ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-9818/2022 от 11.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 мая 2022 года

Дело № А21-10288/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Мельниковой Н.А.

судей  Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания:  Крючковой И.В.

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9818/2022 ) индивидуального предпринимателя Фоминой Снежаны Николаевны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 по делу № А21-10288/2021, принятое

по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"

к  индивидуальному предпринимателю ФИО2

о взыскании,

по встречному иску индивидуального предпринимателя ФИО2

к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами"

3-е лицо: акционерное общество "Утилизация мусора"

о признании незаконными действий по начислению платы за неоказанные услуги,

установил:

Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее – Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, Предприниматель, ответчик) о взыскании суммы 118 076,57 руб., в том числе: 94 810,54 руб. задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.06.2021; 23 266,03 руб. пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 30.08.2021 со ссылкой на ст.ст. 309, 310, 330, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

 Делу присвоен №А21-10288/2021.

 Предприниматель обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Предприятию о признании незаконными в отношении Предпринимателя начислений за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 94 810,54руб. за период с 01.01.2019 по 30.06.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество «Утилизация мусора» (далее - АО «Утилизация мусора», Общество).

 Делу присвоен №А21-12332/2021.

Определением суда от 26.01.2022 дела №А21-10288/2021 и №А21-12332/2021 объединены в одно производство и делу присвоен №А21-10288/2021.

Решением суда от 24.02.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное толкование закона, неполное исследование доказательств, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на ненадлежащее оказание услуг региональным оператором в спорный период и заключение договоров с другими лицами.

В суд апелляционной инстанции от Предприятия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Предприятие с 01.01.2019 является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области.

Предприятие действует на основании выданной Лицензии №(39)-4360-СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием 20.06.2018. Региональный оператор руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права Предприниматель с 23.10.2013 является собственником одноэтажного нежилого здания общей площадью 380,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>; с 19.11.2013 является собственником земельного участка площадью 441,6 кв.м, предназначенного для эксплуатации склада-магазина, расположенного по адресу: <...>.

На момент рассмотрения дела согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности Предпринимателя являлась торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.

Предпринимателем 29.01.2019 в адрес Предприятия была подана заявка на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.

Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 №218.

Предприятием в соответствии с указанным приказом произведены расчеты и в адрес Предпринимателя был направлен проект договора № 230101385 от 01.01.2019. Предпринимателем договор был подписан с протоколом разногласий. Предприятием был подписан протокол разногласий с протоколом согласования разногласий и направлен в адрес предпринимателя 12.07.2019. Предпринимателем протокол согласования разногласий подписан 06.08.2019.

В приложении №1 к договору Предприятие указало следующее: наименование объекта: склад промышленных товаров; адрес объекта: <...>; ФККО: 73510002725; наименование отходов: отходы(мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; объем принимаемых ТКО куб.м/мес.: 6,348333 м3/месс; место накопления Советский городской округ, <...>; периодичность вывоза: согласно СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом ССР 05.08.1988 №4690-88. Предприниматель предложил свою редакцию приложения №1.

При этом из подписанного сторонами протокола согласования разногласий следует, что приложение №1 к договору раздел I Объем и место накопления твердых коммунальных отходов согласовано в редакции Регионального оператора.

 Согласно протокола согласования разногласий следует, что стороны согласовали срок оказания услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно.

 Предпринимателем 06.12.2019 в адрес Предприятия было направлено заявление о расторжении договора, которое получено Предприятием 11.12.2019. Предприятие отказало в расторжении договора в связи с тем, что Предприниматель осуществляет деятельность образующую ТКО, услуги по вывозу ТКО регулярно осуществляются транспортировщиком ООО «Блеск», а также  в связи с наличием задолженности за оказанные услуги.

Ссылаясь на то, что оказанные в период с 01.01.2019 по 30.06.2021 услуги в полном объеме Предпринимателем не были оплачены, региональный оператор, не получив удовлетворения своих требований в претензионном порядке, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании суммы 118 076,57 руб., в том числе: 94 810,54 руб. задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.06.2021; 23 266,03 руб. пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 30.08.2021.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ Предприятие уточнило заявленные исковые требования, просило взыскать с Предпринимателя 125 101,92 руб., в том числе: 94 810,54 руб. задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 и 30 291,38 руб. пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 01.11.2021.

Предприниматель обратился в арбитражный суд со встречным иском о признании незаконными действий по начислению суммы задолженности и пени.

Во встречном исковом заявлении Предприниматель указал, что договор вступил в силу с 06.08.2019, с момента подписания Предпринимателем протокола согласования разногласий и с указанной даты услуги Предприятием фактически не оказывались; Предприятие не оказывало Предпринимателю услуги по вывозу отходов (картон, бумага) в связи с чем, между Предпринимателем и ООО «Орион» был заключен договор на поставку/прием макулатуры (картон+бумага) в период с 01.01.2019 по 31.12.2019; между Предпринимателем и АО «Утилизация мусора» был заключен договор на оказание услуг по вывозу, размещению и захоронению отходов V класса опасности; заключенный с Предприятием договор на оказание услуг по обращению с ТКО прекратил свое действие.

Суд первой инстанции, с учетом уточнения требований, признав исковые требования Предприятия обоснованными по праву и размеру, удовлетворил их в полном объеме, в удовлетворении встречного иска Предпринимателя отказал.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

 К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, - например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие (Письмо Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06).

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.

Согласно статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).

В соответствии с пунктом 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктом 5 Правил N 1156 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно части 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к протоколу договора, эта сторона обязана в течении тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

В силу положений пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").

Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, то считается заключенным на условиях типового договора, а отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 8(18) Правил № 1156.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, установленной Предприятием с 01.01.2019.

По мнению Предпринимателя договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный с Предприятием расторгнут. Как указал суд первой инстанции, договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть расторгнут только по соглашению сторон либо в судебном порядке по требованию одной из сторон при наличии соответствующих оснований.

При этом, заключая договор в 2019 в редакции протокола согласования разногласий, Предприниматель согласился в приложении №1 к договору, что от его деятельности образуются отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.

Кроме того, Предпринимателем не представлено доказательств, прекращения своей деятельности в соответствии с ЕГРИП, в результате которой происходит образование ТКО, а также доказательств, что принадлежащие ему нежилое помещение и земельный участок переданы кому-либо в собственность или аренду. Также Предпринимателем не представлено доказательств того, что в результате осуществления им хозяйственной деятельности не образуются ТКО и данные приложения №1 к договору изменились.

Апелляционный суд отмечает, что согласно п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

В нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что у Предпринимателя имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ Предпринимателем не представлены.        Следовательно, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Предпринимателя о незаконном начислении ему Предприятием за спорный период платы за оказание услуг по обращению с ТКО.

Доводы Предпринимателя о том, что услуги в спорный период оказывались ООО «Орион» и АО «Утилизация мусора», а также доводы о ненадлежащем оказании услуг Региональным оператором рассмотрены и отклонены судом первой инстанции.

При этом суд посчитал обоснованным довод Предприятия о том, что с 01.01.2019 заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО иными лицами кроме Регионального оператора, является незаконным.

Следовательно, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования Предпринимателя о незаконном начислении Предприятием задолженности в спорный период.

Как и в суде первой инстанции Предприниматель в апелляционной жалобе указывает о раздельном накоплении ТКО. Указанные доводы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.

Согласно пункта 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Таким образом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.

При этом как следует из материалов дела, доказательств фактического выполнения Предпринимателем требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено.

Факт оказания Предприятием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период и наличие на стороне Предпринимателя задолженности по их оплате в размере  94 810,54 руб. подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В отсутствие доказательств оплаты оказанных Предприятием услуг в полном объеме требование о взыскании задолженности является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Согласно пункту 7 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 22 Правил № 1156 предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Аналогичные положения содержатся в пункте 24 типового договора.

Поскольку Предприниматель допустил просрочку по оплате услуг, начисление 30 291,38 руб. пени за несвоевременное внесение платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 01.11.2021. Расчет неустойки проверен судом и признан правильным.

Доводы подателя жалобы о том, что судом не исследованы все доказательства и не определен факт оказания услуг в спорный период отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.

С учетом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования обоснованными по праву и размеру и удовлетворил иск в полном объеме. Убедительных доводов об обратном, основанных на доказательственной базе, в апелляционной жалобе не содержится.

Исходя из предмета и оснований заявленных требований, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, доказательства исследованы и оценены надлежащим образом.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 24.02.2022 по делу № А21-10288/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мельникова

Судьи

Г.Н. Богдановская

А.Ю. Слоневская