ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
28 января 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-8684/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено января 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от Департамента городского имущества города Москвы Кравца А.Г. по доверенности от 29.12.2020, от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прагма Капитал» Садовой Е.В. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2020 года по делу № А66-8684/2020,
у с т а н о в и л:
Департамент городского имущества города Москвы (125993, город Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21, строение 1; ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прагма Капитал» (адрес: 172200, Тверская область, район Селижаровский, поселок городского типа Селижарово, улица Ленина, дом 3А; ОГРН 1067746469658, ИНН 7718581523; далее – Общество) о взыскании 52 879 924 руб. 44 коп. платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и 7 311 483 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 52 879 924 руб. 44 коп. за период с 03.07.2018 по 22.06.2020, процентов за период с 23.06.2020 по день фактической уплаты долга, начисленных на сумму долга, исходя из ключевой ставки Банка России.
Решением суда от 16 сентября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- при расчете платы за изменение вида разрешенного использования суд необоснованно применил рыночную стоимость участка, поскольку данная плата рассчитывается именно исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной на момент обращения заявителя за изменением вида разрешенного использования, и кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования;
- судом первой инстанции необоснованно распространено действие судебного акта о пересмотре кадастровой стоимости на период до 01.01.2017;
- поведение ответчика свидетельствует о его недобросовестности.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявил ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы и истребовании материалов дела № 3А-1960/2018 в Московской городском суде.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы и заявленных ходатайств возражали.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленных ходатайств на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, владельцам инвестиционных паев закрытого инвестиционного фонда рентного «Перспектива» на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № 50:27:0030118:122 площадью 181 020 кв. м по адресу: г. Москва, пос. Михайлово-Ярцевское, вблизи д. Сенькино-Секерино.
Департаментом 23.11.2016 издано распоряжение № 34527 «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122, в соответствии с которым было установлено следующее разрешенное использование земельного участка:
- коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития надземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13);
- склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
- отдых (рекреация) (5.0) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17);
- земельные участки (территории) общего пользования (12.0) (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов, коллекторов, набережные (1.2.16));
- охрана природных территорий (9.1) (земельные участки, занятые особо охраняемыми природными территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами) (1.2.14);
- энергетика (6. 7) (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10)).
Департамент в связи изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 43-ФЗ) начислил Обществу плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 52 879 924 руб. 44 коп. и направил 03.07.2018 уведомление о необходимости ее оплаты.
Поскольку указанная плата Обществом не внесена, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 43-ФЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Частью 4 статьи 22 Закона № 43-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Порядок и условия внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории города Москвы определен в статье 12.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве»№ 48 (далее – Закон № 48).
Согласно пункту 2 статьи 12.1 Закона № 48 размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы видом разрешенного использования. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Москвы.
В статье 12.2 Закона № 48 определены основания для освобождения собственников земельных участков от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Так, в силу пункта 3 названной статьи Закона № 48 плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, если значение кадастровой стоимости земельного участка с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования превышает значение кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Из материалов дела следует, расчет платы за изменение вида разрешенного использования произведен истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122 на дату подачи заявления об изменении вида разрешенного использования (КС1) в размере 514 781 055 руб. 06 коп. и кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования (КС2) в размере 1 043 580 300 руб.
Вместе с тем, решением Московского городского суда от 18 июня 2018 года по делу №3а-1960/2018 (вступившим в законную силу 19 сентября 2018 года) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122 с измененным видом разрешенного использования (КС2) была снижена с 1 043 580 300 рублей до 333 558 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка соответствует рыночной и по состоянию на 14.12.2016 составляет 333 558 000 рублей.
Помимо этого, согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122 с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования (КС1 – 514 781 055,6 руб.) превышает значение кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования (КС – 333 558 000 руб.) на 181 223 055 руб. 06 коп., что в соответствии с пунктом 3 статьи 12.2. Закона № 48 является основанием для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в удовлетворении иска.
Доводы Департамента о том, что суд необоснованно применил при расчете платы рыночную стоимость земельного участка, отклоняются апелляционным судом. Вопреки позиции истца, при оценке обоснованности требовании суд правомерно исходил из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда в размере, равном рыночной стоимости.
Ссылка истца на недобросовестное поведение ответчика судом отклоняется, поскольку доказательств недобросовестного поведения Общества в материалы дела не представлено.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку истец в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2020 года по делу № А66-8684/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.В. Романова |
Судьи | А.Я. Зайцева Ю.В. Зорина |