ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 декабря 2006 года г. Вологда № А05-9601/2006-11
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Виноградовой Т.В., Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашян С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 октября 2006 года (судья Шадрина Е.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Деловой мир» к Архангельской таможне о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по грузовой таможенной декларации № 10203100/140706/0002011, выразившиеся в принятии Поморским таможенным постом Архангельской таможни решения от 01.08.2006 по корректировке таможенной стоимости товара по грузовой таможенной декларации № 10203100/140706/0002011 и направлении требования от 01.08.2006 о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенной пошлины в связи с корректировкой,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.11.2006, ФИО2 по доверенности от 08.12.2006 № 160;
от таможни – ФИО3 по доверенности от 20.07.2005 № 3652,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Деловой мир» (далее – общество, ООО «Деловой мир») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее – таможня) о признании незаконными ее действий по корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по грузовой таможенной декларации № 10203100/140706/0002011, выразившиеся в принятии Поморским таможенным постом Архангельской таможни решения от 01.08.2006 по корректировке таможенной стоимости товара по грузовой таможенной декларации № 10203100/140706/0002011 и направлении требования от 01.08.2006 о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенной пошлины в сумме 239 404 руб. 95 коп. и пени в связи с корректировкой таможенной стоимости товара.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2006 по делу № А05-9601/2006-11 признаны незаконными действия Архангельской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по грузовой таможенной декларации № 10203100/140706/0002011, выразившиеся в принятии Поморским таможенным постом Архангельской таможни решения от 01.08.2006 по корректировке таможенной стоимости товара по грузовой таможенной декларации № 10203100//140706/0002011 и направлении требования от 01.08.2006 о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенной пошлины в сумме 239 404 руб. 95 коп. и пени в связи с корректировкой таможенной стоимости товара.
Таможня с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2006 № А05-9601/2006-11, так как считает его вынесенным с нарушением норм материального права, и принять новое решение. Податель жалобы указывает на правомерность корректировки таможенной стоимости вывезенного товара, в связи с тем, что анализ представленных обществом документов, давал основания полагать, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными и недостаточными для подтверждения таможенной стоимости. Считает, что выводы суда не основаны на законе либо иных нормативных правовых актах по таможенному делу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу таможни с решением Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-9601/2006-11 согласно, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда – отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, ООО «Деловой мир» заключен контракт от 12.04.2006 № DM-SML/06/06 (далее – контракт) с компанией «Сайбериа Металз Лтд» Британские Виргинские Острова на поставку товара с дополнительным соглашением к нему от 31.05.2006 – лом черных металлов HMSI&HMS2, соответствует марке 3А в количестве 5000 метрических тонн на условиях FOB, Архангельский Морской Коммерческий Порт (ИНКОТЕРМС, 2000). Пунктом 3 указанного контракта установлено, что цена товара составляет 118 евро/МТ без учета экспортной пошлины. При этом контрактом предусмотрено, что экспортная пошлина в евро не входит в цену товара и оплачивается покупателем отдельно до начала погрузки прямым банковским переводом в евро на счет Архангельской таможни немедленно против инструкций продавца, переданных по телефаксу.
ООО «Деловой мир» отгрузило из морского порта «Архангельск» на теплоходе «Морпет» в адрес фирмы «Сайбериа Металз Лтд» Британские Виргинские Острова лом черных металлов, стальной кусковой, полученный при разделке промышленного оборудования различных форм и размеров, марки ГОСТ 2787-75 (код ТН ВЭД РФ – 7204499900) сортированный, марка 3А, поставка с 27.06.2006 по 30.06.2006, навалом в количестве 2759267 кг (2759, 267 метрических тонн) на сумму 11 078 352 руб. 00 коп., оформив временную грузовую таможенную декларацию (далее – ГТД) № 10203100/260606/0001794, а затем полную ГТД 10203100/140706/0002011 на Поморском таможенном посте Архангельской таможни.
Таможенная стоимость вывозимого товара определена декларантом по цене сделки и составила 0,118 евро/кг или 0,148 долларов США/кг.
Поморский таможенный пост, проверив ГТД и представленные в подтверждение таможенной стоимости контракт от 12.04.2006 № DM-SML/06/06, инвойс № 24 от 30.06.2006, на основе сравнительного анализа заявленной цены сделки с ценами сделок при продаже товаров на экспорт, содержащихся в базах данных таможенных органов (программа «Мониторинг-Анализ») выявил расхождение, а именно: согласно информации таможенного органа таможенная стоимость на идентичные и однородные товары составляет 0,17 долларов США/кг, что на 12,5 % меньше заявленной стоимости (в 1,14 раза ниже) в вышеуказанной грузовой таможенной декларации. Выявленное расхождение дает основания полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и достаточными.
В связи с этим в соответствии с пунктом 1.6 ПК РФ от 27.08.1997 № 522 затребовал дополнительные документы по ГТД № 10203100/140706/0002011: бухгалтерские данные об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров, калькуляцию стоимости (себестоимости) вывозимых товаров с постатейной расшифровкой затрат, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров, договоры и платежно-расчетные документы с третьими лицами, счет-фактуру, оформленную в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, документы, подтверждающие виды и суммы уплаченных налогов по экспортируемому товару за отчетный период.
Все затребованные документы, за исключением договоров и расчетных документов с третьими лицами были представлены на Поморский таможенный пост Архангельской таможни 28.07.2006, что подтверждается письмом от 27.07.2006 № 496. При этом общество письмом от 26.07.2006 б/н пояснило, что договоры на экспорт им заключаются между поставщиком и покупателем, без посредничества третьих лиц, поэтому договоры и платежно-расчетные документы с третьими лицами не имеет возможности предоставить.
В ходе анализа дополнительно представленных документов таможенный пост выявил, что при расчете себестоимости 1 тонны лома черных металлов затраты на налоги и сборы не подтверждены расчетами, которые были затребованы по запросу от 17.07.2006 б/н. Представленная справка из налоговой инспекции не содержит сумму налогов и сборов, подлежащих включению в таможенную стоимость в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 07.12.1006 № 1461. Отсутствие указанных данных не подтверждает сведения о сумме налогов и сборов представленных в калькуляции. Это дает основание полагать, что заявленные сведения по таможенной стоимости могут являться недостоверными и недостаточными для подтверждения таможенной стоимости.
По результатам проверки Поморский таможенный пост принял решение от 01.08.2006 о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости и самостоятельном её определении на основании имеющейся у него информации о ценах внешнеторговых сделок с однородными товарами согласно ГТД № 10207050/280606/0002635, осуществив, по его мнению, максимально возможную сопоставимость условий продажи оцениваемых товаров по следующим параметрам: по коду ТН ВЭД РФ, по наименованию товара, по количеству вывозимого товара, по сроку вывоза, по коммерческим условиям продажи, по стране вывоза. Согласно расчету фактурной стоимости она составила 372 501,05 евро или 469 075,39 долларов США (0,135 евро/кг (0,17 долларов/кгх2759267 кг).
Декларанту было направлено требование от 01.08.2006 № 10203100, в котором указано, что заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащей уплате таможенной пошлины и предложено представить документы, подтверждающие оплату таможенной пошлины в сумме 239 404 руб. 95 коп. согласно произведенной корректировке таможенной стоимости, в срок до 07.08.2006 включительно, а также направлено уведомление от 01.08.2006.
Не согласившись с действиями таможни по корректировке таможенной стоимости товара, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу об отсутствии у таможни оснований для непринятия цены сделки с вывозимыми товарами и проведения корректировки таможенной стоимости товара, и признал незаконными действия Архангельской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, предъявленного к вывозу по ГТД № 10203100/140706/0002011.
С выводами суда первой инстанции апелляционный суд соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1461 утвержден Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, осуществляется применительно к разделу Ш Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Правила применения настоящего Порядка устанавливаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Приказом ГТК Российской Федерации от 27.08.1997 № 522 утверждены Правила применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).
Пункт 2 Порядка устанавливает, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
Исходя из положений статей 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 г.) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.
Пункт 2.2 Правил содержит закрытый перечень случаев, когда таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами, а именно, если: внешнеторговый договор содержит ограничения и условия, оказавшие влияние на цену сделки; продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и влияние этих факторов на цену сделки нельзя определить количественно, а также, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан одновременно с таможенной декларацией представить таможенному органу внешнеэкономический договор (контракт) или иной документ, на основании которого осуществляется вывоз товаров из Российской Федерации; товаросопроводительные, платежно-расчетные и другие документы, позволяющие подтвердить правильность определения декларантом таможенной стоимости вывозимых товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Кодексом.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
По смыслу статей 15 и 16 названного Закона степень достаточности и достоверности представленных декларантом сведений определяется таможенным органом. В ходе таможенного оформления товара у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия между контрактной и таможенной стоимостью товара, а у таможни - опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товара, заявленной в таможенных целях. При этом декларант не обязан, а имеет право доказать достоверность заявленных сведений. Право же таможенного органа принять решение о невозможности использования выбранного декларантом способа таможенной оценки не является произвольным и ничем не обусловленным, его реализация должна быть основана на доказанности соответствующих обстоятельств, имеющих значение для таможенных целей.
Аналогичные положения предусмотрены и статьей 323 ТК РФ.
Таким образом, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт за исключением условий, когда цена сделки неприменима.
В данном случае цена экспортируемого заявителем товара – 118 евро за тонну предусмотрена пунктом 3 контракта от 12.04.2006, является фиксированной и не зависит от влияния каких-либо условий. В подтверждение цены сделки декларантом представлены все затребованные таможней документы. Цена сделки подтверждается названным контрактом, инвойсом № 24 (л.д. 30), счетом-фактурой от 30.06.2006 № 00000040 (л.д. 116). Вся стоимость товара по контракту покупателем оплачена в сумме 590 000 евро по ранее выставленному инвойсу № 10, в том числе по данной ГТД в размере 325 593 руб. 51 коп., что подтверждается свифт-сообщениями и выписками банка (л.д. 109-110, 113-115), что в судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможни не оспаривает.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что ООО «Деловой мир» представило в таможню все необходимые и достаточные документы для подтверждения таможенной стоимости экспортируемого товара, и они содержат количественно определенную и достаточную информацию о цене сделки, какие-либо доказательства недостоверности сведений, отраженных в этих документах, в материалах дела отсутствуют, является правильным.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на таможенный орган возлагается обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для доначисления спорных сумм.
Суд первой инстанции обоснованно заключил, что у таможенного органа отсутствовали основания для проведения корректировки таможенной стоимости товара, вывезенного заявителем по ГТД № 10203100/140706/0002011, и таможенный орган не доказал обоснованность проведения такой корректировки.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств,втомчисле истребованияудекларантасоответствующих документов и объяснений.
Как следует из решения таможни, корректировка таможенной стоимости была произведена на основании имеющейся в ее распоряжении информации из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ» по ГТД № 10205070/280606/0002635, и при этом, по ее мнению, согласно пункту 2.5.2 Приказа ГТК от 27.08.1997 № 522 была обеспечена максимально возможная сопоставимость условий продажи товаров, в том числе по следующим параметрам: по коду ТН ВЭД РФ, по наименованию товара, по количеству вывозимого товара, по сроку вывоза, по коммерческим условиям продажи, по стране вывоза. Вместе с тем, в решении не указаны конкретные сравниваемые параметры, а в материалах дела информация из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ» по ГТД № 10205070/280606/0002635 отсутствует. Суд первой инстанции пришел к противоположному выводу, признав, что максимально возможная сопоставимость условий продажи товаров не была обеспечена, в том числе по количеству вывозимого товара, коммерческим условиям продажи, включая коньюктуру рынка, таможенный орган использовал информацию другого региона.
Довод таможни о том, что заявителем в нарушение пункта 2 постановления Правительства от 07.12.1996 № 1461, согласно которому «таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт», необоснованно исключена из цены сделки уплачиваемая покупателем (иностранным контрагентом на основании пункта 3 контракта) сумма денежных средств в размере подлежащей уплате по данной поставке вывозной таможенной пошлины, является несостоятельным на основании следующего.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Порядка в таможенную стоимость вывозимых товаров включаются налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что таможенные платежи (в том числе вывозная таможенная пошлина), уплачиваемые при заявлении таможенной стоимости, не включаются при вывозе товаров в таможенную стоимость.
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2000», пунктом 4 Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (приложение к приказу ГТК России от 24.12.2003 № 1524) FOB«свободно на борту судна» (в обозначенном порту отгрузки) означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. Согласно FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Указанное правило не содержит прямого запрета на оплату таможенных пошлин покупателем, а лишь определяет сторону, ответственную за таможенное оформление вывозимого на экспорт товара. Кроме того, в силу статьи 320 ТК РФ декларант является лицом ответственным за уплату таможенных пошлин, в соответствии со статьей 328 ТК РФ любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за товары, перемещаемые через таможенную границу. Таможней не оспаривается, что таможенные платежи при вывозе товара уплачены компанией «Сайбериа Металз Лтд» Британские Виргинские Острова.
Довод таможни о том, что представленная справка из налоговой инспекции не содержит сумму налогов и сборов, подлежащих включению в таможенную стоимость в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1461 и, поэтому не подтверждает сведения о сумме налогов и сборов, представленных в калькуляции, что дает основание полагать, что заявленные сведения по таможенной стоимости могут являться недостоверными и недостаточными для подтверждения таможенной стоимости, не принимается судом во внимание, так как требование таких документов действующим таможенным законодательством не предусмотрено, а себестоимость товара не является определяющим критерием в оценке цены товара, указанной во внешнеэкономическом контракте.
Таким образом, действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по ГТД № 10203100/140706/0002011 и доначислении таможенных платежей в сумме 239 404 руб. 95 коп. суд считает незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы таможни не имеется.
На основании изложенного, решение суда от 02.10.2006 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 октября 2006 года по делу № А05-9601/2006-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни – без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Чельцова
Судьи Т.В. Виноградова
Н.Н. Осокина