ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-7870/2022 от 20.10.2022 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-4870/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и                  Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

при участии от Департамента городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» Белозеровой Н.В. по доверенности               от 16.09.2022, от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Костылевой Е.В. по доверенности от 04.04.2022 № 4,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области                   от 27 июля 2022 года по делу № А05-4870/2022,

у с т а н о в и л:

Департамент городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» (ОГРН 1162901053853, ИНН 2901265581; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 60;               далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Архангельской области                          (ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1; далее – КСП) о признании недействительным пункта 2.1 представления от 09.03.2022                            № 01-02/198 в части пунктов 1, 2, 4, 5, 6 описательной части представления.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля                2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.

Представитель департамента в судебном заседании доводы и требования жалобы поддержал.

КСП в отзыве на апелляционную жалобу и представитель КСП в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей департамента и КСП, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, в соответствии со статьями 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон                          № 6-ФЗ), Областным законом от 30.05.2011 № 282-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» (далее – Областной закон), пунктом 2.2.6.2 плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности КСП на 2021 год, распоряжением КСП от 23.11.2021 № 40-р, программой проведения контрольного мероприятия КСП проведена проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий по благоустройству территорий городского округа «Город Архангельск» в департаменте, по результатам проверки составлен акт от 24.01.2022.

Ввиду установленных нарушений департаменту направлено представление от 09.03.2022 № 01-02/198, в пункте 2.1 которого предложено в срок до 04.05.2022 обеспечить контроль за соблюдением положений БК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), постановлений Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 и от 30.04.2020 № 616, постановления Правительства Архангельской области от 22.08.2017 № 330-пп, решения Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, условий соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» при реализации мероприятий государственной программы Архангельской области.

Не согласившись с пунктом 2.1 итоговой части представления в части, изложенной в пунктах 1, 2, 4, 5, 6 описательной части, департамент обратился в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении  заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии со статьей 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетно­го законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответ­ственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Законом № 6-ФЗ.

На основании положений статьи 268.1 БК РФ, статьи 16 Закона № 6-ФЗ суд первой инстанции верно заключил, что оспариваемое представление вынесено в пределах предоставленных КСП полномочий.

В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

В пункте 1 описательной части оспариваемого представления КСП отражено, что департаментом в нарушение статьи 139.1, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 3 пункта 5 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» (далее – Порядок), являющегося Приложением № 10 к государственной программе Архангельской области «Формирование комфортной городской среды в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.08.2017 № 330-пп (далее – Программа № 330-пп), пункта 1.1, 1.2, Приложения № 1 – 2 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» от 16.04.2021 № 023-21-33-пф-005 (далее – Соглашение от 16.04.2021) при расходовании средств иного межбюджетного трансферта (далее также МБТ) по муниципальному контакту от 15.06.2021 № 1-ТС и оплате платежным поручением от 06.08.2021 № 434637 стоимости легковых автомобилей, не являющихся уборочной или коммунальной техникой, допущено нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 1 819 510,12 руб., предусмотренное 306.4 БК РФ.

В пункте 4 описательной части представления указано, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2.7 Приложения № 2 к Программе № 330-пп, пункта 4.3.3, приложения № 2 Соглашения от 16.04.2021 в связи с тем, что 2 единицы приобретенной техники не относятся к уборочной или коммунальной технике, показатель результативности исполнения мероприятия «приобретение уборочной и коммунальной техники» не достигнут на 1 единицу.

В соответствии с пунктом 2.6 Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» перечня мероприятий (приложение № 2) Программы № 330-пп реализация данного мероприятия осуществлялась министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство), органами местного самоуправления городского округа «Город Архангельск» в соответствии с Порядком.

В качестве показателя результата реализации мероприятия установлено количество приобретенной уборочной и коммунальной техники в 2021 году – 91 ед.

Согласно пункту 1 Порядка целевым назначением МБТ является оказание финансовой поддержки при осуществлении органами местного самоуправления городского округа полномочий по вопросам местного значения, связанным с организацией благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территорий городского округа.

Одним из условий предоставления МБТ местному бюджету в пункте 3 Порядка установлено заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления, в котором в силу пункта 4 Порядка предусматривается в том числе размер предоставляемого МБТ, порядок, условия и сроки его перечисления в местный бюджет; целевые значения показателей результата использования МБТ; обязательство городского округа по обеспечению завершения реализации мероприятий по благоустройству территорий городского округа не позднее 31 декабря года предоставления МБТ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Порядка расходование средств иного межбюджетного трансферта допускается на приобретение оборудования, материалов, инструментов, механизмов, уборочной и коммунальной техники.

Ответственность за нецелевое использование иного межбюджетного трансферта несут органы местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 9 Порядка).

В соответствии с пунктами 1.5, 2.1, 2.13 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581 (далее – Правила  № 581), под благоустройством понимается комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по подготовке и содержанию территории. К деятельности по благоустройству территорий города относится содержание объектов благоустройства. Определение конкретных зон, территорий, объектов для проведения работ по благоустройству, очередность реализации проектов, объемы и источники финансирования устанавливаются в муниципальной программе «Формирование современной комфортной городской среды».

Постановлением Администрации городского округа «Город Архангельск» от 31.10.2017 № 1294 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории городского округа «Город Архангельск», разделом 2 которой предусмотрено, что мероприятия муниципальной программы реализуются в рамках в том числе Программы № 330-пп.

Реализация мероприятий по благоустройству общественных территорий в рамках реализации отдельных мероприятий программы осуществляется в соответствии с перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2021 году, согласно приложению № 21 к муниципальной программе. Реализация мероприятий по благоустройству общественных территорий осуществляется администрациями территориальных округов на территориях общего пользования городского округа «Город Архангельск» в соответствии с их компетенцией.

В Приложении № 2 к муниципальной программе на 2021 год за счет средств областного бюджета предусмотрен объем финансового обеспечения по мероприятию № 3 «Приобретение уборочной и коммунальной техники», областной бюджет, 102 млн. руб. Заказчиком и исполнителем мероприятия указан департамент.

Письмом от 03.02.2021 № 19-29/120 в адрес председателя Правительства Архангельской области администрация городского округа «Город Архангельск» просила выделить денежные средства на покупку специализированной техники в размере 102 000 тыс.руб. в связи с осуществлением полномочий по благоустройству и санитарному содержанию увеличенного объема территорий округа за счет неразграниченных площадей.

Письмом от 15.04.2021 № 19-29/489 администрация городского округа «Город Архангельск» представила значение результатов предоставления средств из областного бюджета для заключения соглашения, из них: 91 единица специализированной техники для уборки территорий города с приложением перечня техники на сумму 102 073 900 руб.

Для реализации мероприятий Программы № 330-пп министерством и департаментом заключено Соглашение от 16.04.2021, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в целях достижения результатов государственной программы.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 16.04.2021 предоставление МБТ осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется МБТ, установленным в соответствии с приложением № 1 к Соглашению.

Общий размер трансферта согласно пункту 2.2 Соглашения от 16.04.2021 составил 111 526 357,97 руб.

Наименование мероприятия «благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск», срок реализации мероприятия – 31.12.2021.

В силу пункта 4.3.3 Соглашения от 16.04.2021 на получателе лежит обязанность обеспечить достижение значений показателей, установленных приложением № 2.

В пункте 4 приложения № 2 к Соглашению от 16.04.2021 приведены значения показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется МБТ: приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица.

Дополнительным соглашением от 28.12.2021 № 023-21-33-пф-005/02 к Соглашению от 16.04.2021 общий размер МБТ, предоставляемого из областного бюджета местному бюджету в 2021 году, установлен в сумме 103 109 514,05 руб., в пункте 4 приложения № 2 значения показателей результативности: приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица; срок реализации – 2021 год.

Департаментом и ООО «Торговая компания «Викинги» заключен муниципальный контракт от 15.06.2021 № 1-ТС на поставку транспортных средств в количестве 2 штуки общей стоимостью 1 819 510,12 руб. Согласно спецификации (приложение к контракту) наименование товара «Легковой автомобиль LADA LARGUS», область применения «предназначен для перевозки персонала».

Заказчиком подписан акт приема-передачи автомобиля 02.08.2021. Товар оплачен платежным поручением от 06.08.2021 № 434637 на сумму                          1 819 510,12 руб.

По итогам проверки КСП заключила, что расходование департаментом средств МБТ по контакту от 15.06.2021 № 1-ТС и оплата стоимости легковых автомобилей, не являющихся уборочной или коммунальной техникой, повлекло нецелевое расходование бюджетных средств на названную сумму.

При этом КСП правомерно учтено, что условиями предоставления МБТ являлось приобретение «коммунальной техники» или «уборочной» техники», то есть техники, основное и прямое назначение которой связано с уборкой и коммунальными услугами.

В извещении о проведении аукциона департаментом указан код товара 29.10.22.000 «Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1 500 см. куб, новые», что относится к подгруппе 29.10.2 «Автомобили легковые».

Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОК 034-2014), средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся к коду 29.10.59.130, средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции – к коду 29.10.59.150.

Таким образом, классификация легковых автомобилей и автомобилей для коммунального хозяйства, содержания дорог, аварийно-спасательных служб различается на уровне подгруппы классификатора. Автомобили легковые не относятся к подгруппам аварийных автомобилей или для коммунального хозяйства и содержания дорог.

 Согласно ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», введенному в действие приказом Госстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – ОКОФ), легковые автомобили отнесены к подгруппе 310.29.10.2 автотранспортные средства специального назначения отнесены к группе 310.29.10.5.

ОКОФ является нормативным документом в области стандартизации и применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, в соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – ТР ТС 018/2011), транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог являются специализированными транспортными средствами, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности.

В пункте 1.3 раздела 1 приложения № 1 к ТР ТС 018/2011 перечислены объекты технического регулирования, в том числе транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.

В выписках из электронных паспортов транспортных средств в отношении спорных автомобилей LADA LARGUS отражена категория в соответствии с ТР ТС 018/2011 – M1.

Согласно подпункту 1.1 приложения № 1 к ТР ТС 018/2011 к категории М1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения – легковые автомобили.

Автомобили, приобретенные по муниципальному контракту от 15.06.2021 № 1-ТС, не относятся к специальным автомашинам для коммунального хозяйства, не имеют специального оборудования для коммунального хозяйства и содержания дорог и, соответственно, не могут быть отнесены к специализированным транспортным средствам или уборочной и коммунальной технике.

Иного департаментом не доказано.

Вопреки позиции апеллянта, приобретение автотранспортных средств для нужд предприятия, основным видом деятельности которого является деятельность в области коммунального хозяйства и благоустройства, не свидетельствует само по себе о том, что спорные автомобили следует считать коммунальной или уборочной техникой. Толкование департаментом целей предоставления МБТ, предусмотренных Соглашением от 16.04.2021, не основано на буквальном содержании данного Соглашения.

Ввиду изложенного апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1 описательной части представления соответствует требованиям БК РФ.

Приняв во внимание, что по результатам проверки КСП установлено приобретение 92 единиц техники, включая 2 единицы автомобилей LADA LARGUS, и, поскольку приобретенные легковые автомобили не относятся к уборочной или коммунальной технике, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом КСП о том, что установленный показатель результативности исполнения рассматриваемого мероприятия заявителем не достигнут на 1 единицу (пункт 4 описательной части оспариваемого представления).

В пункте 2 описательной части представления КСП отражено, что департаментом в нарушение статьи 139.1, подпункта 3 части 1 статьи 162        БК РФ, пункта 1 Порядка, пунктов 1.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.7, 4.3.8 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» от 15.07.2021 № 023-21-33-пф-009 (далее – Соглашение от 15.07.2021) по муниципальному контракту от 13.12.2021 № 15-ГС с оплатой платежным поручением от 28.12.2021 № 56704 и по муниципальному контракту от 13.12.2021 № 16-ГС с оплатой платежным поручением от 28.12.2021 № 56703 приобретена тротуарная плитка на общую сумму 1 197 900 руб. в отсутствие контракта на благоустройство с применением данной плитки, что является нецелевым расходованием средств областного бюджета, предусмотренным пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ.

Согласно пункту 5 описательной части представления в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, графы 10 пункта 2.6 приложения № 2 Программы № 330-пп, пункта 4.3.4, п. 1 Приложения № 2 Соглашения от 15.07.2021 в связи с отсутствием общественных территорий, по которым полностью выполнены заключенные контракты на благоустройство, департаментом не выполнен показатель «количество благоустроенных общественных территорий» до 31.12.2021.

Признавая данные пункты предписания соответствующими БК РФ и фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 2.6 «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» перечня мероприятий (приложение № 2 к Программе) Программы № 330-пп, реализацию мероприятия осуществляло министерство, органы местного самоуправления городского округа «Город Архангельск», в соответствии с Порядком (Приложение № 10 к Программе № 330-пп).

Показателем результата реализации программы установлено количество благоустроенных общественных территорий: в 2021 году – 1 ед.

Целевым показателем муниципальной программы является площадь благоустроенных общественных территорий в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Архангельской области «Формирование современной городской среды в Архангельской области».

Согласно Приложению № 7 к Программе 330-пп и приложению № 21 к муниципальной программе «Перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2021 году» в 2021 году реализуются мероприятия по благоустройству общественных территорий:

Приложение № 7 к Программе 330-пп

Приложение № 21 к муниципальной программе

1.

г. Архангельск, парк им. В.И. Ленина (ТО Майская горка)

Парк им. В.И. Ленина

2.

г. Архангельск, сквер на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину (Соломбальский ТО)

Сквер на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину

3.

г. Архангельск, общ.территория в районе домов № 8,10,12 по ул. Воскресенской (Ломоносовский ТО)

Общественная территория в районе домов № 8, 10, 12 по ул. Воскресенской

4.

г. Архангельск, пл. Мира (Октябрьский ТО)

Пл. Мира

5.

г. Архангельск, наб. Северной Двины (Октябрьский ТО)

Наб. Северной Двины

6.

г. Архангельск, пр. Ч. Лучинского (Ломоносовский ТО)

Территория общего пользования вдоль просп. Чумбарова-Лучинского

7.

г. Архангельск, ул. Лесотехническая 1/1 (Сквер им. 12-й бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Май») (Маймаксанский ТО)

Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)

Главой городского округа «Город Архангельск» в министерство направлены обращения от 28.06.2021 № 19-29/845 и 19-29/846 о выделении дополнительного объема финансирования из областного бюджета на общую сумму 174,573 млн. руб. в связи с необходимостью реализации работ по большому количеству объектов благоустройства. Письмом от 08.07.2021                      № 203/4639 министерством предусмотрено выделение в 2021 году иных межбюджетных трансфертов на «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в размере 174 573 000 руб., в том числе на реализацию следующих мероприятий:

п/п

Наименование мероприятия

Сумма, руб.

1.

Благоустройство парка им. В.И. Ленина в г. Архангельске (территориальный округ Майская горка)

56 862 000,0

2.

Благоустройство сквера на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину в г. Архангельске (Соломбальский территориальный округ)

29 905 000,0

3.

Благоустройство общественной территории в районе домов № 8, 10,12 по ул. Воскресенской в г. Архангельске

24 164 000,0

4.

Ремонт наружного освещения по просп. Чумбарова-Лучинского в г. Архангельске (Ломоносовский территориальный округ)

13 625 000,0

5.

Благоустройство наб. Северной Двины (Октябрьский территориальный округ)

28 480 000,0

6.

Благоустройство территории на площади Мира (у Вечного огня) в г. Архангельске

7 859 000,0

7.

Мероприятия по подготовке к празднованию 80-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск

13 678 000,0

Итого:

174573000,0

Для реализации мероприятий Программы № 330-пп министерством и департаментом заключено Соглашение от 15.07.2021, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году МБТ, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в целях достижения результатов государственной программы.

Предоставление МБТ осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется МБТ, установленным в соответствии с приложением № 1 к Соглашению.

В силу приложения № 1 к Соглашению средства подлежат направлению  на реализацию мероприятия «благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск», срок реализации мероприятия 31.12.2021.

Общий размер МБТ составляет в 2021 году – 174 573 000 руб.

В соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения от 15.07.2021 завершение реализации мероприятий по благоустройству территорий подлежало позднее 31 декабря года предоставления МБТ. На получателе лежит обязанность обеспечить представление в министерство на бумажном носителе отчетов о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, и достижении значения(ий) показателей результата реализации мероприятия по форме не позднее 10.01.2022.

В пункте 1 приложения № 2 к Соглашению от 15.07.2021 (в редакции от 28.12.2021) установлено значение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ: количество благоустроенных общественных территорий – 1 ед., срок исполнения – 2021 год.

Целевым назначением мероприятия исходя из пунктов 1, 8 Порядка, пунктов 1.1, 1.2, Приложения № 1, 2 к Соглашению от 15.07.2021 является благоустройство территорий, то есть работы, обеспечивающие достижение комфортности, повышение качества условий проживания, улучшение санитарного и эстетического состояния территории города.

С учетом пункта 1 Порядка, пункта 2.13 Правил № 581 работы должны проводиться на общественных территориях, установленных в Приложении № 7 к Программе 330-пп, приложении 21 к муниципальной программе.

Согласно подпункту 4 пункта 3 Правил и пунктам 4.3.8.1, 4.3.8.2 Соглашения от 15.07.2021 реализация мероприятий по благоустройству территорий осуществляется после разработки проектной документации (технического задания), согласования их с министерством и включения в муниципальную программу.

С целью достижения показателя результативности Соглашения от 15.07.2021 «количество благоустроенных общественных территорий» департаментом заключены муниципальные контракты на общую сумму                         1 197 900 руб., в том числе:

1) муниципальный контракт от 13.12.2021 № 15-ГС с предпринимателем Шишеловым И.С. по цене 598 500 руб. на поставку тротуарной плитки. Спецификация на поставку товара содержит следующую информацию: объем тротуарной плитки – 450 м. кв, модель плитки - «Старый город», цвет темно-красный, размеры 240x160x60; 160x160x60; 80x160x60. К контракту от 13.12.2021 № 15-ГС сторонами подписано дополнительное соглашение от 15.12.2021 № 1, которым пункт 1.1. контракта принят сторонами в следующей редакции «Поставщик обязуется поставить тротуарную плитку на объект «Выполнение работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске». 23.12.2021 сторонами муниципального контракта № 15-ГС подписан акт приема-передачи товара № 1, товарная накладная от 23.12.2021 № 111. Оплата проведена платежным поручением от 28.12.2021 № 56704 на сумму 598 500 руб. в рамках Соглашения от 15.07.2021;

2) муниципальный контракт от 13.12.2021 № 16-ГС с предпринимателем Мельничуком В.О. по цене 599 400 руб. на поставку тротуарной плитки. Спецификация на поставку товара содержит следующую информацию: объем тротуарной плитки – 450 м. кв, модель плитки - «Старый город», цвет темно-красный, размеры 240x160x60; 160x160x60; 80x160x60. К контракту от 13.12.2021 № 16-ГС сторонами подписано дополнительное соглашение от 15.12.2021 № 1, которым пункт 1.1 контракта принят сторонами в следующей редакции «Поставщик обязуется поставить тротуарную плитку на объект «Выполнение работ по благоустройству общественной территории                         «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске». 17.12.2021 сторонами контракта  № 16-ГС подписан акт приема-передачи товара № 1, товарная накладная от 17.12.2021 № 112. Оплата произведена платежным поручением от 28.12.2021   № 56703 на сумму 599 400 руб. в рамках Соглашения от 15.07.2021.

КСП установлено, что по объекту общественная территория                         «Наб. Северной Двины» за счет средств, выделенных по Соглашению от 15.07.2021, осуществлялись работы по ряду контрактов, из которых на дату приобретения плитки по контрактам № 15-ГС и 16-ГС действовали только муниципальные контракты от 10.11.2021 № 10-ГС  и от 15.11.2021 № 11-ГС на оказание услуг по строительному контролю по выполнению работ по благоустройству, по которым применение материалов в виде тротуарной плитки не предусмотрено.

Таким образом, КСП заключило, что приобретенный материал – тротуарная плитка к мероприятиям, реализуемым по контрактам, заключенным в целях благоустройства названной общественной территории в 2021 году, не относится.

Пунктом 2.6 Приложения № 12 к Программе № 330-пп и Приложением  № 1 к Соглашению от 15.07.2021 (в редакции от 28.12.2021) установлен показатель результативности – 1 благоустроенная общественная территория в 2021 году.

Закупка плитки в отсутствие контракта на ее укладку по месту объекта благоустройства не обеспечивала достижение результата Соглашения от 15.07.2021.

Суд первой инстанции верно учел, что подпунктом 3 пункта 5 Порядка расходование средств МБТ на приобретение материалов допускается, вместе с тем Приложением № 1, 2 к Соглашению от 15.07.2021 предусмотрено мероприятие только в виде благоустройства территории, то есть работ, которые обеспечивают достижение результата в виде благоустройства территории в понятии, установленном пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75, утвержденном приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр.

Приобретение строительных материалов в отсутствие работ по их применению, не относится к мероприятиям, связанным с улучшением функционального состояния участка территории, и целям Соглашения от 15.07.2021 не соответствует

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами КСП о том, что приобретение по муниципальным контрактам                      № 15-ГС, 16-ГС строительных материалов, не предназначенных для выполнения работ по благоустройству общественной территории по Соглашению от 15.07.2021, не обеспечивающих достижение результата «благоустройство территории» государственной и муниципальной программы и Приложения № 2 к Соглашению от 15.07.2021 и не соответствует целям расходования бюджетных средств, выделенных по указанному Соглашению.

Доводы департамента об использовании плитки в 2022 году правомерно отклонены судом, поскольку пунктом 1.1 Соглашения от 16.04.2021 установлено, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству по КБК: код главного распорядителя средств областного бюджета 023, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 1300278870, вид расходов 540 в целях достижения результатов государственной программы.

Пунктом 1.1 Соглашения от 15.07.2021 установлен КБК код главного распорядителя средств областного бюджета 023, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 130027887П, вид расходов 540 в целях достижения результатов государственной программы.

 Таким образом, использование в случае изменения лимитов, выделенных по соглашению от 15.07.2021, на реализацию мероприятий по соглашению от 16.04.2021 департаментом не обосновано.

На момент расходования спорной суммы средств Соглашение от 15.07.2021 не содержало условий, позволяющих использовать средства МБТ на реализацию мероприятий иного соглашения.

Ввиду изложенного основания для признания пункта 2 описательной части представления незаконным отсутствуют.

За счет средств, выделенных по Соглашению от 15.07.2021 департаментом заключены муниципальные контракты на общую сумму 169 365 681,49 руб. (№ 7-ПР/21 от 28.07.2021, № 8-ПР/21 от 08.09.2021, № 4-ГС от 13.09.2021, № 5-ГС от 23.09.2021, № 3-ГС от 31.08.2021, № 10-ГС от 10.11.2021, № 11-ГС от 15.11.2021, № 12-ГС от 24.11.2021, № 13-ГС от 24.11.2021, № 9-ГС от 29.10.2021, № 15-ГС от 13.12.2021, № 16-ГС от 13.12.2021).

По состоянию на 31.12.2021 оплачено 49 874 067,52 руб. (приложение № 1.3.2 к акту проверки).

При этом КСП установлено, что по объектам «Парк им. В.И. Ленина», «Сквер на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину», «Общественная территория в районе домов № 8, 10, 12 по ул. Воскресенской», «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)», «Пл. Мира» заключен муниципальный контракт № 4-ГС от 13.09.2021 с ЗАО «Северная Роза» на сумму 121 646 728,79 руб. на выполнение работ по капитальному ремонту общественных территорий. По контракту перечислен аванс 11 993 304,40 руб., работы в 2021 году не предъявлены.

Согласно акту осмотра от 01.12.2021 работы на объектах не выполнены.

По объектам «Парк им. В.И Ленина», «Сквер имени 12 бригады Морской пехоты», «Сквер на пл. Терехина у памятнику Ленина», «территория Воскресенская 8,10,12» заключен муниципальный контракт № 5-ГС от 23.09.2021 с ООО «Управление капитального строительства» на сумму 599 700 руб. на оказание услуг по строительному контролю по выполнению работ по капитальному ремонту. По контракту перечислен аванс 119 940 руб., услуги не оказывались.

По объекту «Наб. Северной Двины» заключен муниципальный контракт № 10-ГС от 10.11.2021 с МУП «Городское благоустройство» на сумму 32 997 398,30 руб. на выполнение работ по благоустройству общественной территории, а также № 11-ГС от 15.11.2021 с ООО «АрхСтройЗаказ» на оказание услуг по строительному контролю по выполнению работ.

По контракту № 10-ГС от 10.11.2021 предъявлен акт КС-2 от 20.12.2021 № 07/174 на сумму 15 712 739,41 руб. или 50 % от цены контракта. Согласно реестру контрактов в единой информационной системе исполнение контракта не завершено.

По контракту № 11-ГС от 15.11.2021 предъявлен акт КС-2 от 22.12.2021 № 1 на сумму 190 000 руб.

По объекту «Просп. Чумбарова-Лучинского» заключен муниципальный контракт № 9-ГС от 29.10.2021 с ООО «ЭНЕРГОТРЕИД» на сумму 13 624 889,05 руб. на выполнение работ по благоустройству общественной территории. Предъявлены работы по акту КС-2 от 17.12.2021 № 1 на сумму 11 388 800,40 руб. Согласно реестру контрактов в единой информационной системе исполнение контракта не завершено.

Таким образом, на дату окончания реализации Соглашения от 15.07.2021 (31.12.2021) по всем объектам благоустройства имеются невыполненные контракты, которые заключены за счет средств МБТ из бюджета Архангельской области.

Согласно отчету департамента о достижении значений показателей результативности по Соглашению от 15.07.2021, направленному в министерство письмом от 11.01.2021 № 16-19/64, по показателю «количество благоустроенных общественных территорий» фактическое значение – 0.

Таким образом, департаментом при расходовании средств на сумму 49 874 067,52 руб. не выполнено условие расходования МБТ по Соглашению от 15.07.2021 по достижению значения результата «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица» (пункт 1 Приложения № 2 к Соглашению от 15.07.2021).

Поскольку Приложение № 2 к Программе № 330-пп и Приложение № 2 к Соглашению от 15.07.2021 на момент вынесения оспариваемого представления содержали показатель результативности 1, нарушение в пункте 5 описательной части представления установлено КСП обоснованно.

Согласно пункту 6 описательной части представления департаментом в нарушение части 2 статьи 72, подпункта 2 части 1 статьи 162 БК РФ цена муниципального контакта от 26.08.2021 № 4-ГС в части ремонта общественной территории «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» превысила объем выделенных средств, доведенных лимитами бюджетных средств в рамках Соглашения 16.04.2021 на 1 372 199,29 руб.

В приложении № 2 к Соглашению от 16.04.2021 приведены значения показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт: количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица, 2021 год, приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица, 2021 год.

Дополнительным соглашением от 28.12.2021 № 023-21-33-пф-005/02 к Соглашению от 16.04.2021 общий размер МБТ, предоставляемого из областного бюджета местному бюджету, в 2021 году установлен в сумме 103 109 514,05 руб. В приложении № 2 значения показателей результативности: приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица, 2021 год; количество благоустроенных общественных территорий – 6 единиц, 2022 год. Таким образом, в 2021 году достижение результата по благоустройству общественных территорий не предусматривалось.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

 Согласно статье 18 БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов, используемой для составления и исполнения бюджетов.

Пунктом 7 статьи 21 БК РФ предусмотрено, что перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Исходя из пунктов 15, 16 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций, решение социально-экономических задач. Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков.

В пункте 1.1 Соглашения от 16.04.2021 определено, что предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования МБТ, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству по КБК: код главного распорядителя средств областного бюджета 023, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 1300278870, вид расходов 540 в целях достижения результатов государственной программы.

Бюджетные ассигнования доведены министерством до департамента следующими уведомлениями о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета: от 06.04.2021 в сумме 111 526 357,97 руб. на 2021 год. Окончательный размер на 2021 год доведен уведомлением от 24.12.2021 в сумме 103 109 514,05 руб.

№ п/п

Дата выписки

Сумма ЛБО руб.

КБК

Код цели

1.

22.04.2021

102 000 000,00

82105035019978870244

21-Э044-0000-00000

2.

12.08.2021

9 506 357,97

82105035019978870243

21-Э044-0000-00000

3.

16.12.2021

-8 416 843,92

82105035019978870243

21-Э044-0000-00000

Итого:

103 089 514,05

КБК 82105035019978870244 –приобретение уборочной и коммунальной техники;

КБК 82105035019978870243 – благоустройство.

С целью реализации результата исполнения соглашения по показателю «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица» с использованием лимитов по КБК 82105035019978870244 департаментом заключены 29 муниципальных контрактов на сумму 102 000 000 руб.

С целью реализации результата исполнения соглашения по показателю «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица» (в редакции, действующей до 28.12.2021) с использованием лимитов по КБК 82105035019978870243 департаментом заключены:

муниципальный контракт от 27.07.2021 № 691-ОД/21 ГАУ АО «АРЦЦС» на проведение проверки достоверности сметной стоимости объекта «Капитальный ремонт объекта «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» по цене 20 000 руб. Работы выполнены по акту от 05.08.2021 № 0000-000978 на сумму 20 000 руб. и оплачены платежными поручениями № 392108 от 04.08.2021 и № 453046 от 09.08.2021;

муниципальный контракт от 13.09.2021 № 4-ГС с ЗАО «Северная Роза» на капитальный ремонт общественных территорий, по цене 121 646 728,79 руб., в том числе приложением к контракту утверждена смета по объекту «сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» на сумму 10 895 140,54 руб. Дополнительным соглашением от 28.10.2021 № 3 к контракту цена контракта снижена, общая стоимость работ по пяти объектам благоустройства составила 112 970 970,72 руб., в том числе сметная стоимость капитального ремонта общественной территории «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» - 10 878 557,26 руб. (Приложение № 2 к дополнительному соглашению). Платежным поручением     № 862163 от 01.11.2021 по контракту № 4-ГС оплачен аванс в сумме 11 993 304,40 руб., в том числе на сумму 1 089 514,05 руб. по общественной территории «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» по КБК 82105035019978870243, то есть за счет лимитов, выделенных по Соглашению от 16.04.2021.

Таким образом, на дату заключения муниципального контракта                              от 13.09.2021 № 4-ГС остаток лимитов по Соглашению от 16.04.2021 по КБК 82105035019978870243 составил 9 486 357,97 руб. (9 506 357,97 – 20 000), то есть меньше цены контракта по объекту Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» (10 895 140,54 руб.) и меньше цены контракта на дату заключения дополнительного соглашения № 3 от 28.10.2021 (10 878 557,26 руб.).

Выводы управления о наличии указанного нарушения соответствуют фактическим обстоятельствам, следовательно основания для признания пункта 6 описательной части представления незаконным отсутствуют. Доводы апеллянта об отсутствии нарушения не свидетельствуют.

Поскольку требования пункта 2.1 резолютивной части представления в оспариваемой части являются мерой по пресечению и предупреждению нарушений, выявленных в описательной части представления, его содержание соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения требований департамента.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Само по себе несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не является правовым основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля                      2022 года по делу № А05-4870/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                             Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                          Е.А. Алимова

                                                                                                     А.Ю. Докшина