ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 июля 2007 года г. Вологда № А13-1279/2007
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Богатыревой В.А., Магановой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашян С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 мая 2007 года (судья Кудин А.Г.) по заявлению закрытого акционерного общества «ЕИ» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области о признании недействительным предписания от 28.11.2006 № 159,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.02.2007 б/н, ФИО2 директора;
от Управления – ФИО3 по доверенности от 17.01.2007 № 47,
у с т а н о в и л :
закрытое акционерное общество «ЕИ» (далее - ЗАО «ЕИ») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 28.11.2006 № 159.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.05.2007 по делу № А13-1279/2007 требования общества о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области от 28.11.2007 № 159 удовлетворены. С Управления в пользу общества взысканы судебные расходы в сумме 2000 руб.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.05.2007. Из текста жалобы следует, что Управление не согласно с выводами, сделанными судом первой инстанции об обстоятельствах дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу Управления возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, по основаниям, отраженным в отзыве.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители общества – в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО «ЕИ» является оператором телематических услуг связи. Общество осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг на основании лицензии № 32636, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи 30.06.2005. Срок действия лицензия определен с 30.06.2005 по 30.06.2010. Согласно пункту 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 32636 лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю: передачу факсимильных сообщений, передачу сообщений электронной почтой, доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий.
Управлением проведены мероприятия по контролю за деятельностью общества в области связи. Результаты мероприятий по контролю оформлены актом, утвержденным руководителем Управления от 27.11.2006 № 32636-35-04/256, согласно которому при проведении мероприятия по контролю было выявлено нарушение пунктов 1, 3 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ), Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 (далее – Правила от 28.03.2005 № 161), пункта 6 лицензии № 32636 от 30.06.2005 в части отсутствия договора о присоединении сетей электросвязи с ОАО «Северо-Западный Телеком».
На основании данного акта проверки по факту выявленного нарушения старшим государственным инспектором Управления ФИО4 вынесено предписание об устранении выявленного нарушения от 28.11.2006 № 159, которым обществу предписано в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ устранить выявленное правонарушение в срок до 27.12.2006. Письменно, с приложением подтверждающих документов, сообщить в Управление об устранении указанного в предписании нарушения в срок до 29.12.2006.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» Правительством Российской Федерации определяется порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи.
В случае, если выявлено нарушение установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области связи, федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи по представлению государственного инспектора по надзору за связью выдает предписание об устранении этого нарушения. Указанное предписание подлежит обязательному исполнению в установленный в нем срок.
Согласно пунктам 2, 3 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 110 (далее – Порядок), государственный надзор за деятельностью в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи непосредственно и через свои территориальные органы. Он включает в себя надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области связи (далее - требования в области связи), а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи.
Управление Россвязьнадзора по Вологодской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи на территории Вологодской области согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области, утвержденному руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи от 11.04.2006 (далее – Положение).
Подпунктом «д» пункта 4 Порядка предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включают в себя организацию и осуществление проверок выполнения требований при присоединении сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8.1.3 Положения. В силу пунктов 9.2, 9.4 Управление имеет право: организовывать и осуществлять внеплановые мероприятия по контролю в установленной сфере деятельности; давать юридическим лицам, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязательные для выполнения ими предписания об устранении нарушений в установленной сфере деятельности.
С учетом приведенных норм судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое предписание вынесено полномочным государственным органом.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое предписание недействительным как не соответствующее Закону от 07.07.2003 № 126-ФЗ и нарушающее права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» услуга связи представляет собой деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. При этом услуга присоединения трактуется указанной статьей как деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможным установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. Данной статьей также предусмотрено, что под сетью связи понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
Статья 18 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ декларирует право операторов связи на присоединение своих сетей электросвязик сети связи общего пользования. Установлено, что присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляется на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи. Иными словами Закон предоставляет операторам связи возможность самим выстраивать свои взаимоотношения посредством договоров. Однако вопросы присоединения и взаимодействия регулируются не только договором: в отношении комплекса сетей, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной связи определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях порядок централизованного управления сетью связи общего пользования; в зависимости от категорий сети связи устанавливает требования к их построению, управлению и нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи.
ЗАО «ЕИ» осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг электросвязи. Общество ссылается на то, что порядок оказания телематических услуг, ее технические и организационные принципы регламентируются в Руководящем документе отрасли «Телематические службы», утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информации № 175 от 23.07.2001 (далее - Руководящий документ), являющийся в соответствии с введением нормативным документом, предназначенным для использования в том числе: представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области служб электросвязи; операторами связи при создании, развитии, эксплуатации и предоставлении пользователям услуг телематических служб.
Суд апелляционной инстанции считает данную ссылку правильной, поскольку выше названные нормы не регламентируют услуги телематической электросвязи, а данный документ разработан в соответствии с Приказом Госкомсвязи России от 01.06.1998 № 95. Довод Управления о том, что телематические услуги связи относятся к сети передачи данных, судом отклоняется, поскольку из вышеприведенных норм это не следует.
В соответствии с пунктами 1.1.1, 1.1.3, 1.2.1, 1.3.4, 1.6.3 Руководящего документа: телематические службы - службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи; услуги телематических служб предоставляются с использованием технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользователей; в состав телематической службы оператора связи входят технические средства оператора связи, включая его сети доступа и транспортные сети, предназначенные исключительно для оказания телематических услуг и протоколы, обеспечивающие взаимодействие терминалов пользователей с телематической службой; транспортные сети и сети доступа могут обслуживаться самими операторами телематических служб, либо могут использовать сети и каналы других операторов связи; при взаимодействии абонентских терминалов и оборудования телематических служб операторов связи с коммутируемыми телефонными сетями и цифровой сетью интерграцией служб подключение осуществляется на местном уровне на правах абонентских установок телефонной сети.
Из данного документа следует, что подключение оборудования телематических служб к коммутируемым телефонным сетям осуществляется на правах абонентских установок телефонной сети, иных требований к порядку подключения оборудования телематических служб ни руководящий документ, ни иные акты не содержат.
В связи с этим на основании лицензии № 32636 от 21.01.2003 ЗАО «ЕИ» с целью оказания телематических услуг был заключен договор № 1424 об оказании услуг телефонной связи с ОАО «Северо-Западный Телеком», в соответствии с которым оператор связи (ОАО «СЗТ») оказывает услуги Абоненту (ЗАО «ЕИ») по доступу к телефонной сети, пользование местной телефонной связью, а также обеспечивает возможность междугородного и международного телефонного соединения, а также оказывает дополнительные услуги на основании письменного заявления Абонента за отдельную плату.
На основании пункта 2.1.5 договора Оператором связи - ОАО «СЗТ» по заявлению Абонента была произведена регистрация абонентских устройств телематических служб, перечисленных в приложении к договору, оказывались услуги связи, в том числе и дополнительные услуги по предоставлению физический цепи под аналоговый низкочастотный сигнал.
В целях оказания потребителям - третьим лицам телематических услуг ЗАО «ЕИ» были заключены договоры на использование телекоммуникационных сетей от 24.12.2003 № 2002/963 с ЗАО «Интернет - Архангельск» («ИНАР»), которое обязалось предоставить доступ к телекоммуникационной сети ИНАРА для возможности предоставления ЗАО «ЕИ» услуг телематических служб.
Апелляционная инстанция согласна с тем, что линии связи представлены физическими сетями, объединяющими перечисленное в акте проверки № 32636-35-04/256 оборудование в единую сеть и обеспечивающее его взаимодействие в процессе оказания услуги связи, а также линией передачи, организованной по арендованному у ОАО «СЗТ» каналу связи для обеспечения связи с вышестоящим провайдером ЗАО «Интернет-Архангельск». При отсутствии линий связи оператор не сможет оказывать телематические услуги связи своим абонентам. В связи с чем, не может согласиться с доводом общества и выводом суда первой инстанции об отсутствии у ЗАО «ЕИ» собственных сетей связи.
Вместе с тем, с учетом выше изложенного правовые основания для заключения договоров присоединения в порядке статей 2, 18 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ и Правил от 28.03.2005 № 161 отсутствуют.
Суд считает обоснованным довод общества о том, что в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ операторы сетей связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации. Правила от 28.03.2005 № 161 содержат исчерпывающий перечень сетей связи, на которые распространяется их действие, однако он не содержит сведений о сети телематических услуг.
Так как, телематические услуги не подпадают под действие вышеуказанных Правил, то и требования Правил о заключении договоров о присоединении сетей электросвязи не распространяются на оказываемые услуги общества, а потому нет и необходимости заключать договор присоединения сетей связи.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены решения суда от 22.05.2007 не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба Управления оставлена без удовлетворения, при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина им не уплачивалась, государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с него в федеральный бюджет в соответствии со статьей 102 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный
суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 мая 2007 года по делу № А13-1279/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Вологодской области в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в апелляционной инстанции
Председательствующий Н.С. Чельцова
Судьи В.А. Богатырева
Т.В. Маганова