ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-1272/2006 от 19.02.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 февраля 2007 года

г. Вологда

Дело № А13-10359/2006 -23

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Богатыревой В.А.,
ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2006 года (судья Логинова О.П.) по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области о признании недействительным решения от 28.07.2006 № 6764/85/9418,

при участии от учреждения ФИО2 по доверенности от 21.01.2007 № 33,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области (далее – учреждение, УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявле­нием к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.07.2006 № 6764/85/9418.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2006 года по делу № А13-10359/2006-23 признано недействительным решение межрайонной инспекции Федераль­ной налоговой службы № 10 по Вологодской области от 28.07.2006 № 6764/85/9418 об отказе в привлечении к налоговой ответственности УПФ РФ как несоответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.

Не согласившись с таким решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить ввиду нарушения норм материального права.  Полагает, что УПФ РФ не является бюджетной организацией и не имеет право на льготу, предусмотренную подпунктом 15 пункта 1 статьи 238  Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), при этом ссылается на статью 11 НК РФ, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), Федеральный закон от 28.12.2004 № 184-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» (далее – Закон № 184-ФЗ).

УПФ РФ в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В судебном заседании представитель инспекции поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель УПФ РФ с ними не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя УПФ РФ, участвующего в деле, исследовав представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  учреждение представило в инспекцию декларацию по единому социальному налогу (далее – ЕСН)  за 2005 год.

Согласно расшифровке строки 1100 раздела 2 «Расчет единого социального налога (суммы, не подлежа­щие налогообложению в налоговом периоде в соответствии со статьей 238 НК РФ) в налогооблагаемую базу не включены суммы материальной помощи до 3000 рублей, выплаченные работникам учреждения в 2005 году в размере 49 112 рубля.

Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной учреждением на­логовой декларации по ЕСН за 2005 год по факту неполной уплаты налога принято решение от 28.07.2006 № 6764/85/9418 об отказе в привлечении уч­реждения к налоговой ответственности. Данным решением учреждению предло­жено уплатить единый социальный налог за 2005 год в сумме 5894 рубля.

Суд первой инстанции, рассматривая заявление УПФ РФ, обоснованно пришел к выводу о правомерности применения им льготы, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ, в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суммы материальной помощи, выпла­чиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, фи­нансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

Как правильно в своем решении указал суд первой инстанции, из содержания приведенной нормы следует, что условиями, необходимыми для применения спорной льготы, являются выплата сумм материальной помощи за счет бюджетных источников и финансирование налогоплательщика за счет средств бюджетов.

В абзацах 7 и 8 пункта 2 статьи 11 НК РФ даны понятия бюджета и вне­бюджетных фондов, в которых определено, что государственные внебюджетные фонды образуются вне бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, понятие бюджетного учреждения и его правовое положение определены Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В статье 10 БК РФ закреплено, что бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; городские бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

В соответствии с  пунктом 1 Положения о государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области, утвержденного Правлением Пенсионного фонда Россий­ской Федерации от 17.08.2001 № 135, учреждение входит в систему Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации является само­стоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою дея­тельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим По­ложением, денежные средства которого находятся в государственной собственно­сти Российской Федерации, что закреплено в пунктах 1 и 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Фе­дерации от 27.12.1991.

В статьях 17 и 18 Закона № 167-ФЗ  установлено, что бюджет Фонда формируется в том числе и за счет средств федерального бюджета, а средства бюджета Фонда направляются, в том числе и на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда, включая содержание его центральных и территориальных органов.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год утвержден законом № 184-ФЗ, согласно статье 6 которого средства на содержание органов Пенси­онного фонда включены отдельной строкой в расходную часть бюджета. Финан­сирование расходов на содержание органов фонда осуществляется за счет доход­ной части бюджета. В соответствии со статьей 4 данного Закона доходы бюджета фонда формируются в том числе и за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 18 Положения о порядке расчета фонда оплаты труда работников территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, утвер­жденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.11.2005 № 201п установлено, что фонд оплаты труда работников отделений Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается решением Правления фонда в составе плановых показателей по расходам на финансовое и материаль­но-техническое обеспечение текущей деятельности территориальных органов Пенсионного фонда по соответствующей статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации («Заработная плата»).

В соответствии со сметой доходов и расходов на 2005 год УПФ РФ выделены бюджетные ассигнования на оплату труда и начисления на оплату труда в сумме 2 141 500 рублей.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что  финансирование учреждения и выплата им указанной сум­мы материальной помощи осуществляются за счет средств бюджетов, является верным.

Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает, что страховщиками яв­ляются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральны­ми законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С учетом статьи 5 данного Закона, обязательное пенсионное страхование в Россий­ской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Согласно статьям 6, 144, 148, 164 БК РФ органы внебюджетных фондов (в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации), их учреждения являются участниками бюджетного процесса, обла­дающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне.

Налоговым органом не оспаривается, что материальная помощь, оказанная работникам учреждения за налоговый период, составила не более 3000 рублей на каждого. Этот факт также закреплен и в решении налогового органа от 28.07.2006 № 6764/85/9418.

Из изложенного следует, что органы Пенсионного фонда относятся к органи­зациям, имеющим право на льготу по единому социальному налогу, установлен­ную подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Ссылка налогового органа на статью 11 НК РФ не принимается судом апелляционной инстанция, поскольку названная норма противоречит статье 10 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005).

Судом апелляционной инстанции также отклоняется ссылка инспекции на разъяснение Министерства финансов Российской Федерации о применении Пенсионным фондом льготы по ЕСН, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ, данное в письме от 15.08.2005 № 03-05-02-03/40, поскольку в нем содержится мнение должностного лица названного органа, и данное письмо не является нормативно-правовым документом, подлежащим обязательному применению.

Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, обоснованно удовлетворил требования УПФ РФ, указав, что  решение инспекции от 28.07.2006 № 6764/85/9418 об отказе в привлечении учреждения к налоговой ответственности в части доначислении единого социального налога за 2005 год в сумме 5894 рублей подлежит признанию недействительным как несоответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.

Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судом первой инстанции, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суд не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2006 года по делу № А13-10359/2006-23 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области  – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи                                                              

В.А. Богатырева

Н.С. Чельцова