ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-253/2006 от 15.01.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 января 2007 года

г. Вологда

Дело № А13-8340/2006 -08

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Магановой Т.В.,     Осокиной Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулаковой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2006 года (судья Чельцова Н.С.) по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 43 230 рублей 60 копеек,

при участии от предпринимателя - ФИО2 по доверенности от 09.09.2004,  от управления - ФИО3 по доверенности от 09.01.2007     № 01-31/13,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (далее – УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 с заявлением о взыскании с него задолженности за 2005 год в сумме 43 230 рублей 60 копеек, в том числе страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 40 306 рублей 00 копеек, пеней на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 983 рубля 45 копеек, страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 1895 рублей 00 копеек, пеней на финансирование накопительной части трудовой пенсии 46 рублей 24 копейки.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.09.2006 по делу № А13-8340/2006-08 заявление УПФ РФ удовлетворено.

Не согласившись с решением, ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что задолженности по страховым взносам за 2005 год не имеется, взносы им платились,  однако ошибочно перечислялись на коды 18210202030061000160 и 18210202040061000160.

УПФ РФ в отзыве на апелляционную жалобу отклонив доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указывает, что         ФИО1 одновременно является предпринимателем и лицом, производящим выплаты физическим лицам. УПФ РФ вправе осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь когда невозможно установить  за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.  Полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование имеются у налогового органа.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные соответственно в апелляционной  жалобе и отзыве на нее.

Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как    следует    из    материалов    дела,    ФИО1зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 04.08.2004 основной государственный регистрационный номер 304353521700121.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001    № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию,  как  индивидуальный предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы, (регистрационный номер ПФР 045-024-088059) и как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам (регистрационный номер  045-024-051124).

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно статье 24 Закона № 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса.  Окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода. Это подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона   № 167-ФЗ, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.

Лица, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают суммы страховых взносов с применением тарифа страхового взноса, установленного статьей 22 Закона 167-ФЗ в зависимости от возраста работников и базы начисления страховых взносов на каждого отдельного работника с нарастающим итогом с начала года.

С учетом декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год индивидуальному предпринимателю ФИО1, как производящему выплаты физическим лицам,  начислено по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии 55 736 рублей 00 копеек, по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии 3555 рублей 00 копеек, с учетом уплаченных страховых взносов за указанный период сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть составила 40 306 рублей 00 копеек, на накопительную - 1895 рублей 00 копеек. Указанная сумма задолженности предпринимателем уплачена не была.

В соответствии со статьей 26 Закона № 167-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, страховщику начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Следовательно, предпринимателю обоснованно начислены пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 983 рублей 45 копеек, на накопительную часть - 46 рублей 24 копейки.

Согласно пункту 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Требование № 6791 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней предпринимателем-страхователем по состоянию на 14.06.2006 не исполнено, поэтому сумма задолженности и пени подлежат взысканию в судебном порядке. Всего подлежит взысканию 43 230 рублей 60 копеек.

При вышеизложенных обстоятельствах судом первой инстанции правильно вынесено оспариваемое решение, которым полностью удовлетворено заявление УП РФ.

Ссылка предпринимателя на отсутствие задолженности по страховым взносам за указанный период, поскольку им производилось перечисление страховых взносов, но ошибочно на иные коды 18210202030061000160 и 18210202040061000160, в связи с чем в удовлетворении заявления УПФ РФ следует отказать, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно ведомости от 27.02.2006 за 2005 год у ФИО1 как у предпринимателя, самостоятельно уплачивающего страховые взносы,  имеет место переплата на страховую часть трудовой пенсии в сумме 45425 рублей и накопительной части трудовой пенсии 3414 рублей.  Вместе  с тем согласно ведомости от 26.02.2006 он имеет вышеуказанную задолженность по страховым взносам как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам.

На обращение в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 11 по Вологодской области (далее – налоговый орган, Инспекция) о перечисление авансовых платежей по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование на соответствующие КБК, предпринимателю ФИО1 письмом от 17.02.2006 № 10-27 было отказано, поскольку, по мнению налогового органа, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Предприниматель данный  отказ налогового органа не обжаловал.

Вместе с тем, абзацем 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001   № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок) определено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с перечнем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Кроме того, согласно Приказу Федеральной налоговой службы РФ от 21.04.2006 № САЭ-3-11/247 «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая службы» за территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 18210202020060000160, закреплено полномочие по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба предпринимателя ФИО1 удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционная инстанция не усматривает.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ за рассмотрение дела данной категории уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ  при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления.

Поскольку по квитанции Сбербанка РФ от 16.11.2006 государственная пошлина уплачена предпринимателем в сумме 900 рублей и в удовлетворении апелляционной жалобе ему отказано, то с предпринимателя ФИО1 следует взыскать в федеральный бюджет госпошлину в сумме 100 рублей.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2006 года по делу № А13-8340/2006-08 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего: <...>, зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица 04.08.2004, основной государственный регистрационный номер 304353521700121, в федеральный бюджет (код бюджетной классификации 18110801000011000110) государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Т.В. Маганова

Н.Н. Осокина