ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 ноября 2007 года г. Вологда Дело № А13-6993/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2007 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Осокиной Н.Н.при ведении протокола секретарем судебного заседания Носковой Р.В.
при участии от управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Кушевой Л.А. по доверенности от 27.08.2007 № 11, Калининой В.А. по доверенности от 15.01.2007 № 1, от открытого акционерного общества «Великоустюгский ликеро-водочный завод» Булдаковой К.И. по доверенности от 02.04.2007 № 82,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 октября 2007 года по делу № А13-6993/2007 (судья Парфенюк А. В.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Великоустюгский ликеро-водочный завод» (далее – общество, ОАО «Великоустюгский ЛВЗ») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – управление, управление ФНС России) о признании незаконным и отмене постановления от 07.08.2007 № 9 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 октября 2007 года по делу № А13-6993/2007 постановление управления от 07.08.2007 № 9 признано незаконным и отменено.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на то, что ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» своевременно уведомлено о переоформлении лицензии, в которой указано обособленное подразделение общества, следовательно, на него возложена обязанность в установленный срок представить в инспекцию декларации об объемах алкогольной продукции за 2 квартал 2007 года по обособленному подразделению.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей управления, общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управление направило обществу предписание от 20.07.2007 № 20-08/010178, в котором указано, что ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» в установленный срок не представило декларации по обособленному подразделению (складу) за IIквартал 2007 года по формам, указанным в приложениях №№ 6,7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858. В названном предписании управление обязало общество в срок до 01.08.2007 представить декларации по формам согласно приложениям №№ 6, 7 на бумажном носителе.
20 июля 2007 года общество представило в управление ФНС России декларации за IIквартал 2007 года по обособленному подразделению, расположенному по адресу: г. Вологда, ул. IIIИнтернационала, 39 (далее - обособленное подразделение), по формам согласно приложению № 6 «Декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», приложению № 7 «Декларация об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Указанные декларации в электронном виде представлены обществом в управление 12.07.2007. Деятельность по поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в обособленном подразделении во 2 квартале 2007 года не осуществлялась, поэтому в декларациях указаны нулевые обороты.
По результатам проверки деклараций главный госналогинспектор отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции управления ФНС России составил протокол от 20.07.2007 № 9 об административном правонарушении.
В протоколе от 20.07.2007 № 9 зафиксировано, что ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» имеет лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков Б068193, регистрационный номер 41 от 06.06.2007 со сроком действия с 06.06.2007 по 10.07.2011, в которую включен адрес хранения и поставок алкогольной продукции обособленного подразделения (склада). Поэтому оно обязано представить декларации по обороту алкогольной продукции за 2 квартал 2007 года по обособленному подразделению. Однако в установленный срок (не позднее 10.07.2007) общество не исполнило обязанность по представлению деклараций, чем нарушило пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ), пункты 3, 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858.
Рассмотрев протокол от 20.07.2007 № 9, заместитель руководителя управления принял постановление от 07.08.2007 № 9 о назначении административного наказания, согласно которому ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 3 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 (далее – Положение), декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.
Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению № 6.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 7.
Организации представляют отдельные декларации по каждому виду продукции.
Согласно пункту 4 Положения декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что организация представляет декларации в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации, а организация, состоящая на учете в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, представляет декларации также и в указанную инспекцию.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же субъекте Российской Федерации, в котором расположена организация) либо в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных субъектах Российской Федерации).
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, и состоящая на учете в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, представляет декларации в указанный налоговый орган с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому обособленному подразделению, а также в территориальный налоговый орган - раздельно по каждому обособленному подразделению по месту их нахождения.
Как следует из материалов дела, ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» принадлежит обособленноеподразделение (склад хранения и поставок), расположенное по адресу: город Вологда, улица III Интернационала, дом 39. В связи с планируемым осуществлением лицензионной деятельности через обособленное подразделение общество обратилось в Федеральную налоговую службу России (далее - ФНС России) с заявлением от 07.05.2007 о переоформлении лицензии Б 095695 от 03.08.2006 на осуществление производства хранения и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий).
ФНС России, рассмотрев вышеуказанное заявление общества, 06 июня 2007 года приняла решение № 07-1-05/0868 «О переоформлении лицензии на производство алкогольной продукции». Следует отметить, что в решении от 06.06.2007 № 07-1-05/0868 не указаны серия и номер переоформленной лицензии.
Названное решение получено обществом 13.06.2007, данный факт не оспаривается.
Лицензия Б 068193, регистрационный номер 41 от 06.06.2007 на осуществление производства, хранения и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий), в которой указано обособленное подразделение, получена обществом в ФНС России 02.07.2007 с одновременным возвратом прежней лицензии, что подтверждается журналом регистрации выдачи лицензии на осуществление деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В лицензии указан срок ее действия с 06.06.2007 по 10.07.2011.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 12 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в случае изменения указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений организации, изменения иных указанных в лицензии сведений, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока еедействия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
В силу пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
В пункте 14 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ указано, что до переоформления лицензии организация или ее правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.
Пунктом 2.1 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17.03.2006 № 43н, предусмотрено, что при заполнении титульного листа декларации необходимо указать серию, номер, даты получения и выдачи, срок действия, даты начала и окончания действия лицензии.
Таким образом, до 02.07.2007 общество осуществляло деятельность на основании ранее выданной лицензии, действие которой не распространялось на обособленное подразделение, поэтому обязанность по представлению деклараций за 2 квартал 2007 года по формам согласно приложениям №№ 6,7 по обособленному подразделению у общества отсутствовала.
Является непринципиальным довод управления о том, что общество своевременно извещено о дате начала действия лицензии Б 068193, поскольку право осуществлять деятельность по производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий) возникает с момента получения соответствующей лицензии.
Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ, отсутствует.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно признано недействительным и отменено постановление от 07.08.2007 № 9 о назначении административного наказания.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 октября 2007 года по делу № А13-6993/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области- без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Пестерева
Судьи В.А. Богатырева
Н.Н. Осокина