ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-2427/2007 от 01.08.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 августа 2007 года                       г. Вологда                       Дело № А44-349/2007

        Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Зайцевой А.Я., судей Журавлева А.В. и Митрофанова О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Боровичского муниципального района и Комитета финансов администрации Боровичского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 апреля 2007 года (судья Деменцова И.Н.) по иску администрации Боровичского городского поселения к Комитету финансов администрации Боровичского муниципального района, с участием третьего лица  администрации Боровичского муниципального района о взыскании 4 158 700 руб.

при участии от истца ФИО1 по доверенности  от 12.03.2007 № 26, от ответчика ФИО2 по доверенности от 06.03.2007 № 19, от третьего лица ФИО3 по доверенности от 15.01.2007 № 37/01-40 ,

у с т а н о в и л:

администрация Боровичского городского поселения (далее – Городское поселение) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Боровичского муниципального района (далее – Муниципальный район) о взыскании 8 729 700 рублей компенсации в размере  недофинансирования за 2006 год.

Определением от 15.02.2007  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом  привлечен Комитет финансов администрации Боровичского муниципального района (далее – Комитет финансов).

Согласно определению от 13.03.2007  суд с согласия истца, произвел замену ненадлежащего ответчика: Муниципальный район заменил на Комитет финансов, исключив его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлек Муниципальный район к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании 18.04.2007 истец в порядке  применения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменил исковые требования, просил взыскать 4 158 700 руб.

Изменение исковых требований судом принято.         

Решением от 24.04.2007 исковые требования удовлетворены за счет средств бюджета Боровичского муниципального района, 4 158 672 руб. 33 коп. компенсации в размере недофинансирования за 2006 год взысканы в пользу Боровичского городского поселения, в доход федерального бюджета с Комитета финансов взыскано 32 293 руб. 29 коп. государственной пошлины.

Комитета финансов и Муниципальный район с судебным актом не согласились и обратились  с апелляционными жалобами, в которых просят  решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Доводы подателей жалоб сводятся к тому, что Муниципальный район в начале 2007 года  погасил 433 100  руб. задолженности по балансу Городского поселения, которая образовалась в ноябре 2006 года,  остальные денежные обязательства в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) не были приняты к исполнению, поскольку  представлены после 25 декабря 2006 года.

По мнению подателей жалоб, суд применил  статью 238 БК РФ без учета других норм бюджетного законодательства, а именно статей 226, 227, 239, 242 БК РФ.

Представители  Комитета финансов и Муниципального района в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали, просят решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Городское  поселениев  отзыве и представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против доводов апелляционных жалоб ответчика и третьего лица, просит решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.         

         Выслушав представителей Городского поселения, Комитета финансов и Муниципального района, исследовав  материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

  Как следует из материалов дела, Боровичское городское поселение является получателем бюджетных средств.

   Решением Думы Боровичского муниципального района от 22.12.2005  № 18 (т.1 л.д. 53-130) утвержден бюджет Боровичского муниципального района на 2006 год по расходам и доходам в сумме 815 698, 1 тыс. руб., а также сметы расходов городского и сельских поселений (пункт 35 решения) согласно приложениям № 11 (л.д. 107) и 12 (л.д. 108), из которых следует, что  расходы бюджета городского поселения на 2006 год предусмотрены в сумме 77 045,20 тыс. руб. (т.1 л.д.108).

Решением Думы Боровичского муниципального района от 21.12.2006  № 110  внесены изменения в решение Думы Боровичского муниципального района от 22.12.2005  № 18 «Об утверждении бюджета Боровичского муниципального района на 2006», в соответствии с которыми утвержден бюджет Боровичского муниципального района по доходам и расходам в сумме 863 454 680 руб., бюджетные ассигнования Боровичского городского поселения уменьшены на сумму 4 571 000 руб. по дотациям на возмещение разницы в тарифах на теплофикацию.

Считая, что Муниципальный район недофинансировал Городское поселение в 2006 году  на 4 158 672 руб. 33 коп., и ссылаясь на статью 238 БК РФ, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев  исковые требования по существу и удовлетворив их в полном объеме, указал на подведомственность настоящего спора  арбитражному суду, поскольку  спорное  правоотношение  имеет экономический характер, его участниками  являются  юридические лица, компенсация в размере недофинансирования осуществляется на основании судебного акта.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

Статья 2 АПК РФ устанавливает одну из задач  судопроизводства в арбитражном суде как защита нарушенных  или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований в сфере  предпринимательской  и иной  экономической деятельности, органов  государственной власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере

В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражному суду  подведомственны  дела по экономическим  спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Пункт 3 указанной  статьи предусматривает, что  другие дела, помимо  названных в частях 1 и 2  данной статьи, могут быть  отнесены  к подведомственности арбитражный судов только федеральным законом.

Как следует из материалов дела и правомерно установлено  судом первой инстанции, правоотношения сторон в настоящем деле регулируются  нормами БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между  субъектами бюджетных  правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным  правоотношениям.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в БК РФ приведен исчерпывающий  перечень случаев взыскания денежных средств из бюджетов различных уровней и соответственно возможности рассмотрения споров, возникающих из бюджетных правоотношений в порядке статьи 239 БК РФ.

Предметом иска Городского поселения является взыскание денежной суммы недофинансирования  Муниципальным районом за 2006 год. Данный спор по своему правовому характеру не  может быть отнесен к экономическим спорам, поскольку касается вопросов выделения средств из бюджетов, их  перераспределения и расходования, то есть, спор  основан на  финансовых отношениях бюджетов различных уровней.  Норма статьи  27 АПК РФ не предусматривает рассмотрение указанных споров.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает данный спор не подведомственным арбитражному суду, в связи с чем, решение  суда от  24.04.2007 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 1  части 1 статьи 150 АПК РФ.

В связи с прекращением производства по делу и на основании  пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальному району и Комитету финансов  надлежит возвратить из федерального бюджета по 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной ими при  подаче апелляционных жалоб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

         решение Арбитражного суда  Новгородской области от 24 апреля 2007 года по делу № А44-349/2007 отменить.

Производство по делу  прекратить.

Возвратить из федерального бюджета  комитету финансов администрации Боровичского муниципального района и  администрации  Боровичского муниципального  района по 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной ими по платежным поручениям от 14 июня 2007 года № 135 и от 14 июня 2007 года № 643.

Председательствующий                                                                  А.Я. Зайцева

Судьи                                                                                                А.В. Журавлев

                                                                                                    О.В. Митрофанов