ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-9567/2014 от 09.07.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 июля 2014 года

Дело № А56-64699/2013

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Есиповой О.И., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.03.2014 №1/14;

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 09.01.014 №3, ФИО4 по доверенности от 09.01.2014 №2;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-9567/2014 ) Общества с ограниченной ответственностью "Фармагрупп" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2014 по делу № А56-64699/2013 (судья Галкина Т.В.), принятое

по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Фармагрупп"

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании постановлений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фармагрупп" (ОГРН: <***>, адрес: 188382, <...> далее - Общество, ООО  "Фармагрупп") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН <***>, адрес: 191014, <...>, литер А, далее Управление) от 10.06.2013 №10-22/114 и от 10.09.2013 №10-22/609.

            Решением суда от 21.03.2014 в удовлетворении заявления отказано.

            В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что его действия не образуют состав вмененного правонарушения, поскольку им осуществлялась поставка лекарственных средств, на которые не распространяется действие Закона №171-ФЗ.

В судебном заседании представитель            Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Управления возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

В связи с невозможностью участия в судебном заседании 09.07.2014 судей Г.В. Борисовой и Е.А. Фокиной в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена их замена на судей О.И. Есипову и Е.А. Сомову, рассмотрение  жалобы начато сначала.

Как следует из материалов дела, Управлением проведено административное расследование в отношении ООО «Фармагрупп», в ходе которого установлено, что Общество закупало спирт этиловый по фармакопейным статьям у ОАО «Кировская фармацевтическая фабрика» (ИНН <***>) в 1 и 2 кварталах 2013 года, при этом Обществом не представлены декларации об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение №7 к Правилам) ни в электронной форме, ни на бумажном носителе.

По результатам административного расследования Управлением составлены протоколы от 04.06.2013 №10-22/114  и от 03.09.2013 №10-22/609 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ.

Постановлениями Управления от 10.06.2013 №10-22/114 и от 10.09.2013 №10-22/609 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей по каждому постановлению.

Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из доказанности правонарушения и вины заявителя, соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.

Обязанность декларирования учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171), согласно пункту 1 которой организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

При этом в силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171 под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171 порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

В пункте 1 Правил N 815 перечислены 12 видов деклараций, порядок представления которых устанавливается, в том числе и декларация об объеме оборота алкогольной продукции.

В пункте 2 Правил N 815 перечисляются лица, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил N 815 деклараций.

В каждом из пунктов 3 - 14 Правил N 815 указана одна из двенадцати деклараций, приведенных в пункте 1 Правил N 815, и указаны лица, обязанные представлять эту декларацию.

Пунктом 9 Правил N 815 предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.

В силу пункта 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.

При этом согласно пункту 18 Правил N 815 декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к данным Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.

В пункте 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.

        Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

       Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом осуществлялась закупка этилового спирта (товарно-транспортные накладные № 1373 от 20.03.2013, № 2428 от 28.05.2013, №1 381 от 21.03.2012, №1763 от 15.04.2013).

        В обоснование доводов жалобы Общество ссылается на то, что закупленная им продукция является лекарственными средствами, в связи чем у него отсутствует обязанность декларирования учета объема оборота этилового спирта, предусмотренная пунктом 9 Правил N 815.

        Пунктом 3 статьи 1 Закона №171 установлено, что действие Федерального закона №171 не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом и органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.

        В ходе административного расследования  Управлением истребованы и производителем - ОАО «Кировская фармацевтическая фабрика» (далее Фармацевтическая  фабрика) представлены документы, сопровождающие оборот алкогольной продукции в 1 и 2 кварталах 2013 года по взаимоотношениям с ООО «Фармагрупп» по товарно-транспортным накладным от 15.04.2013 №1763 и от 28.05.2013 №2428, от 20.03.2013 №1373, а именно: счет-фактура С-002475 от 15.04.2013,  протокол согласования цен, счет-фактура С-002475 от 28.05.2013, счет-фактура №0001407 от 20.03.2014, товарно - транспортная накладная от 20.03.2013, протокол согласования цен.

      Проанализировав представленные доказательства Управлением установлено, что общество осуществляло закупку продукции по коду 100 (приложение №1 к порядку заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 №231 (далее - Приказ №231) у Фармацевтическая фабрики в общем объеме 849,76 дал. этилового спирта по фармакопейным статьям, согласно представленной Фармацевтической фабрикой декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В   соответствии   с   приложением   №1   к   Приказу   №231       установленыклассификаторы видов продукции - этиловый спирт по фармакопейным статьям обозначается  кодом  100.

Таким   образом,   материалами дела подтверждается поставка производителем  - Фармацевтической   фабрикой этилового  спирта по  фармакопейным  статьям  в  адрес  ООО«Фармагрупп».

Из представленных производителем товарно-транспортных накладных следует, что Фармацевтическая фабрика поставляла в адрес ООО «Фармагрупп» этиловый спирт 70%, 95,%, то есть этиловый спирт в виде раствора для наружного применения и приготовления лекарственных средств.

Из буквального толкования пункта 2.1 статьи 2 Закона №171 следует, что составляющими частями этилового спирта по фармакопейным статьям является очищенная вода и закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт.

В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51652-2000 " Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 51652-2000) при производстве этилового ректификованного спирта применяют вспомогательные материалы, разрешенные к применению в спиртовой промышленности Минздравом России, а также следует, что ректификованный этиловый спирт - это спирт, полученный путем процесса ректификации.

Спирт этиловый ректификованный (очищенный, но с содержанием воды), в соответствии с ГОСТ Р 51652-2000 бывает следующих сортов: первый сорт (96,0%), спирт высшей чистки (92,0%), "Базис" (96,0%), "Экстра" (96,3%), "Люкс" (96,3%), "Альфа" (96,3%).

Ректифицированный спирт высшей степени очистки для получения из него питьевого этилового спирта разводится фильтрованной, умягченной водой ("ГОСТ Р 51723-2001 Спирт этиловый питьевой 95%. Технические условия").

Таким образом, поставляемая Фармацевтической фабрикой в адрес ООО «Фармагрупп» продукция является этиловым спиртом по фармакопейным статьям, поскольку производится путем добавления очищенной воды и используется в качестве лекарственного средства.

С учетом изложенного, на обществе лежит обязанность, предусмотренная пунктом 9 Правил N 815 по представлению в Управление декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.

Поскольку обществом не представлено доказательств соблюдения пункта 9 Правил N 815, его действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13. КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств (чрезвычайных, объективно непреодолимых), не зависящих от воли обязанного лица.

Обстоятельств, находящихся вне контроля Общества, судом первой инстанции не установлено; доказательства наличия таких обстоятельств, а также принятия всех необходимых мер для выполнения установленных требований о представлении деклараций, заявителем не представлены.

Судом апелляционной инстанции проверена процедура привлечения общества к административной ответственности и не выявлено нарушений.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 21.03.2014 по делу №  А56-64699/2013   оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фармагрупп" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

О.И. Есипова

 Е.А. Сомова