ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 ноября 2007 года г. Вологда № А13-9914/2007
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Магановой Т.В., Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И,
при участии от заявителя предпринимателя Кононова В.А., от инспекции Ильиной И.И. по доверенности от 09.01.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Кононова Валерия Анатольевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 октября 2007 года (судья Кудин А.Г.),
у с т а н о в и л :
предприниматель Кононов Валерий Анатольевич обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – МИФНС, инспекция) об оспаривании постановления от 28.08.2007 № 241, к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – УФНС) об оспаривании решения от 13.09.2007 № 4-а о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2007 по делу № А13-9914/2007 предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2007, принять новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого постановления. Податель жалобы указывает на то, что применение контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) с обязательной выдачей кассовых чеков законом возлагается только на продавца. В судебном заседании предприниматель поддержал доводы жалобы, а также дополнение к ней, представленное в апелляционную инстанцию.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилась. Просит отказать Кононову В.А. в удовлетворении заявленных требований и оставить решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2007 без изменения.
УФНС отзыв на жалобу предпринимателя не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения заявителя, представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба предпринимателя не подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене или изменению.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 21.08.2007 № 978 должностными лицами инспекции 21.08.2007 была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением в пункте приема металлолома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Чернышевского, 118а, принадлежащего предпринимателю Кононову В.А. Результаты проверки оформлены актом от 21.08.2007 № 00590. Старшим госналогинспектором ИФНС 21.08.2007 составлен протокол № 241 об административном правонарушении с участием предпринимателя.
В данном протоколе отражено, что в названном пункте производился прием металлолома – алюминия (бытовые кастрюли) весом 10 кг по цене 30 рублей за 1 кг, всего на сумму 300 рублей, чек, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и продавцом не выдан, оформлены приемопередаточный акт и расходный кассовый ордер, которые не соответствуют форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. В результате чего были нарушены статьи 2-5 Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ), пункт 1 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением от 30.07.1993 № 745, за что предусмотрена ответственность статьей 14.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы об административном правонарушении, исполняющий обязанности начальника МИФНС 28.08.2007 вынес постановление № 241, которым привлек предпринимателя Кононова В.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Указанное постановление обжаловано предпринимателем в УФНС. Решением от 13.09.2007 № 4-а УФНС признало постановление ИФНС от 28.08.2007 № 241 правомерным, предпринимателю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данными решениями ИФНС и УФНС, предприниматель обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано в связи с доказанностью состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, правомерностью вынесенного инспекцией постановления. Апелляционный суд с таким выводом согласен.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.
Из приведенной нормы следует, что административная ответственность за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин наступает в случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
То есть этим пунктом предусмотрена возможность выдачи соответствующих бланков строгой отчетности взамен применения ККТ, однако на предпринимателей, осуществляющих прием металлолома от населения, она не распространяется.
Согласно статье 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).
Актом проверки от 21.08.2007, протоколом от 21.08.2007 № 241 об административном правонарушении, актом о проверке наличных денежных средств кассы от 21.08.2007 подтверждается, что на момент проверки ККТ применена не была. За невыполнение требований Закона № 54-ФЗ статьей 14.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено наложение штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
В связи с этим инспекция пришла к правильному выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод предпринимателя о том, что обязанность по применению ККТ законом возложена только на продавца.
Из вышеприведенных положений статей 2, 5 Закона № 54-ФЗ усматривается, что применение контрольно-кассовой техники является обязательным при осуществлении наличных денежных расчетах в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а не только в тех случаях, когда лицо, осуществляющее такие расчеты, является продавцом.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что сферой регулирования Закона являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), в связи с чем следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
Административная ответственность по статье 14.5 КоАП РФ наступает независимо от того, в каком качестве (продавец или покупатель) выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты.
Доводы предпринимателя, приведенные им в дополнении к апелляционной жалобе, подлежат отклонению в связи со следующим.
Нормы Закона № 54-ФЗ в их взаимосвязи имеют многофункциональное значение и направлены не только на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, но и на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. По смыслу этих норм предметом их регулирования являются отношения не гражданско-правового, а публично-правового характера. Необходимость применения контрольно-кассовой техники при совершении торговых сделок, в том числе при приеме металлолома, призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы лиц, занимающихся сбором и заготовкой металлолома.
Таким образом, не может быть принят довод предпринимателя о том, что в данном случае законом не предусмотрено применение ККТ при расчетах с потребителями.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судьи, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).
Факт реализации продукции без применения КТТ подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Частями 4 и 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В данном случае административным органом факты правонарушений, допущенные предпринимателем, доказаны.
Каких-либо существенных нарушений инспекцией порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено. Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен с его участием, ему на всех стадиях административного производства были разъяснены права и обязанности, порядок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными лицами в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2007 является законным и обоснованным.
В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, поэтому уплаченная предпринимателем государственная пошлина по квитанции Сбербанка от 29.10.2007 в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, является излишней и подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 208, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 октября 2007 года по делу № А13-9914/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Кононова Валерия Анатольевича - без удовлетворения.
Возвратить предпринимателю Кононову Валерию Анатольевичу из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции Сбербанка от 29.10.2007 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Председательствующий Н.С. Чельцова
Судьи Т.В. Маганова
Н.Н. Осокина