ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-5703/2022 от 24.10.2022 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А66-3641/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

В полном объеме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и                         Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания                        Бахориковой М.А.,

при участии от Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представителя ФИО1 по доверенности от 07.07.2022, от администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области представителя ФИО2 по доверенности от 11.01.202,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2022 года по делу                                № А66-3641/2021,

у с т а н о в и л :

Верхне-Волжского межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 150055, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области (адрес: 170504, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Администрация поселения) о взыскании 815 267 руб. вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате излива сточных вод из канализационного люка на рельеф местности, расположенного в районе ул. Волжская д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Определениями суда от 19 апреля 2021 года, от 06 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» (адрес: 170100,                        г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 3; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Предприятие) и администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» (адрес: 170554, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Администрация района).

Решением суда от 19 мая 2022 года с Администрации поселения в пользу Управления взыскано 815 267 руб. в возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде; в иске к Предприятию и Администрации района отказано.

Администрация поселения с решением суда не согласилась, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, взыскать причиненный Управлению ущерб с Предприятия и Администрации района. В жалобе указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам доводов Предприятия о том, что оно не обслуживает очистные сооружения по причине их отсутствия, поскольку в материалах дела не имеется сведений о снятии с государственного кадастрового учета и одновременного внесения в публичный реестр записи о прекращении прав на сооружение. По мнению апеллянта, Администрация района и Предприятие несут ответственность за сброс загрязняющих веществ из канализационной насосной станции и обязаны возмещать вред, поскольку Администрация района отказалась финансировать ремонтные работы очистных сооружений в д. Заборовье, в результате чего Предприятие отказалось от выполнения своих полномочий гарантирующей организации в пределах систем водоотведения на территории д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района и прекратило откачку и вывоз канализационных стоков из д. Заборовье.

В связи с отпуском судьи Ралько О.Б. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –              АПК РФ) определением апелляционного суда от 21.10.2022 произведена ее замена в составе суда на судью Зайцеву А.Я.

В судебном заседании представитель Администрации поселения поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Управления в судебном заседании доводы апеллянта отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.

Администрация района и Предприятие в отзывах на жалобу против ее удовлетворения возражали.

Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266                АПК РФ без участия представителей Администрации района и Предприятия, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Администрация района заявила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя.

Заслушав пояснения представителей истца и Администрации поселения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как видно из материалов дела, в обоснование искового заявления истец указывает, что в адрес Управления из Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры поступили обращения граждан д. Заборовье по вопросу сброса сточных вод из канализационного люка в районе улицы Волжская д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области.

По данному факту Управлением проведена выездная проверка. Согласно акту осмотра территории (акватории) от 10 июня 2020 года по результатам проверки установлено следующее.

На территории земельного участка, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами 69:10:0180701:75, 69:10:0180701:30 и 69:10:0180701:27, по адресу: Тверская обл., Калининский р-н,                               с/п Каблуковское, <...> из канализационного люка происходил сброс сточных вод на рельеф местности. В ходе осмотра были отобраны пробы почвы, о чем составлены акты отбора проб от 10.06.2020                      № 47-П/ЦО, 48-П/ЦО, 49- П/ЦО, 50-П/ЦО, 51-П/ЦО, 52-П/ЦО, 53-П/ЦО,                     54- П/ЦО, 104-б, 105-б, 106-б, 107-б, 108-б, 109-б, 110-б, 111-б и протоколы испытаний от 10.06.2020. Согласно протоколам испытаний выявлено загрязнение почв по аммонию обменному и азоту нитритов. Площадь загрязненного участка составила 700 кв. м. Глубина загрязнения составила              от 0 до 1,0 метра.

Согласно информации, поступившей от Предприятия, канализационные системы в хозяйственное ведение им не переданы, их эксплуатация и обслуживание Предприятия не осуществляется.

В соответствии с информацией, поступившей от Администрации района, для осуществления полномочий в полном объеме Администрация района неоднократно обращалась в Администрацию поселения о передаче на уровень района канализационных сетей, расположенных в д. Заборовье, а также предоставлении разрешительно-технической документации или иной документации, связанной со строительством и эксплуатацией очистных сооружений в д. Заборовье. До сегодняшнего дня документация не представлена.

Таким образом, по мнению Управления, Администрация поселения нарушила требования земельного законодательства Российской Федерации. По результатам протоколов испытаний от 22.06.2020 почвы в месте излива сточных вод на рельеф местности, расположенного в районе улицы Волжская               д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, имеются превышения загрязняющих веществ по отношению к фоновой концентрации по содержанию: аммония обменного в 3,2 раза.

Управлением произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате загрязнения вследствие излива сточных вод из системы водоотведения Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области. Расчет составлен на основании пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика № 238).

Общий размер вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате излива сточных вод из канализационного люка на рельеф местности, расположенного в районе ул. Волжская д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, составил                    815 267 руб.

Управлением в адрес Администрации поселения направлена претензия о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения сточными водами, в размере                   815 267 руб.

Поскольку претензионные требования Управления оставлены без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, удовлетворил исковые требования в полном объеме, признав надлежащим ответчиком Администрацию поселения.

Апелляционный суд, проверив доводы апеллянта, не усматривает оснований не согласиться с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, к которым в силу статьи 1 названного Закона в том числе относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д., а также природные объекты и природные комплексы.

Пунктом 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании абзаца первого пункта 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В силу положений пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный при осуществлении деятельности с нарушением природоохранного законодательства, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В рассматриваемом случае решением Калининского районного суда Тверской области от 16 июля 2021 года по делу № 2-839/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 ноября 2021 года, ответственность за сброс загрязняющих веществ из канализационного колодца в д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области на рельеф местности возложена на Администрацию поселения. Данным решением суд частично удовлетворил иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора, обязав Администрацию поселения прекратить сброс сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца в районе ул. Волжской                      д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, координаты 56.79433 СШ, 36.23444 ВД, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении иска к Предприятию и Администрации района суд отказал.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Установленные судом общей юрисдикции по вышеуказанному делу факты обоснованно приняты судом первой инстанции во внимание при рассмотрении настоящего спора.

Факт причинения вреда почвам действиями Администрации поселения установлен также материалами административного дела, по результатам рассмотрения которого Администрация поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ (порча земель), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. (решение Московского районного суда г. Твери от 29.06.2021 по делу № 12-347/2021, решение Тверского областного суда от 22.09.2021 по делу № 21-349/2021).

Доводы апеллянта о том, что Администрация поселения является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку очистные сооружения в д. Заборовье были переданы в хозяйственное ведение Предприятия, отклоняются апелляционным судом.

Определением от 12.09.2022 апелляционный суд, откладывая рассмотрение жалобы, возложил на стороны обязанность с привлечением специалиста (кадастрового инженера, инженера по водоснабжении и водоотведению и т.д.) провести совместный осмотр места излива сточных вод и очистных сооружений с кадастровым номером 69:10:0180701:280 с целью установления расположения спорного канализационного колодца относительно очистных сооружений с учетом актов осмотра от 10.06.2020 и от 25.05.2021.

Администрацией поселения в суд апелляционной инстанции представлен акт осмотра от 19.10.2022, заключение кадастрового инженера от 21.10.2022.

Из заключения кадастрового инженера ФИО3 с прилагаемой схемой места положения спорного колодца, а также технического паспорта на очистные сооружения от 27.11.2009 (т. 1, л. 127-134) следует, что спорный колодец расположен вне очистных сооружений.

Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, апеллянтом не представлено, недостоверность сведений, отраженных с техническом паспорте очистных сооружений от 27.11.2009, не доказана, проектной документации по строительству очистных сооружений в деле не имеется.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства передачи Администрацией поселения Администрации района и/или Предприятию помимо очистных сооружений с кадастровым номером 69:10:0180701:280 иных объектов, относящихся к системе водоотведения поселения.

В акте приема-передачи от 01.11.2017, подписанном Администрацией поселения и Администрацией района в рамках соглашения от 01.11.2017 № 10 о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения (т. 2, л. 30-38), а также в перечне материальных ресурсов (имущества), подлежащих принятию в казну муниципального образования Тверской области «Калининский район», являющемся приложением к постановлению Администрации района от 29.12.2017 № 1885 «О передаче имущества в хозяйственное ведение» (т. 1, л. 143-146), и в перечне материальных ресурсов (имущества), подлежащих передаче в хозяйственное ведение Предприятия, утвержденном постановлением Администрации района от 19.02.2018 № 293 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 29.12.2017 № 1885»            (т. 2, л. 15-18), поименованы лишь очистные сооружения с кадастровым номером 69:10:0180701:280, иные объекты водоотведения в д. Заборовье не указаны, и соответственно Администрации района и Предприятию апеллянтом не передавались.

Таким образом, поскольку канализационный колодец, из которого произошел излив сточных вод, не относится к очистным сооружениям с кадастровым номером 69:10:0180701:280, оснований для возложения ответственности на Предприятие и Администрацию района в рассматриваемом случае судом первой инстанции обоснованно не установлено.

С учетом фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за вред, причиненный почвам как объекту окружающей среды в результате излива сточных вод из канализационного люка на рельеф местности, расположенного в районе ул. Волжская д. Заборовье Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, в рассматриваемой ситуации лежит на Администрации поселения.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Постановления № 49) вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ, статья 1064 ГК РФ).

В силу пункта 13 Постановления № 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона № 7-ФЗ). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В данном случае Управление обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика ущерба, причиненного почвам вследствие излива сточных вод. Расчет размера ущерба в сумме 815 267 руб. выполнен истцом в соответствии с Методикой № 238.

Представленный истцом расчет размера вреда, причиненного почвам, судом проверен и признан верным.

Администрация поселения мотивированного контррасчета суммы ущерба не представила.

Как верно указал суд, доказательств проведения работ по восстановлению нарушенных (загрязненных) земель, стоимость которых, в силу пункта 15 Постановления № 49, может быть учтена при расчете размера вреда, Администрацией поселения не представлено.

При таких обстоятельствах исходя из доказанности факта причинения Администрацией поселения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, а также размера ущерба, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Управления в заявленном в иске размере.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Приведенные апеллянтом в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим подлежат отклонению.

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

В свете изложенного апелляционная жалоба Администрации поселения удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2022 года по делу № А66-3641/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобуадминистрации Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Чередина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.Н. Шадрина