ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-3897/20 от 07.07.2020 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2020 года

г. Вологда

Дело № А44-992/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Легион» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 апреля 2020 года по делу                  № А44-992/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Легион» (ОГРН 1145321000274, ИНН 5321166582; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Фёдоровский ручей, дом 12/57, квартира 37: далее – общество, ООО «УК «Легион») обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее – комитет) о признании незаконным и отмене постановления                         от 20.02.2020 № ЛК-1798-19, которым привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 75 000 руб., а также о прекращении производства по делу.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 22 апреля                 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела. Кроме того, считает, что выявленные комитетом нарушения подлежат квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Ссылается на то, что правонарушение, квалифицированное по части 1 статьи 7.23.3 указанного Кодекса не является длящимся, в связи с этим срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ к моменту вынесения постановления № ЛК-1798-19 истек.

От комитета отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и их рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления от 01.12.2014 осуществляет управление многоквартирным домом   № 6 по адресу: Новгородская область, Великий Новгород, ул. 20 Января               (далее -  МКД).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии от 15.04.2015 № 053-000009.

Комитетом в связи с обращением граждан на основании приказа                        от 09.12.2019 № ЛК-1798-19 проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения требований к определению и расчету размера платы за коммунальную услугу отопление, по результатам которой  составлен акт от 24.12.2019 № ЛК-1798-19, в котором отражено, что в обществом не соблюдены положения части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), а также пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                        от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) и пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила  № 354), что в свою очередь, образует нарушение подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416).

В связи с выявленными нарушениями комитетом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.2020                   № ЛК-1798-19, а также вынесено постановление от 20.02.2020 № ЛК-1798-19, которым ООО «УК «Легион»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1                         статьи 7.23.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание  в виде штрафа в размере 75 000 руб.

Считая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Исходя из положений подпункта «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Материалами дела подтверждается, что между ООО «УК «Легион», имеющим лицензию № 053-000009 от 15.04.2015 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, и собственниками помещений, проживающих МКД, заключен договор от 01.12.2014 № 1 управления многоквартирным домом (том 1, л. д. 137-143).

Согласно пункту 21 Правил № 307, действующих до 01.07.2016, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Подпунктом 2 пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307 определено, что размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв.м.), а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год – исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м.).

 Начиная с 01.07.2016 пунктом 42(1) Правил № 354, предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно формуле 3(1) размер платы определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Приложением № 2 также предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем исходя из общей площади помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

С 01.01.2019 пунктом 42(1) Правил № 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год (при оплате равномерно в течение календарного года).

При этом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются один раз в год исполнителем по формуле 3(4).

Согласно имеющимся в материалах дела актам допуска в эксплуатацию узла учета расхода тепловой энергии (л.д.119-123) и пояснениям ООО «ТК «Новгородская» (л.д.117-118), общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии находился в  исправном состоянии в период с 25.09.2013 по 29.12.2015, с 03.02.2016 по 02.05.2017, с 14.10.2017 по 07.01.2018, с 26.01.2018 по 08.05.2018, с 23.09.2019 по дату составления акта. Неисправность прибора, связанная с выходом из строя и истечения срока поверки, имела место                        с 29.12.2015 по 02.02.2016 (1 месяц), 03.05.2017-13.10.2017 (4 месяца),                        с 08.01.2018 по 25.01.2018(менее 1 месяца), с июня 2018 по сентябрь 2019 (15 месяцев).

При проверке расчетов размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предъявленную потребителям спорного дома, за период с 2015 по 2019 год, комитетом установлено, что обществом в нарушение требований пунктов 21, 42(1) Правил № 307 ежегодная корректировка размера платы за коммунальную услугу не производилась, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению для предъявления потребителям осуществлялся по объемам потребления, определенным обществом самостоятельно, в частности  за декабрь 2015 года - август 2016 года исходя из 0,0126 Гкал на 1 кв.м., за сентябрь 2016 года - ноябрь 2016 года – 0,0159 Гкал на 1 кв.м., за декабрь 2016 года - ноябрь 2017 года – 0,0159 Гкал на 1 кв.м., декабрь 2017 года - ноябрь 2018 года – 0,0159 Гкал на 1 кв.м., декабрь 2018 года - сентябрь 2019 года – 0,0159 Гкал на 1 кв.м., октябрь 2019 года - ноябрь 2019 года-0,017 Гкал на 1 кв.м.

Выявленные факты нарушений, отраженные в протоколе об административном правонарушении от 05.02.2020 № ЛК-1798-19 и в постановлении от 20.02.2020 № ЛК-1798-19,  свидетельствующие о несоблюдении  обществом установленного Правилами № 307 и № 354 порядка начисления размера платы по отоплению и, соответственно, о  нарушении Правил № 416, обществом  не отрицаются, и подтверждаются собранными материалами административного дела, в том числе  квитанциями о платежах, выставленных потребителю квартиры 115 МКД (т. 1, л.д. 89-114).

Общество ссылается на то, что выявленные комитетом нарушения подлежат квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, данная позиция является ошибочной, объективная сторона правонарушения, определенная указанной нормой, выражается в нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензионные требования по управлению многоквартирными домами установлены статьей 193 ЖК РФ, а утвержденным в развитие части 2 статьи указанной статьи Положением № 1110.

В рассматриваемом случае из постановления комитета от 20.02.2020  следует, что выявлено, в том числе и нарушение подпункта «б» пункта 3 Положения № 1110, согласно которому лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В силу части  2 статьи 162 указанного Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае из текста постановления следует, что обществу вменено нарушение Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416,в частности, требований подпункта «ж» пункта 4 этих  Правил в части  соблюдения стандартов по организации и осуществлению расчетов за коммунальные услуги, что свидетельствует об административном правонарушении, установленном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1  КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, общество правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Общество считает также, что истек установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку он подлежит исчислению с момента совершения правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации  от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В рассматриваемом случае, как верно отметил суд, вмененное обществу правонарушение выразилось в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть являлось длящимся.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, выявлены в рамках проверки, проведенной должностными лицами комитета, которая окончена составлением акта проверки от 24.12.2019, таким образом, на дату вынесения постановления 20.02.2020 установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В связи с изложенным у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 апреля                   2020 года по делу № А44-992/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Легион» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятияпо основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.В. Мурахина