ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-1754/2022 от 17.05.2022 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 мая 2022 года

г. Вологда

Дело № А13-11206/2021

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

В полном объеме постановление изготовлено мая 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области представителя ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 представителя ФИО3 по доверенности от 12.05.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2022 года по делу № А13-11206/2021,

установил:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (адрес: 162261, Вологодская область; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Глава КФХ) о взыскании 198 000 руб. в качестве возврата субсидии.

Решением суда от 24.01.2022 иск удовлетворен.

Глава КФХ с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Ни постановление правительства Вологодской области от 23.12.2019 № 1297, ни договор не содержат положений, обязывающих фермерское хозяйство проводить апробацию посевов. Глава КФХ осуществлял посев картофеля для продажи продовольственного товарного картофеля, согласно нормам Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон № 149-ФЗ) апробация посевов не требовалась. В соответствии с актом выездной проверки соблюдения условий, целей и порядков, установленных при предоставлении средств из областного бюджетов, полученных Главой КФХ в 2019-2020 годах и текущем периоде 2021 года от 15.07.2021 № 19 по субсидии на поддержку семеноводства фактов предоставления недостоверных сведений (документов) на ее получение, нарушения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении бюджетных средств из федерального и областного бюджетов, не установлено. В ходе проверки установлено, что фактические посевные площади картофеля в 2020 году составляют 12 га, из них 10 га по ГОСТУ, а именно семенами элита.

Представитель Главы КФХ в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей Главы КФХ, Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222, и государственной программы «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы», утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 26.08.2019 № 791, Департамент и Глава КФХ (получатель) заключили договор о предоставлении субсидии из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 17.03.2020 № 63.

В соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с приобретением элитных семян сельскохозяйственных культур.

Пунктом 2.1 договора установлен размер субсидии 200 000 руб.

Согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2, 4.3.12 договора получатель принял на себя обязательство представлять в Департамент документы, установленные пунктом 3.1 договора, а также в срок до 15.01.2021 документы, установленные пунктом 4.2.1 договора; направлять по запросу Департамента документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.2 договора в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного запроса.

Приложением  2 к договору установлено плановое значение результата предоставления субсидии на 2020 год – «10» по показателю «посевная площадь, занятая картофелем (элита, суперэлита, включая супер-суперэлиту), произведенным вне рамок ФНТП» (лист дела 42).

Департамент исполнил свою обязанность по договору и перечислил Главе КФХ денежные средства в размере 200 000 руб. платежным поручением от 29.04.2020 № 4907.

Глава КФХ представил Департаменту документы для подтверждения выполнения результатов предоставления субсидии и показателей в 2020 году, возвратил 2 000 руб. неиспользованной суммы субсидии платежным поручением от 02.09.2020 № 2.

После проверки представленных документов Департамент 13.05.2021 уведомил Главу КФХ о необходимости в течение 10 рабочих дней со дня получения запрос представления заверенных копий актов апробации посевов (получено лично 13.05.2021).

В связи с не предоставлением Главой КФХ актов (акт апробации посевов, либо акт выбраковки посевов из числа пригодных для использования на семенные цели, либо акт, подтверждающий обследование и списание погибших посевов элитных семян), невозможностью определения достижение показателя «выполнение плановой посевной площади, засеянной приобретенными семенами картофеля (элита, суперэлита, включая супер-суперэлиту), произведенных вне рамок ФНТП», Департамент 31.05.2021 уведомил Главу КФХ о необходимости возврата субсидии.

Уведомление оставлено Главой КФХ без ответа.

В связи с неисполнением в добровольном порядке ответчиком требований по возврату субсидии истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В целях реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222, и государственной программы «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 26.08.2019 № 791, постановлением правительства Вологодской области от 23.12.2019 № 1297 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства (далее - Порядок).

Данный Порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных учреждений), индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии на поддержку элитного семеноводства, цели, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушения.

В соответствии с пунктом 2.11 Порядка получатель субсидии обязан: вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии; направить на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, собственные и (или) привлеченные средства (заемные и (или) кредитные средства, и (или) средства спонсоров, и (или) другие средства, полученные заявителем, за исключением средств, предоставленных из областного бюджета) в размере не менее 1% объема полученной субсидии, а на приобретение семян картофеля (элита, суперэлита, включая супер-суперэлиту), произведенных в рамках ФНТП, в размере не менее 30% объема полученной субсидии.

К направлениям расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, относятся затраты получателя за период с 1 июля года, предшествующего году предоставлению субсидий, по 1 июля года предоставления субсидий на оплату приобретения элитных семян: зерновых культур (элита, включая суперэлиту); зернобобовых культур (элита, включая суперэлиту); клевера (элита, включая суперэлиту); люцерны (элита, включая суперэлиту); козлятника (элита, включая суперэлиту); картофеля (элита, суперэлита, включая супер-суперэлиту), произведенных вне рамок ФНТП; картофеля (элита, суперэлита, включая супер-суперэлиту), произведенных в рамках ФНТП.

Расходование средств, источником финансового обеспечения которого является субсидия, осуществляется на приобретение элитных семян по видам сельскохозяйственных культур в объемах в соответствии с представленной заявителем справкой-расчетом размера субсидии по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

Пунктом 2.14 Порядка предусмотрено, что эффективность предоставления субсидии оценивается Департаментом на основании достижения результатов - посевных площадей, засеваемых приобретенными элитными семенами по видам сельскохозяйственных культур (гектаров). Значение результатов устанавливается как плановые посевные площади на текущий год, засеваемые приобретенными элитными семенами, указанные в представленных заявителем сведениях о размере посевной площади текущего года по видам сельскохозяйственных культур по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

В силу пунктов 3.1, 3.2 Порядка получатели субсидий представляют в Департамент отчет о расходах по форме, установленной договором, по состоянию на 1 июля года получения субсидий в срок не позднее 129 рабочего дня года получения субсидии и по состоянию на 31 декабря года получения субсидии в срок не позднее 5 рабочего дня года, следующего за годом получения субсидии (а также в случае принятия решения о наличии потребности в направлении остатка субсидии, не использованного в течение года, в котором предоставлялась субсидия, в году, следующем за годом предоставления субсидии, отчет о расходах по форме, установленной Договором, по состоянию на 1 июля года, следующего за годом получения субсидий, в срок не позднее 15 июля года расходования неиспользованного остатка субсидий), с приложением необходимых документов.

Для подтверждения выполнения результата, предусмотренного договором, получатели не позднее 35 рабочего дня года, следующего за годом получения субсидии, представляют в Департамент отчет о достижении результатов по состоянию на 31 декабря отчетного года по форме, установленной договором.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка для подтверждения площади, засеянной приобретенными элитными семенами, на которую были получены субсидии, получатели в срок не позднее 35 рабочего дня года, следующего за годом получения субсидии, представляют в Департамент: в отношении площадей посевов элитных семян, на которых была проведена апробация и составлен акт апробации посевов, - заверенные получателем копии актов апробации посевов (за исключением копий актов апробации посевов многолетних трав). Копии актов апробации посевов многолетних трав получатели субсидии представляют в срок до 1 октября года, следующего за годом получения субсидии; в отношении площадей посевов элитных семян, на которых была проведена апробация и результаты ее были неудовлетворительны, и составлен акт выбраковки посевов из числа пригодных для использования на семенные цели, - заверенные получателем копии актов выбраковки посевов из числа пригодных для использования на семенные цели (за исключением копий актов выбраковки посевов многолетних трав). Копии актов выбраковки посевов из числа пригодных для использования на семенные цели по многолетним травам получатели субсидии представляют в срок до 1 октября года, следующего за годом получения субсидии; в отношении площадей посевов элитных семян, которые погибли, - заверенные получателем копии актов, подтверждающих обследование и списание погибших посевов элитных семян (за исключением копий актов, подтверждающих обследование и списание погибших посевов элитных семян многолетних трав). Копии актов, подтверждающих обследование и списание погибших посевов элитных семян многолетних трав, получатели субсидии представляют в срок до 1 октября года, следующего за годом получения субсидии.

Абзацами 4-5 пункта 3.5 Порядка предусмотрено, что в случае непредставления (предоставления не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 настоящего раздела, Департамент в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока представления документов запрашивает их у получателя, получатель должен представить указанные в запросе документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. В случаях представления получателем неполной или противоречивой информации в документах, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 настоящего раздела, Департамент в течение 15 рабочих дней со дня их получения запрашивает дополнительные сведения о соблюдении цели, условий, порядка предоставления субсидий у получателя для проверки представленной информации.

Согласно пунктам 4.3-4.4 Порядка в случае непредставления документов, указанных в пунктах 3.1-3.4 настоящего Порядка, в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.5 настоящего Порядка субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме полученной субсидии. В случае нарушения получателем субсидий условий по выполнению результатов, предусмотренных Договором, объем средств, подлежащий возврату, рассчитывается по конкретной  формуле с учетом размера субсидии к возврату по каждому виду сельскохозяйственных культур, по которому не выполнено значение результатов предоставления субсидии. Размер возврата субсидии по каждому виду сельскохозяйственных культур  также рассчитывается по конкретной формуле с учетом индекса, отражающего уровень не достижения результата. Индекс, отражающий уровень не достижения результата, определяется по отдельной формуле с учетом фактически достигнутого значения результата на отчетную дату; планового значения результата, установленного договором.

В случае не достижения результатов, установленных договором, к получателю применяется штраф в размере 0,1% от суммы, подлежащей возврату в соответствии с настоящим пунктом.

В случае выявления фактов, являющихся основанием возврата субсидий и (или) взыскания штрафа в соответствии с пунктами 4.2-4.8 Порядка, Департамент в течение 30 календарных дней со дня установления указанных фактов направляет получателю заказным письмом с уведомлением требование о возврате субсидии и (или) уплате штрафа в областной бюджет в размере, установленном разделом 4 Порядка, в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования. В случае не поступления средств в течение указанного срока Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке (пункт 2.20 Порядка).

Согласно статье 7 Закона № 149-ФЗ элитными семенами (семенами элиты) являются семена сельскохозяйственного растения, которые получены от оригинальных семян и соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Элитные семена (семена элиты) используются для производства репродукционных семян. Репродукционными семенами являются семена сельскохозяйственных растений последующих после элитных семян (семян элиты) поколений (статья 8 Закона № 149-ФЗ).

Статьей 26 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов. Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.

Поскольку предоставление результатов апробации посевов является обязательным условием подтверждения достижения результатов использования субсидии, суд первой инстанции обоснованно признал доводы Департамента об отсутствии доказательств надлежащего использования бюджетных средств обоснованными.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на акт выездной проверки соблюдения условий, целей и порядков, установленных при предоставлении средств из областного бюджета от 15.07.2021 № 19, правомерно не принята судом первой инстанции. Как указал суд, согласно договору от 18.02.2020       № 125 и уведомлению Департамента от 13.10.2021 № 06-29/4 производилась проверка использования субсидии на проведение комплекса агротехнологических работ, данный акт отражает объем приятых обязательств по достижению значений результатов предоставленной субсидии, а не факт проведения апробации посевов.

Из материалов дела видно, что согласно отчету Главы КФХ о достижении результатов предоставления субсидии и показателей по состоянию на 31.12.2020 им достигнуто значение показателя «12», процент выполнения плана – «120».

Суд первой инстанции установил, что в нарушение пункта 4.3 Порядка Глава КФХ документально не подтвердил направление запрашиваемых Департаментом документов для проверки достижения показателя «выполнение плановой посевной площади, засеянной приобретенными семенами картофеля (элита, суперэлита, включая супер-суперэлиту), произведенных вне рамок ФНТП».

Доводы Главы КФХ о том, что обязанности проводить апробацию посевов картофеля в данном случае не предусмотрено, был предметом исследования в суде первой инстанции. Требования Департамента в данном случае основаны на применении статей 7, 25, 26 Закона № 149-ФЗ, пункта 3.3 Порядка. Как правомерно указал суд,  доказательства, свидетельствующие о полном выполнении Главой КФХ принятых на себя обязательств по договору, представлении запрашиваемых документов,  в материалы дела не представлены, возврат субсидии в полном объеме документально не подтвержден.

Ссылка подателя жалобы на  результаты проверки деятельности ответчика в июле 2021 года в качестве  доказательства  выполнения принятых на себя обязательств по договору не принимается во внимание, поскольку в рамках этой проверки  проверялось  соблюдение  условий, целей и порядка  использования  иных субсидий (на проведение  комплекса агротехнологических работ, на поддержку семеноводства).  

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января                   2022 года по делу № А13-11206/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Я. Зайцева

Судьи

        Н.В. Чередина

        А.Н. Шадрина