ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
02 ноября 2020 года | г. Вологда | Дело № А13-23049/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО1 по доверенности от 01.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Кириллов на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 июля 2020 года по делу № А13-23049/2019,
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования город Кириллов (адрес: 161100, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (адрес: 160001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Управление) от 03.12.2019 № 35/2019-53455 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в границах кадастрового квартала 35:05:0503006, категория земель - земли населенных пунктов, с местоположением: Российская Федерация, Вологодская область, район Кирилловский, городское поселение <...> площадью 7 730 кв.м, территориальная зона – ОД-2 «Зона учебных заведений».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – управление Росимущества), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Русский север» (далее – национальный парк), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – министерство).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 июля 2020 года по делу № А13-23049/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Администрация не согласилась с судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Конкретные границы земель, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, на момент создания национального парка не устанавливались, был указан только перечень предприятий и организаций, у которых предполагается изъять земли для создания национального парка. Порядок образования национальных парков установлен статьей 14 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации. Границы самого Национального парка «Русский Север» на сегодняшний день не установлены. В ЕГРП внесены сведения о «Зоне с особыми условиями использования территории «Национального парка «Русский Север», статус которой законодательно не установлен. При этом в отношении земель муниципального образования город Кириллов такая категория земельного участка как «земли особо охраняемых территорий и объектов» не устанавливались. Отсутствуют доказательства того, что земли города Кирилова передавались в управление ФГБУ Национальный парк «Русский Север» как того требует пункт 6 статьи 95 ЗК РФ. Земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляюшему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте. Такие земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Администрация и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации от 25.10.2018 № 284 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:05:0503006, категория земель - земли населенных пунктов, с местоположением: Российская Федерация, Вологодская область, район Кирилловский, городское поселение <...> площадью 7 730 кв.м., территориальная зона – ОД-2 «Зона учебных заведений».
Оформление данного земельного участка необходимо для строительства детского сада.
Уведомлением от 03.09.2019 № 35-0-1-001/3011/2019-1453 управление приостановило государственный кадастровый учет земельного участка, в соответствии с пунктами 2 и 18 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ в связи с тем, что заявление об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав подано ненадлежащим лицом. Администрация не является уполномоченным органом, который может выступать от имени собственника объекта, являющегося федеральной собственностью. Земельный участок, схема которого утверждена постановлением от 25.10.2018 № 284, расположен на территории национального парка «Русский Север».
Управление 03.12.2019 приняло решение № 35/2019-53455 об отказе в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка на основании статьи 26 Закона № 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лиц).
Администрация, полагая, что решение управления не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких актов закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39.14 ЗК РФ. В том случае, если земельный участок предстоит образовать, а проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, не утвержден, первоначальным этапом является подготовка схемы расположения земельного участка, которая согласно статье 11.10 ЗК РФ представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории с указанием площади и координат характерных точек границы каждого образуемого земельного участка, а в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, с указанием условных номеров.
Схема расположения земельного участка подлежит утверждению решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Таким органом в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является в силу пункта 2 статьи 9, статьи 39.2 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее закрепленные за ним полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Президиумом Вологодского областного Совета народных депутатов принято решение от 26.11.1991 № 313 «Об организации государственного природно-исторического национального парка «Русский Север» общей площадью 216,9 тыс. га, из них первая очередь 166,4 тыс. га согласно приложению 1.
Областной Совет народных депутатов 03.01.1992 направил указанное решение в Правительство Российской Федерации с предложением организовать на территории Вологодской области национальный парк «Русский Север», указав, что материалы, обосновывающие организацию парка, представлены институтом «Союзгипролесхоз» в мае 1991 года.
Правительством Российской Федерации от 20.03.1992 № 182 принято постановление «О создании национального природного парка «Русский Север» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области».
Согласно указанному постановлению Правительством приняты предложения органов исполнительной власти Вологодской области: о создании парка общей площадью 166,4 тысяч гектаров; о предоставлении в пользование национальному парку 75,9 тысяч гектаров земель государственного лесного фонда Кирилловского механизированного лесхоза Вологодского лесохозяйственного объединения; о включении в состав национального природного парка «Русский Север», без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного и иного назначения, в том числе земли: колхоза имени Кирова – 16,6 тысяч гектаров, колхоза «Россия» - 3,3 тысяч гектаров, совхоза «Родина» – 19,3 тысяч гектаров, совхоза «Горицкий» - 16 тысяч гектаров, совхоза «Труженик» - 3,8 тысяч гектаров, совхоза «Николоторжский» - 9,5 тысяч гектаров, совхоза «Организатор» - 16,4 тысяч гектаров, Пустынского психоневрологического интерната – 0,1 тысяч гектаров, Вогнемского психоневрологического интерната – 0,5 тысяч гектаров, города Кириллова – 0,6 тысяч гектаров, объединения «Вологодавтодор» - 0,7 тысяч гектаров, земель запаса – 0,3 тысяч гектаров, Кирилловского производственного участка объединения «Вологдамежхозлес» - 0,2 тысяч гектаров, карьероуправления – «Севзапиндустрия» - 0,3 тысяч гектаров, Северо-Двинского канала Вологодского техучастка – 2,2 тысяч гектаров, прочих организаций – 0,7 тысяч гектаров.
Указанным Постановлением Администрации Вологодской области совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации поручено уточнить границы национального природного парка «Русский Север». Министерству также поручено осуществить в 1992 году организационно-технические мероприятия, связанные с созданием национального природного парка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 990 национальный природный парк «Русский Север» переименован в национальный парк «Русский Север».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Русский Север» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства.
Работы по установлению границы зоны с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север», сведения о которой внесены в ГКН, проведены в 2008 году, что подтверждается материалами землеустроительного дела.
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал Вологодской области от 03.12.2009 № 05/09-2000 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север».
Согласно Положению о национальном парке «Русский Север», утвержденному приказом Минприроды России от 25.10.2012 № 345, его границы определены в местной системе координат, принятой для Вологодской области, и представлены в Приложении 1 к данному Положению.
Сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах национальных парков, вносились в период их установления в Государственный кадастр недвижимости в порядке, предусмотренном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что содержащиеся в ЕГРН сведения о зоне с особыми условиями использования территории «особо охраняемая природная территория федерального значения национальный парк «Русский Север» являются сведениями о границах национального парка «Русский Север».
С момента установления границ особо охраняемой природной территории национального парка, все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания закона являются собственностью Российской Федерации.
Спорный земельный участок расположен в границах национального парка, что свидетельствует о нахождении его только в федеральной собственности, доказательств иного лицами, участвующими в деле, не представлено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Поскольку у администрации отсутствовали полномочия по утверждению схемы земельного участка, находящегося в федеральной собственности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановление администрации от 25.10.2018 № 284 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:05:0503006 издано вне пределов компетенции администрации, а заявление об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав подано ненадлежащим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
К государственной собственности относятся земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, на которые установлена государственная собственность, но она не разграничена между федеральной и собственностью субъекта Российской Федерации (статьи 17, 18
ЗК РФ).
Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 2 Закона № 33-ФЗ и пункта 2 статьи 95 ЗК РФ следует, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца о нахождении земельного участка на землях, собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах основания об удовлетворении требований администрации о признании недействительным решения управления от 03.12.2019 № 35/2019-53455 у суда первой инстанции отсутствовали.
Ссылки заявителя жалобы на судебные акты по делам № А13-13174/2016 и А13-9100/2017 подлежит отклонению, поскольку Федеральным законом от 03.08.2018 № 321-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ, в соответствии с которой земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.
Поскольку на момент принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка указанные изменения вступили в силу, спор по принадлежности земель национального парка к землям федеральной собственности был закрыт.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 июля 2020 года по делу № А13-23049/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Кириллов – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Зорина |
Судьи | А.Я. Зайцева А.В. Романова |