лицах - членах совета директоров Общества (дата наступления основания 28.06.2013) ФИО3, ФИО11, которые 28.06.2013 не были избраны членами совета директоров Общества.  Кроме того, в списке указаны сведения о доле аффилированного лица Общества ФИО5 с датой основания 07.10.1997 (69,22%), что не соответствует фактическим данным, известным на 31.12.2013 Обществу. Согласно реестру акционеров Общества по состоянию на 31.12.2012 ФИО5 принадлежало 5 812 акций (69,22% от их общего количества -  8 396 акций). Согласно справке Общества ФИО5 по состоянию на 24.05.2013 были приобретены 758 обыкновенных именных акций Общества, что в сумме по состоянию на 31.12.2013 составляло 78,25 % от общего количества акций Общества.

В этой связи, Обществом были нарушены требования пункта 8.5.2 Положения, так как  09.02.2014  в списке была раскрыта информация не в полном объеме и недостоверная информация.

Таким  образом, из системного анализа вышеназванных норм следует, что Обществом в списке аффилированных лиц на 31.12.2013  была раскрыта информация не в полном объеме и недостоверная информация, а также  нарушен  срок   раскрытия информации об аффилированных лицах Общества, чем совершено  правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Довод Общества, что оно 30.09.2014 устранило допущенные нарушения и опубликовало измененную информацию на  странице в сети Интернет  с указанием количества  акций и состава акционеров, суд апелляционной инстанции находит необоснованным. Тот факт, что к моменту вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, обязанность по раскрытию информации Обществом исполнена, не устраняет факта допущенного нарушения и не исключает наступления ответственности за допущенное нарушение.

Ввиду подтверждения материалами дела факта нарушения Обществом  требований законодательства, ответственность за несоблюдение которых установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и при отсутствии доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения таких требований закона, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вмененного ему правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что совершенное правонарушение в его конкретных обстоятельствах малозначительным не является, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Так, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в                   пункте 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Применение последствий статьи 2.9 КоАП РФ является правом,                               а не обязанностью суда. 

Между тем, в настоящем случае правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере рынка ценных бумаг и свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере раскрытия достоверной информации для акционеров и иных ее пользователей. Кроме того, раскрытие достоверной информации является одной из гарантий защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг и стабильности корпоративных отношений, а значит, несоблюдение норм действующего законодательства в данной области является еще и социально опасным правонарушением.

Следует отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным, и для привлечения к ответственности за указанное правонарушение достаточно самого факта нарушения, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Суд первой инстанции изложил мотивы, по которым доводы Общества были отклонены в настоящей ситуации, и апелляционный суд по материалам дела и из конкретных обстоятельств совершения, характера и объекта  посягательства  правонарушения не усматривает оснований для иных суждений по вопросу применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку не видит исключительности таких обстоятельств. Апелляционный суд в изучении обстоятельств совершения и характера правонарушения учитывает, что речь идет не о чисто технических, а о содержательных ошибках. 

Размер административного штрафа определен Обществу в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Учитывая все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. В   настоящем деле не усматривает суд апелляционной инстанции и достаточных оснований для изменения определенного административным органом минимального размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Учитывая специфику деятельности заявителя, при осуществлении которой допущено вмененное нарушение, суд апелляционной инстанции считает назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному. При этом суд апелляционной инстанции не усматривает, что определенная заявителю мера воздействия, направленная в том числе на предупреждение совершения                      новых административных правонарушений, действительно неадекватно послужит инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Документы, представленные заявителем в суд апелляционной инстанции относительно финансового положения, являются дополнительными  доказательствами, уважительность причин их непредставления в суд первой инстанции  не установлена, в связи с чем отказано в их приобщении на стадии апелляционного производства (часть 2 статьи 268 АПК РФ). Кроме того, в суде первой инстанции на основе представленных ранее документов заявителем озвучивался тот же довод о тяжелом имущественном положении, который нашел свою оценку. В доводах  о значительности размера штрафа и трудности его разовой уплаты заявитель не отрицает наличие законодательно предусмотренных механизмов по порядку исполнения постановлений административных органов, в том числе в виде рассрочки уплаты штрафа.

Суд первой инстанции в указанных выше вопросах не ограничился формальной, произвольной оценкой, а рассмотрел и мотивированно отклонил соответствующие доводы заявителя.   

Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).

Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, нарушений срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел и порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.

С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.

Поскольку по данной категории дел государственная пошлина                                       не уплачивается, заявителю следует возвратить из федерального бюджета                           1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.   

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 48, 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

произвести в порядке процессуального правопреемства замену                  заявителя - открытого акционерного общества «Балтрыбснабсбыт» обществом                        с ограниченной  ответственностью   «Балтрыбснабсбыт».

Решение Арбитражного суда Калининградской области                                                от 17.03.2015 по делу № А21-11263/2014 4 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества  с ограниченной  ответственностью  «Балтрыбснабсбыт» -  без удовлетворения.

Возвратить обществу  с ограниченной  ответственностью  «Балтрыбснабсбыт» из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 24.03.2015 № 60.  

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                            Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

                         О.И. Есипова                                

                       Н.И. Протас