ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 марта 2021 года | Дело № А42-6224/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-925/2021 ) АО «Управление отходами»на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 по делу № А42-6224/2020 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению АО «Управление отходами»
к Административной комиссии Ленинского административного округа МО г.Мурманска
об оспаривании постановления
установил:
акционерное общество «Управление отходами» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее – административный орган, административная комиссия) № 828 от 14.07.2020 по делу №828/25-07-02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).
Решением суда от 22.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на отсутствие в действиях Общества признаков состава вмененного правонарушения, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.06.2020 в период времени с 12 час. 20 мин. по 14 час. 32 мин. сотрудниками Управления Ленинского административного округа города Мурманска проведено обследование территории Ленинского административного округа города Мурманска.
В ходе обследования выявлено, что на контейнерных площадках, расположенных по адресам: ул.Подстаницкого, <...> выявлено значительное скопление крупногабаритных отходов (картонные коробки, деревянные ящики, старая мебель, старые холодильники и пр.).
Часть мусора находится за пределами площадок, в результате чего замусорены прилегающие к контейнерным площадкам территории. Большой объём крупногабаритных отходов (далее – КГО) свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении их на территории контейнерных площадок. Результаты осмотра отражены в соответствующем акте от 10.06.2020 и приложенной к нему фототаблице.
На основании служебной записки начальника отдела по взаимодействию со структурами жилищно-коммунального комплекса и благоустройству Управления Ленинского административного округа города Мурманска № 25-08-34/359 от 15.06.2020 указанные материалы проверки переданы в отдел по контролю за исполнением административного законодательства для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении.
Установив, что АО «Управление отходами» в лице Мурманского филиала, являясь региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с отходами на территории Мурманской области (включая своевременный вывоз отходов с мест их накопления), в нарушение пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства не обеспечило своевременный вывоз КГО с вышеуказанных контейнерных площадок, предназначенных для сбора ТКО от жителей многоквартирных домов по ул.Подстаницкого, <...> что привело к перенакоплению отходов, часть которых не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами, начальник отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Ленинского административного округа города Мурманска составил в отношении Общества протокол № 408 от 30.06.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.
Одновременно указанный протокол с материалами дела об административном правонарушении передан для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением № 828 по делу № 828/25-07-02 от 14.07.2020 административная комиссия привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
Как следует из пункта 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается:
- размещение отходов на контейнерной площадке без договора на вывоз и размещение отходов;
- переполнять контейнеры отходами производства и потребления;
- размещать отходы на территории, не принадлежащей правообладателям отходов, без передачи права собственности на эти отходы;
- выбрасывать в контейнеры, размещать на контейнерных площадках и на территории, прилегающей к ней, ртутьсодержащие лампы;
- самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах;
- сжигать отходы производства и потребления;
- загрязнять территорию города отходами производства и потребления;
- использовать отходы производства и потребления для благоустройства территории (в том числе клумбы, ограждения).
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение указанных требований Правил благоустройства, а именно несвоевременный вывоз отходов, длительное нахождение их на территории контейнерных площадок, что привело к загрязнению территории.
Из материалов дела следует, что Общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей в спорны период, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 11 Правил № 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов (КГО) осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Вывоз КГО согласно пункту 12 Правил № 1156 обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с КГО.
В силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», также предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Из пункта 2 Правил № 1156 следует, что под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
В этом же пункте Правил № 1156 раскрыто понятие "крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам факт наличия недопустимого объема крупногабаритного мусора и его перенакопление свидетельствует об уклонении регионального оператора от его вывоза, и что именно перенакопление отходов привело к его складированию вне установленных мест для их складирования.
Вместе с тем, судом не установлены значимые для дела обстоятельства, которые позволили бы признать вину Общества во вмененном ему правонарушении доказанной.
Согласно положениям, закрепленным в пунктах 5, 8 Правил № 1156 между потребителем и региональным оператором заключается договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих правил.
До заключения договора услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора (пункт 8(18) Правил).
В силу пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются, в том числе периодичность и время вывоза ТКО.
Пунктом 2 Типового договора (утверждена Постановлением Правительства РФ № 1156) также определено, что периодичность вывоза ТКО, а также КГО определяется в приложении к договору.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется невывоз КГО (крупногабаритных отходов), к которым пункт 2 Правил № 1156 относит твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).
Как уже было установлено выше, в пункте 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
Аналогичное право закреплено в пункте 12 Правил № 1156. Более того, исходя из содержания пунктов 2 и 11 Правил № 1156, крупногабаритные отходы должны складироваться в отдельном мусоросборнике - «бункере», либо на специальных площадках для складирования таких отходов.
Таким образом, ТКО и КГО вывозятся в соответствии установленным договором графиком (периодичностью), при этом крупногабаритные отходы могут вывозиться по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями.
Административным органом не установлено и не отражено в оспариваемом постановлении, заключен ли договор между потребителями (управляющей компанией) и региональным оператором, определен ли график вывоза ТКО и КГО, периодичность вывоза, определено ли место складирования КГО, направлялись ли потребителями заявки на вывоз крупногабаритных отходов, как это предусмотрено пунктом 10.2.7.5 Правил благоустройства, в отсутствие которых региональный оператор может не располагать информацией о наличии таких отходов и необходимости их вывоза.
Исходя из положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 10 (в том числе подпункт «д(2))»), 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, обязанность по обустройству, содержанию и уборке контейнерной площадки (мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) возложена на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а общие обязанности, предусмотренные Правилами благоустройства (включая пункты 10.2.7.5, 10.2.7.12), также распространяются и на иных субъектов, в том числе на региональных оператором, в также потребителей, лиц, осуществляющих складирование (размещение) отходов.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемых правоотношениях участвуют несколько субъектов (потребители, управляющие компании, ТСЖ, региональный оператор), а следовательно, в каждой конкретной ситуации следует устанавливать субъекта правонарушения, чьи действия привели к нарушению правил обращения с отходами и правил благоустройства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вывод о наличии в действиях заявителя вмененного административного правонарушения сделан на основании акта от 10.06.2020 и приложенными к нему фототаблицей, выписки из адресного перечня мест накопления ТКО.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что фактически Обществу вменен несвоевременный вывоз крупногабаритных отходов, длительное нахождение их на территории контейнерной площадке, что привело к загрязнению последней.
Вместе с тем, само по себе наличие на момент осмотра значительного количества отходов не свидетельствует о несвоевременном вывозе последних и длительном нахождении их в месте накопления. Приведенные факты в отсутствие иных доказательств не могут быть установлены с надлежащей степенью достоверности на основании однократной фиксации 10.06.2020 в период времени с 12 час. 20 мин. по 14 час. 32 мин., в отсутствие графика (периодичности) вывоза, заявок потребителей на вывоз крупногабаритных отходов и фиксации их невыполнения применительно к пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства.
Нарушение Обществом периодичности вывоза, в том числе сроков, определенных в пункте 2.14 СанПин 2.1.7.3550-19, из представленных административным органом материалов также не следует, Административной комиссией не установлено.
Вместе с тем, оценка данных обстоятельств, по мнению суда апелляционной инстанции, имела существенное значение для рассмотрения административного дела, установления наличия в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что собранными Административной комиссией материалами административного дела не доказано наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в связи с чем оснований для признания спорного постановления административного органа законным не имелось.
Отсутствие события и состава вмененного правонарушения в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск № 828 от 14.07.2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 декабря 2020 года по делу № А42-6224/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 14.07.2020 № 828 по делу №828/25-07-02 о привлечении акционерного общества «Управление отходами» к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |