ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
03 ноября 2010 года г. Вологда Дело № А13-2357/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Промышленно-производственная фирма «ЛИТ» ФИО1 по доверенности от 05.03.2010, от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области ФИО2 по доверенности от 27.02.2010 № 05-12/264,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 августа 2010 года по делу № А13-2357/2010 (судья Парфенюк А.В.),
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью Промышленно-производственная фирма «ЛИТ» (далее – общество, ООО ППФ «ЛИТ») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области (далее – учреждение, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области) о признании недействительными решений от 18.12.2009 № 24/09-3151 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, от 20.01.2010 № 24/10-85 об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, от 18.03.2010 № 24/10-325 об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка; о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:24:0201020:0001; возложении обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования данного земельного участка, а также по установлению на 01.01.2010 удельного показателя кадастровой стоимости в размере 964,63 руб./кв.м, кадастровой стоимости земельного участка в сумме 1 253 054 рублей 37 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – управление Росреестра), администрация города Вологды (далее – администрация), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – инспекция, межрайонная ИФНС России № 11).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.08.2010 по делу № А13-2357/2010 признаны недействительными решения от 18.12.2009 № 24/09-3151, от 20.01.2010 № 24/10-85, от 18.03.2010 № 24/10-325; незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от определения кадастровой стоимости спорного земельного участка; на учреждение возложена обязанность принять решение об осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, выполнить действия по определению кадастровой стоимости указанного участка на 01.01.2010, внесению указанных сведений в государственный кадастр недвижимости. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на невозможность осуществления государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования спорного земельного участка без представления документов, подтверждающих его принадлежность к определенной территориальной зоне.
ООО ППФ «ЛИТ» в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Межрайонная ИФНС России № 11 в отзыве указала, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная на 01.01.2010, влияет на сумму земельного налога.
Администрация и управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Инспекция, администрация и управление Росреестра надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, межрайонная ИФНС России № 11 заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2009 серии 35-СК № 654067 (повторное, взамен свидетельства от 15.06.2005 серии №35-АА № 300087) подтверждается, что ООО ППФ «ЛИТ» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения, общей площадью 1229 кв.м, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 35:24:0201020:0001.
Общество 09.12.2009 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования данного участка, приложив приказ от 08.12.2009 об изменении существовавшего вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования - «Производственные предприятия IV-V классов вредности различного профиля», протокол собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «ЛИТ» от 20.11.2007, вышеуказанное свидетельство о государственной регистрации права.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области провело проверку названных документов, составило протокол от 18.12.2009, в котором зафиксировано, что общество не представило копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Учреждение решением от 18.12.2010 № 24/09-3151 приостановило государственный кадастровый учет изменений земельного участка до устранения обстоятельств, препятствующих его проведению, в частности до представления выписки из Правил землепользования и застройки города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72, в том числе копий картографических документов и их фрагментов, характеризующих условия землепользования и застройки применительно к отдельному земельному участку.
Общество представило в управление Росреестра названную выписку от 11.01.2010.
При проверке документов учреждение выявило отсутствие сведений, необходимых для возобновления осуществления государственного кадастрового учета, о чем составило протокол от 20.01.2010.
Решением от 20.01.2010 № 24/10-85 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области отказалось снять приостановление осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, так как представленная 19.01.2010 выписка содержит каталог координат земельного участка с кадастровым номером 35:24:0201020:1, а не территориальной зоны, что не позволяет определить ее границы.
В дальнейшем учреждение составило протокол от 18.03.2010, в котором зафиксировало истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета; решением от 18.03.2010 № 24/10-325 отказало ООО ППФ «ЛИТ» в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
Общество обжаловало в арбитражном суда названные решения, а также соответствующее бездействие учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
На основании части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования;2) условно разрешенные виды использования;3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки города Вологды утверждены решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72 (далее – Правила от 26.06.2009 № 72).
Названные Правила включают в себя карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
Пунктом 5 статьи 35 Правил от 26.06.2009 № 72 предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий.
Карта градостроительного зонирования выполнена на основе схемы современного использования территории с учетом проектных решений генерального плана.
Извлечение из карты градостроительного зонирования подтверждает, что спорный участок относится к территориальной зоне П-3 (зона размещения производственных объектов IV - V класса вредности).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН), осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в ГКН вносятся сведения об объекте недвижимости, в частности сведения о его кадастровой стоимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
На основании части 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Закона, осуществляются, если иное не установлено этим Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 указанного Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).
Статьей 22 Закона № 221-ФЗ утвержден состав необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 названного Закона с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы, в частности копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 этого Закона сведений).
Указанные нормы не возлагают на общество при кадастровом учете изменений земельного участка обязанность представлять сведения о координатах характерных точек границ территориальной зоны.
Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618.
Абзацем вторым пункта 11 этого Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Правила от 26.06.2009 № 72 предусматривают территориальное зонирование, устанавливают перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, в том числе ими предусмотрен такой основной вид разрешенного использования земельных участков, как «Производственные предприятия IV-V классов вредности различного профиля».
Таким образом, сведения об установленных Правилами от 26.06.2009 № 72 территориальных зонах представляются органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия.
С письмом от 23.09.2009 № 5-2/5-0-10/2844 администрация представила учреждению список координат характерных точек границ территориальных зон в составе Правил от 26.06.2009 № 72.
Следовательно, учреждение располагало списком координат характерных точек границ территориальных зон.
Тот факт, что при анализе названного списка учреждением выявлены недостатки, не принимается во внимание, так как доказательств того, что в списке неправильно определены координаты территориальной зоны, включающей спорный земельный участок, либо имелись иные нарушения применительно к рассматриваемому земельному участку, в материалах дела не имеется.
Ссылаясь на Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства», приказ Минюста России от 20.02.2008 № 35 «Об утверждении порядок ведения государственного кадастра недвижимости», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области указывает на то, что в нарушение действующего законодательства при разработке названных Правил не установлены границы территориальных зон, поэтому не внесены соответствующие сведения в государственных кадастр недвижимости.
Вопрос наличия нарушений действующего законодательства при разработке Правил от 26.06.2009 № 72 не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу.
Не имеет правового значения и то обстоятельство, что решением Вологодской городской Думы от 29.04.2010 № 316 приостановлено действие указанных Правил. На момент вынесения обжалованных решений и принятия судебного акта недействующими они не признаны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения от 18.12.2009 № 24/09-3151, от 20.01.2010 № 24/10-85, от 18.03.2010 № 24/10-325 и как следствие незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, возложил на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области соответствующие обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов ООО ППФ «ЛИТ».
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина учреждением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 августа 2010 года по делу № А13-2357/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю. Пестерева
Судьи
О.Б. Ралько
О.А. Тарасова