ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 января 2007 года г. Вологда Дело № А05-10795/2006-20
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Мурахиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на определение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2006 года о прекращении производства по делу (судья Калашникова В.А.) по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Верхнеозерской сельской администрации муниципального образования «Город Онега и Онежский район» о взыскании налоговой санкции в размере 6454 рублей,
у с т а н о в и л:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, межрайонная ИФНС России № 6) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Верхнеозерской сельской администрации муниципального образования «Город Онега и Онежский район» (далее – администрация, Верхнеозерская сельская администрация) о взыскании налоговой санкции по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 6454 рублей за несвоевременное предоставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2006 года производство по делу № А05-10795/2006-20 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как установлено, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, санкции в размере 6454 рублей взыскиваются во внесудебном порядке.
Инспекция с определением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявление о взыскании с Верхнеозерской сельской администрации штрафа в сумме 6454 рублей рассмотреть по существу, ссылаясь на то, что отсутствуют основания для прекращения производства по делу, так как учреждение не имеет расчетных счетов, имущества, которым может распоряжаться, а обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только в судебном порядке.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает определение суда законным и обоснованным.
Инспекция и администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определение суда первой инстанции проверяется в порядке статьи 272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность определения, суд апелляционной инстанции считает, что определение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а вопрос новому рассмотрению в арбитражном суде первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 15 марта 2006 года Верхнеозерская сельская администрация направила в межрайонную ИФНС России № 6 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года (вход. № 1346 от 17.03.2006). Сумма налога к уплате согласно представленной декларации составила 64 535 рублей.
Межрайонной ИФНС России № 6 проведена камеральная проверка по вопросу несвоевременного представления налоговой декларации Верхнеозерской сельской администрацией по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года, по результатам которой составлена справка от 02.05.2006 № 6505.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, заместитель руководителя межрайонной ИФНС России № 6 вынес решение от 13.06.2006 № 2494 о привлечении Верхнеозерской сельской администрацией к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 6454 рублей.
В решении от 13.06.2006 № 2494 инспекцией зафиксирован факт несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года, так как указанная декларация должна быть представлена в срок не позднее 20.01.2006, фактически представлена 15.03.2006, просрочка составила 1 полный, 1 неполный месяц.
На основании указанного решения администрации направлено требование от 15.06.2006 № 452об уплате налоговой санкции со сроком для добровольного исполнения до 06.07.2006.
В связи с неисполнением администрацией требования от 15.06.2006 № 452 в добровольном порядке инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации штрафных санкций в сумме 6454 рублей в судебном порядке.
Согласно статье 143 НК РФ администрация является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 6 статьи 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Таким образом, срок представления декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года установлен не позднее 20.01.2006.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В связи с просрочкой представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года инспекцией правомерно принято решение от 13.06.2006 № 2494 о привлечении администрации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 6454 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 103.1 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Аналогичная норма закреплена в пункте 7 статьи 114 НК РФ.
До обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению (пункты 2, 3 статьи 103.1 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 8 статьи 103.1 НК РФ).
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания с организаций штрафов в размере, не превышающем 50 000 рублей.
Однако администрация является бюджетным учреждением, и в апелляционной жалобе инспекцией представлена информация об отсутствии у налогоплательщика расчетных счетов. Кроме того, имущество Верхнеозерской сельской администрации находится у нее в оперативном управлении.
В связи с тем, что деятельность Верхнеозерской сельской администрации финансируется из средств бюджета Плесецкого района, при применении бесспорного порядка взыскания штрафа в отношении такого юридического лица необходимо учитывать особенности удовлетворения требований, предъявляемых к бюджетным организациям, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Пунктом 2 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 239 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию, в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).
На основании вышеизложенного, пункт 8 статьи 103.1 НК РФ в отношении бюджетных учреждений применению не подлежит, налоговые санкции с бюджетных учреждений не могут быть взысканы в бесспорном порядке.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) в судебном порядке производится взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (пункт 8 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007).
Учитывая изложенное, взыскание налоговыми органами задолженности по штрафам с организаций-получателей бюджетных средств производится только в судебном порядке в соответствии с положениями главы 26 АПК РФ.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, определение суда от 09 ноября 2006 года подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей.
Поскольку инспекция от уплаты госпошлины освобождена, а апелляционная жалоба удовлетворена, госпошлина по апелляционной жалобе взыскивается в федеральный бюджет с администрации.
Руководствуясь статьями 102, 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
определение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2006 года по делу № А05-10795/2006-20 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Взыскать с Верхнеозерской сельской администрации муниципального образования «Город Онега и Онежский район», зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц 17.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022901174922, место нахождения: Архангельская область, Онежский район, пос. Верхнеозерский, в федеральный бюджет (код 18210801000011000110) госпошлину в сумме 1000 рублей.
Председательствующий О.Ю. Пестерева
Судьи Т.В. Виноградова
Н.В. Мурахина