ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 ноября 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-8619/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фирсова А.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения финансового отдела администрации Лихославльского района на определение Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2021 года по делу № А66-8619/2019 о наложении судебного штрафа,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Атомэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25) обратилось в суд с иском к муниципальному учреждению администрации Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 171216, <...>) о взыскании 331 834,27 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичного акционерного общества «Россети Центра».
Решением суда от 01 августа 2019 года с ответчика в пользу истца взыскано 312 584,57 рубля задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях ответчика за период с декабря 2018 года по февраль 2019 года, неустойка за период с 22.01.2019 по 05.06.2019 в размере 18 007,78 рублей и далее с 06.06.2019 по день фактической оплаты долга.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Выдан исполнительный лист серии ФС № 031856334.
26 апреля 2021 года в Арбитражный суд Тверской области от истца поступило заявление о наложении судебного штрафа, а именно истец просит:
1) наложить судебный штраф за неисполнение решения от 01.08.2019 по делу № A66-8619/2019 на Администрацию Вескинского с/п Лихославльского в размере 100 000 рублей;
2) наложить судебный штраф за неисполнения решения от 01.08.2019 по делу № A66-8619/2019 на Главу Вескинского с/п Лихославльского района ФИО1 в размере 5 000 рублей;
3) наложить судебный штраф за неисполнения решения от 01.08.2019 по делу № A66-8619/2019 на Финансовый отдел администрации Лихославльского района в размере 100 000 рублей;
4) наложить судебный штраф за неисполнения решения от 01.08.2019 по делу № A66-8619/2019 на начальника Финансового отдела администрации Лихославльского района ФИО2 в размере 5 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2021 года с муниципального учреждения финансового отдела администрации Лихославльского района (далее - финансовый отдел) в доход федерального бюджета взыскан судебный штраф в размере 30 000 рублей, с муниципального учреждения Администрация Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области в доход федерального бюджета взыскан судебный штраф в размере 30 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Финансовый отдел с определением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, апеллянт не наделен полномочиями планирования расходов бюджетных средств и формирования лимитов, приостановление операций по счетам должника отделом не осуществлялось поскольку это привело бы к тяжелым социальным последствиям для района так как деятельность органов местного самоуправления была бы парализована.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи, с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что жалоба обоснована и удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 16 АПК РФ неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу частей 1, 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 данного Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
Частью 2 статьи 332 АПК РФ предусмотрено, что за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист на это лицо, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленном в главе 11 того же Кодекса.
Согласно части 1 статьи 119 АПК РФ судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных названным Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено названной статьей.
Исходя из общих принципов применения публичной ответственности, следует, что наложение судебного штрафа возможно лишь при наличии вины лица в совершении вмененных ему нарушений.
Согласно пунктам 3 - 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений производиться в следующем порядке.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В данном случае, как следует из материалов дела, исполнительный лист был направлен взыскателем в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений Вескинского сельского поселения Лихославльскорго района Тверской области – финансовый отдел, в 2019 году.
Поскольку лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и объемов финансирования расходов должника было недостаточно, должник, являющийся главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета обратился с заявлением о выделении бюджетных ассигнований для расчетов с истцом в Совет Депутатов Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области. В выделении дополнительных средств ему решением орт 24 октября 2019 года было отказано.
Соответственно, должник в целях исполнения решения суда предпринял все зависящие от него меры предусмотренные статьей 242.5 БК РФ, в связи с чем основания для наложения на него штрафа за неисполнение решения суда отсутствуют.
В свою очередь апеллянт, являющийся органом осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений Вескинского сельского поселения Лихославльскорго района Тверской области и исполнение исполнительных документов, связанных с обращением взыскания на денежные средства поселения был обязан еще в начале 2020 года в силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ приостановить до исполнения должником требований исполнительного документа осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений. Однако данные меры, направленные на побуждение должника к исполнению требований исполнительного документа, апеллянтом приняты не были.
Соответственно, поскольку незаконное бездействие апеллянта привело к затягиванию исполнения решения суда, вывод суда первой инстанции на финансовый отдел является верным.
Вместе с тем, апелляционный суд с учетом степени вины апеллянта в неисполнении решения суда в установленный срок считает возможным ограничить размер штрафа подлежащего уплатой апеллянтом суммой в 5000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
определение Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2021 года по делу № А66-8619/2019 о наложении судебного штрафа изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
«Взыскать с муниципального учреждения финансового отдела администрации Лихославльского района (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета судебный штраф за неисполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2019 года по делу № А66-8619/2019 в размере 5 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать».
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий | А.Д. Фирсов |