ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-9245/19 от 06.11.2019 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 ноября 2019 года

г. Вологда

Дело № А05-4071/2019

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено ноября 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и                       Тарасовой О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской  области от 05 августа 2019 года по делу № А05-4071/2019,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164570, Архангельская область, Виноградовский район, рабочий <...>; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее - Министерство) о взыскании 449 669 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>).

Решением суда от 05 августа 2019 года  с Архангельской области в лице Министерства за счет казны Архангельской области в пользу Общества взыскано 431 823 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.05.2018 по 13.03.2019, а также 11 517 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 404 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.03.2019 № 173.

Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе выражает несогласие с выводом суда о том, что правоотношения между истцом и ответчиком по вопросу предоставления субсидии не являются бюджетными правоотношениями и к ним могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), также указывает, что исчисление периода просрочки с 09.05.2018 по 13.03.2019 является незаконным, поскольку только после вступления решения суда по делу № А05-5615/2018 в законную силу у Министерства возникло обязательство по перечислению средств субсидии.  Считает, что исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка, поскольку Общество обратилось в Министерство с претензией на предмет взыскания процентов 29.03.2019, а  иск был принят судом к производству 04.04.2019, то есть до истечения срока на рассмотрение претензии.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец, ответчик, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из дела, Общество в 2015 - 2016 годах являлось теплоснабжающей организацией на территории п. Березник Виноградовского района Архангельской области.

Между Министерством и Обществом был заключен договор от 30.01.2015 № 32-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году (далее - договор на 2015 год).

В соответствии с пунктом 1.1 данного договора взаимодействие сторон направлено на предоставление министерством обществу субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в                  2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением № 18 к Закону Архангельской области от 16.12.2014 № 220-13-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Законом Архангельской области от 02.07.2012                   № 512-32-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций».

В пункте 1.2 договора указано, что Общество является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществляет продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению, на территории п. Березник муниципального образования «Березниковское».

В соответствии с Законом Архангельской области от 18.12.2015                             № 375-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» между сторонами по делу на 2016 год заключен аналогичный договор от 19.01.2016 № 29-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2016 году (далее - договор на 2016 год).

По расчету Общества в результате не возмещенной разницы в тарифах за май и сентябрь 2015 года, май и сентябрь 2016 года у него возник недополученный доход в размере 6 833 545 руб. 59 коп.

В целях возмещения недополученных доходов Общество представило в Министерство формы расчетов фактической потребности в средствах субсидии на возмещение убытков за указанные периоды, а также обратилось в с заявлением о возмещении недополученных доходов от 06.04.2018 № 151.

Министерство письмом от 19.04.2018 № 203/06-09/2632 отказало Обществу в предоставлении субсидии.

Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Архангельской области в лице Министерства 6 833 545 руб. 59 коп. недополученных доходов.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от  24.12.2018 по делу № А05-5615/2018 иск общества был удовлетворен.

На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.2018 по делу № А05-5615/2018, а также выданного на основании его исполнительного листа серии ФС № 026790120 от 04.02.2019 платежным поручением от 13.03.2019 № 245356 произведено перечисление на счет Общества 6 833 545 руб. 59 коп. недополученных доходов. 

Ссылаясь на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.2018 по делу № А05-5615/2018, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика                              449 669 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 395                    ГК РФ, 6, 78, 152, 153, 242.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), взыскал с Архангельской области в лице Министерства за счет казны Архангельской области в пользу Общества 431 823 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.05.2018 по 13.03.2019, в удовлетворении остальной части иска отказал.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Довод подателя жалобы о том, что к  данным правоотношениям подлежит применению бюджетное законодательство, а не гражданский кодекс отклоняется апелляционной коллегией.

Предоставление субсидии оформлено договорами, заключенными в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, следовательно, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ не содержит.

Позиция о гражданско-правовой природе обязанности по возмещению межтарифной разницы подтверждается определениями Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2014 № 302-ЭС14-1779, от 28.02.2018                  № 304-ЭС17-23700.

Неисполнение денежного обязательства, возникшего у публично-правового образования на основании договора, влечет за собой начисление процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ.

Как установлено судом первой инстанции, между Министерством и Обществом заключены договоры от 30.01.2015 № 32-Т и от 19.01.2016 № 29-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.

Согласно условиям заключенных договоров Общество ежемесячно до                10-го числа месяца, следующего за отчетным представляет в Министерство расчет фактической потребности в средствах субсидии, путем заполнения соответствующей формы, а министерство в 2015 году до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а в 2016 году  в течение 10 рабочих дней после окончания срока предоставления расчета проверяет представленный расчет. Перечисление средств на счет Общества Министерство производит после получения средств от Министерства финансов Архангельской области.

В соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп (далее – Порядок № 487-пп), Министерство в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, проверяет представленные получателями субсидии расчеты (пункт 16).

Согласно пункту 17 Порядка № 487-пп случае принятия решения, указанного в подпункте 1 пункта 16 настоящего Порядка, Министерство в течение двух рабочих дней уведомляет получателя субсидии о принятом решении посредством государственной информационной системы Архангельской области «Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области». Министерство принимает распоряжение о предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня поступления на лицевой счет министерства средств областного бюджета на предоставление субсидии. Субсидия перечисляется министерством в течение пяти рабочих дней со дня подписания распоряжения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на расчетные счета, открытые получателями субсидии в кредитных организациях.

Суд первой инстанции правильно установил, что с  учетом условий Порядка № 487-пп обязанность по перечислению истцу субсидии на основании расчета общества, полученного Министерством 10.04.2018, с учетом совокупности сроков подлежала исполнению Министерством при недоказанности иного в срок по 08.05.2018 (включительно), однако данная субсидия была предоставлена Обществу лишь 13.03.2019.

С учетом указанных обстоятельств суд правильно признал, что за период с 09.05.2018 по 13.03.2019 в пользу истца подлежат взысканию проценты в сумме 431 823 руб. 91 коп.

Довод подателя жалобы о том, что проценты подлежат начислению с момента вступления в законную силу решения суда по делу № А05-5615/2018, не принимается во внимание, поскольку обязанность по выплате межтарифной разницы возникла у Министерства вне зависимости от результатов разрешения спора по указанному делу.

Довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора правомерно отклонен судом первой инстанции и отклоняется апелляционной коллегией.

Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

В абзаце втором пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» указано, что если кредитором соблюден претензионный порядок в отношении суммы основного долга, считается соблюденным и претензионный порядок в отношении процентов, взыскиваемых на основании статьи 395 ГК РФ.

Материалами дела подтверждено, что Обществом в адрес ответчика направлялось заявление на возмещение недополученных доходов от 06.04.2018 № 151 (листы дела 49, 50), в котором содержалось требование оплатить недополученные доходы.

Таким образом, истцом соблюден претензионный порядок в отношении суммы основного долга, следовательно, соблюден такой порядок и в отношении процентов за пользование чужими денежными средствами.

Кроме того, ответчик был письменно извещен о необходимости уплаты процентов претензией, которая была получена Министерством 29.03.2019.

Действительно, названная претензия направлена  в адрес Министерства 28.03.2018, а  иск был принят судом к производству 04.04.2019.

Между тем, к моменту принятия судом первой инстанции решения срок ответа на претензию истек, и из поведения Министерства не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.

Ввиду указанных обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления иска без рассмотрения в порядке, определенном пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.

Ввиду того, что доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 августа                  2019 года по делу № А05-4071/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Н. Моисеева

Судьи

О.А. Тарасова

А.Д. Фирсов