ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 апреля 2010 года
г. Вологда
Дело № А05-20009/2009
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» директора ФИО1, от муниципального образования «Северодвинск» ФИО2 по доверенности от 13.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 января 2010 года по делу № А05-20009/2009 (судья Козьмина С.В.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» (далее – общество, ООО «СЗФК») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию «Северодвинск» (далее - МО «Северодвинск») о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 22.09.2009 № 03-30/2555 в выкупе обществом нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО «СЗФК» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что размещение решения Совета депутатов Северодвинска от 25.06.2009 № 66, которым утвержден Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в бюллетене нормативно-правовых актов «Вполне официально» нельзя признать официальным опубликованием, поскольку решение Совета депутатов Северодвинска от 25.12.2008 № 174 не было официально опубликовано. Кроме того, полагает, что бюллетень нормативно-правовых актов «Вполне официально» не соответствует требованиям статей 2, 8, 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 2124-1).
МО «Северодвинск» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, решение суда считают законным и обоснованным. Представитель МО «Северодвинск» дополнительно указал, что решение Совета депутатов Северодвинска от 25.06.2009 № 66 было предметом рассмотрения по делам, рассмотренным Арбитражным судом Архангельской области, решения по которым оставлены без изменения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения представителей общества и МО «Северодвинск», исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании договоров аренды от 22.02.2005 № 03-05/967-05, от 27.12.2006 № 03-05/858-06, от 27.12.2007 № 03-05/703-08, от 27.01.2009 № 03-05/823-09, заключенных с администрацией МО «Северодвинск», владеет и пользуется нежилым помещением общей площадью 153,6 кв. м, расположенным по адресу: <...>, для продажи лекарств (фармацевтическая деятельность).
Общество 28.08.2009 обратилось к мэру МО «Северодвинск» ФИО3 с письмом № 74, в котором просило заключить договор купли-продажи арендованного имущества - нежилого помещения общей площадью 153,6 кв. м с земельным участком 116,2 кв. м (без выделения границ в натуре) по адресу: <...>, с оплатой в рассрочку сроком на пять лет.
Мэр МО «Северодвинск» письмом от 22.09.2009 № 03-30/2555 отказал в удовлетворении заявления, указав, что решением Совета депутатов Северодвинска от 25.06.2009 № 66 утвержден Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. С учетом того, что арендуемое обществом помещение включено в указанный Перечень у общества отсутствуют основания для преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Общество, не согласившись с отказом, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 159-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
В соответствии со статьей 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как правильно указано судом первой инстанции, поскольку оспаривается решение МО «Северодвинск», изложенное в письме от 22.09.2009, в котором дан ответ на заявление, представленное в МО «Северодвинск» 28.08.2009, подлежит применению Закон № 159-ФЗ с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 17.07.2009 № 149-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) городской Совет депутатов МО «Северодвинск» решением от 25.06.2009 № 66 утвердил Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в который за № 258 включено нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 153,6 кв. м (далее - Перечень).
Указанный Перечень опубликован в бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» «Вполне официально» от 14.07.2009 № 14.
Решение Совета депутатов от 25.06.2009 № 66 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как оно представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), рассчитанный на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в публичном воздействии.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со статьей 19 Устава МО «Северодвинск» Совет депутатов Северодвинска решением от 25.12.2008 № 174 установил, что в 2009 году официальным опубликованием решений Совета депутатов Северодвинска является их опубликование в газете «Северный рабочий» и (или) газете «Вечерний Северодвинск», и (или) бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» «Вполне официально», утвержденном для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Согласно статье 2 Закона № 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Исходя из смысла части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 47 Закона № 131-ФЗ вступлению в законную силу нормативного правового акта должно предшествовать его официальное опубликование с целью обеспечения возможности ознакомления с содержанием этого акта теми лицами, права и свободы которых он затрагивает
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Перечень опубликован в бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» «Вполне официально» от 14.07.2009 № 14, который является периодическим печатным изданием, распространяется по подписке, тираж 10 000 экземпляров. Из договора от 01.07.2009 № 209 возмездного оказания услуг по доставке бюллетеня «Вполне официально» следует, что его доставка осуществляется подписчикам газеты «Северный рабочий» на территории города Северодвинска, деревень Солза, Ненокса, Кудьма. Актом от 31.07.2009 № 141 подтверждается, что услуги по доставке номера от 14.07.2009 выполнены в полном объеме.
Таким образом, оснований полагать, что бюллетень «Вполне официально» от 14.07.2009 № 18 ненадлежащим образом распространен среди подписчиков, не имеется. В данном случае в материалы дела представлены достаточные доказательства того, что Перечень надлежащим образом опубликован в средствах массовой информации, надлежащим образом доведен до сведения граждан и юридических лиц, то есть хозяйствующим субъектам обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием.
Доводы общества о том, что бюллетень «Вполне официально» не соответствует требованиям статей 2, 8, 27 Закона № 2124-1, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, в статье 2 Закона № 2124-1 содержатся основные понятия для целей настоящего Закона. Статьей 8 Закона № 2124-1 предусмотрено, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Однако в силу статьи 12 названного Закона не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. Статьей 27 Закона № 2124-1 установлен перечень сведений, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания. Такие сведения представленный в материалы дела экземпляр бюллетеня «Вполне официально» содержит (л. д. 46).
Апелляционной инстанцией не принимаются доводы общества о невозможности признания размещения Перечня в бюллетене «Вполне официально» в качестве официального опубликования в связи с отсутствием официального опубликования решения Совета депутатов Северодвинска от 25.12.2008 № 174.
На основании пункта 3 статьи 19 Устава МО «Северодвинск» опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в периодическом печатном издании, определяемом соответствующим органом местного самоуправления Северодвинска.
Из указанной нормы не следует, что соответствующее решение должно быть опубликовано. В данном случае в материалы дела представлены доказательства надлежащего опубликования Перечня в бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» «Вполне официально» от 14.07.2009 № 14, то есть Перечень доведен до сведения хозяйствующих субъектов, в том числе и общества, надлежащим образом. Следовательно, нарушений прав и законных интересов общества допущено не было. Кроме того, доказательств исключения спорного имущества из Перечня либо признания его недействующим в материалы дела обществом не представлено.
Статьей 9 Закона №159-ФЗ предусмотрено право субъекта малого или среднего предпринимательства, соответствующего установленным статье 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 9 Закона № 159-ФЗ определено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Поскольку при рассмотрении заявления общества от 28.08.2009 установлено, что арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, обществу обоснованно отказано в заключении договора купли-продажи арендуемого имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 января 2010 года по делу № А05-20009/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» – без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б. Ралько
Судьи
Т.В. Виноградова
А.В. Потеева