ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-13073/2017
11 июля 2019 года 15АП-10189/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2019 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель Герасимова С.О., удостоверение, по доверенности от 24.12.2018;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края: представитель Малов Д.А., паспорт, по доверенности от 16.07.2018;
от государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Курорты Краснодарского края»: представитель Шевченко А.В., паспорт, по доверенности от 28.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аракеляна Армана Робертовича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.04.2019 по делу № А32-13073/2017 (судья Левченко О.С.)
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
к ответчикам: индивидуальному предпринимателю Аракеляну Арману Робертовичу (ИНН 230608012290, ОГРНИП 309236108500012); индивидуальному предпринимателю Тремазову Григорию Николаевичу
при участии третьих лиц: Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края; государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Курорты Краснодарского края»
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением, в котором просит:
1. истребовать из чужого незаконного владения индивидуального предпринимателя Аракеляна Армана Робертовича земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4269107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанское с/о, ст.Должанская, коса Долгая, в границах, установленных следующими точками координат:
т. 1-46°38'05,95"С т. 2. - 46°38'06,35"С т. 3. - 46°38'02,82"С
37°46'00,51"В 37°46'02,75"В 37°46'04,25"В
т. 4-46°38'02,73"С т. 5-46°37'59,63"С т. 6-46°37'59,29"С
37°46'03,81"В 37°46'05,20"В 37°46'03,55"В.
2. Обязать Аракеляна А.Р. привести в состояние пригодное для использования земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4269107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанское с/о, ст.Должанская, коса Долгая путем демонтажа (удаления) некапитальных строений и сооружений, в том числе, теневых навесов (30 х 3 м - 5 шт.), туалетов (1,5 х 1,5 м - 2 шт.),раздевалок, душевых кабин (2 х 2-2 шт.) и вывезти строительные материалы(строительный мусор) в границах, установленных вышеуказанными точками координат:
т. 1-46°38'05,95"С т. 2. - 46°38'06,35"С т. 3. - 46°38'02,82"С
37°46'00,51"В 37°46'02,75"В 37°46'04,25"В
т. 4-46°38'02,73"С т. 5-46°37'59,63"С т. 6-46°37'59,29"С
37°46'03,81"В 37°46'05,20"В 37°46'03,55"В.
3. Истребовать из чужого незаконного владения индивидуального предпринимателя Тремазова Григория Николаевича земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4269107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанское с/о, ст.Должанская, коса Долгая, в границах, установленных следующими точками координат:
т. 1-46°38'05,95"С т. 2. - 46°38'06,35"С т. 3. - 46°38'02,82"С
37°46'00,51"В 37°46'02,75"В 37°46'04,25"В
т. 4-46°38'02,73"С т. 5-46°37'59,63"С т. 6-46°37'59,29"С
37°46'03,81"В 37°46'05,20"В 37°46'03,55"В.
4. Обязать Тремазова Г.Н. привести в состояние пригодное для использования земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4269 107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанское с/о, ст.Должанская, коса Долгая путем вывоза строительных материалов (строительного мусора),оставшихся (образованных) по результатам демонтажа некапитальных строений и сооружений, принадлежащих Тремазову Г.Н. в границах, установленных следующими точками координат:
т. 1-46°38'05,95"С т. 2. - 46°38'06,35"С т. 3. - 46°38'02,82"С
37°46'00,51"В 37°46'02,75"В 37°46'04,25"В
т. 4-46°38'02,73"С т. 5-46°37'59,63"С т. 6-46°37'59,29"С
37°46'03,81"В 37°46'05,20"В 37°46'03,55"В.
(уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определения суда от 11.08.2017, 10.01.2018).
Определением от 11.08.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Тремазов Г.Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - министерство) и государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Курорты Краснодарского края» (далее - учреждение).
Решением от 18.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 03.12.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу № А32-13073/2017 в части отказа в удовлетворении требований к индивидуальному предпринимателю Аракеляну Арману Робертовичу отменены, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что, отказывая департаменту в иске к предпринимателю Аракеляну А.Р. ввиду правомерного занятия им части земельного участка с кадастровым номером 23:08:0101001:53 на основании заключенного министерством курортов и учреждением договора от 31.01.2018 № 12/248 на размещение объектов (сроком действия до 31.12.2018) и договора от 01.03.2018 № КД 18-11 об уступке учреждением прав по нему в пользу данного ответчика, судебные инстанции указанные сделки на предмет их соответствия требованиям закона или иного правового акта и публичным интересам либо правам и охраняемым законом интересам третьих лиц, в том числе соблюдения правил их заключения, исходя из буквально сформулированных условий и действительного предмета соответствующих сделок, существа возникших у сторон из данных сделок обязательств, фактических обстоятельств их исполнения учреждением и предпринимателем (описание границ и установление площади предоставляемой части спорного земельного участка, находящегося в государственной собственности, наличие у учреждения документально подтвержденных намерения и возможности размещения на участке объектов, перечисленных в пункте 15 Порядка № 627, огораживание части земельного участка предпринимателем, установление шлагбаумов и организация контроля въезда/выезда, взимание платы за оказываемые гражданам на соответствующей территории услуги), не оценили. Сославшись на предусмотренный пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса в применимой редакции приоритет принципа оспоримости сделок, суд апелляционной инстанции не учел требования пункта 2 названной статьи и приведенные в постановлении Пленума № 25 разъяснения о его толковании и применении.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 23.06.2015 N 25) разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Указания суда кассационной инстанции обязательны для нижестоящего суда вновь рассматривающего дело.
При новом рассмотрении определением суда от 12.02.2019 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которого департамент просил:
1. истребовать из чужого незаконного владения Аракеляна А.Р. земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4 269 107 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанская с/о, ст. Должанская, коса Долгая, в границах, установленных следующими точками координат:
т. 1 - 46°38'05,95"С т.2. - 46°38'06,35"С т.3. - 46°38'02,82"С
37°46'00,51"В 37°46'02,75"В 37°46'04,25"В
т. 4-46°38'02,73"С т. 5 - 46°37*59,63"С т. 6 - 46°37'59,29"С
37°46'03,81"В 37°46'05,20"В 37°46'03,55"В
2. обязать Аракеляна А.Р. привести в состояние пригодное для использования земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4269107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанское с/о, станица Должанская, коса Долгая путем демонтажа (удаления) некапитальных строений и
сооружений, в том числе, передвижных металлических вагончиков (6x4 - 14 шт.),
деревянных беседок (4x3 м - 40 шт.), деревянного кафе, пропускного пункта, шлагбаума с цепью в границах, установленных следующими точками координат:
т. 1 - 46°38'05,95"С т.2. - 46°38'06,35"С т.З. - 46°38'02,82"С
37°46'00,51"В 37°46'02,75"В 37°46'04,25"В
т. 4 - 46°38'02,73"С т. 5 - 46°37'59,63"С т. 6 - 46°37'59,29"С
37°46'03,81"В 37°46'05,20"В 37°46'03,55"В
Решением от 22.04.2019 истребован из чужого незаконного владения индивидуального предпринимателя Аракеляна Армана Робертовича в пользу департамента имущественных отношений Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4 269 107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанская с/о, ст. Должанская, коса Долгая, в границах, установленных следующими точками координат:
т.1 - 46°38'05,95"С; 37°46'00,51"В; т. 2. - 46°38'06,35"С; 37°46'02,75"В:
т. 3. - 46°38'02,82"С;37°46,04,25"В; т. 4 - 46°38'02,73"С; 37°46'03,81 "В:
т. 5 - 46°37'59,63"С; 37°46'05,20"В; т. 6 - 46°37'59,29"С; 37°46'03,55"В.
Суд обязал индивидуального предпринимателя Аракеляна Армана Робертовича привести в состояние пригодное для использования земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4 269 107 кв. м, расположенный по адрес Краснодарский край, Ейский район, Должанское с/о, ст. Должанская, коса Долгая путем демонтажа (удаления) некапитальных строений и сооружений, в том числе, передвижных металлических вагончиков (6x4 - 14 шт.), деревянных беседок (4x3 м - 40 шт.). деревянного кафе, пропускного пункта, шлагбаума с цепью в границах, установленных следующими точками координат:
т.1 - 46°38'05,95"С; 37°46'00,51"В; т. 2. - 46°38'06,35"С; 37°46'02,75"В:
т. 3. - 46°38'02,82"С;37°46,04,25"В; т. 4 - 46°38'02,73"С; 37°46'03,81 "В:
т. 5 - 46°37'59,63"С; 37°46'05,20"В; т. 6 - 46°37'59,29"С; 37°46'03,55"В.
С индивидуального предпринимателя Аракеляна Армана Робертовича в доход федерального бюджета взыскано 6 000,00 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Аракелян А.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 22.04.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, обязать лиц, участвующих в деле, провести совместный осмотр земельного участка с участием ГУП КК «Кубаньземконтроль», с отображением сведений об объектах в границах земельного участка с указанием подробных их координат, а также подробным описанием. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ответчик осуществлял пользование часть спорного земельного участка на законных основаниях. Суд первой инстанции не указывает, каким именно нормам закона противоречит договор уступки прав. Выводы суда о том, что предпринимателем Аракелян А.Р. допущен на земельный участок в отсутствие правовых отношений, без согласия собственника земельного участка и лица уполномоченного на его распоряжение, не соответствует положениям действующего законодательства и противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела. Представленный истцом акт обследования от 23.11.2018 № 667 является недопустимым доказательством по делу.
В судебное заседание ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчиков в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От третьих лиц в материалы дела поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
От истца в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
Представители третьих лиц поддержали доводы апелляционной жалобы ответчика в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 426,9107 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанский с/о, ст. Должанская, коса Долгая (далее - спорный земельный участок), о чем 21.03.2012 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № 23-23-20/113/2011-343.
Ранее, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2017 по делу №А32-45651/2016 с предпринимателя в пользу департамента взыскана сумма
неосновательного обогащения за пользование частью спорного земельного участка.
Таким образом, суд, удовлетворяя требования департамента, согласился с тем, что спорный земельный участок незаконно используется ответчиком.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которых выступает предъявленный этим лицом иск (заявление); критерием наличия заинтересованности является обусловленность защиты законного имущественного права (интереса) удовлетворением заявленных требований.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленумов № 10/22). Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск. Собственник (лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статьи 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 36 постановления Пленумов № 10/22). Согласно содержащимся в пункте 32 постановления Пленумов № 10/22 разъяснениям, собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункты 45, 47 постановления Пленумов № 10/22, пункт 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения» (далее – информационное письмо № 153).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11).
Как указано выше, земельный участок является собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В соответствии с положением «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края», утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 №345, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Краснодарского края.
Следовательно, истец обладает полномочиями для предъявления настоящего иска.
Частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации допускается возможность размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 вышеуказанной статьи), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300.
Данное постановление к вышеуказанной категории объектов относит в том числе следующие виды объектов: элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики); нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство; лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06 июля 2015 года № 627 в случае если размещение объекта планируется на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, уполномоченными органами на принятие решения о заключении (отказе в заключении) договора на размещение объекта, являются органы исполнительной власти Краснодарского края, указанные в пунктах 10 - 15.5
вышеуказанного порядка.
В силу пунктов 5, 15 вышеуказанного порядка, решение о заключении договора на размещение объектов принимается министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в случае размещения следующих объектов: 1) элементов благоустройства пляжных территорий; 2) нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневых навесов, аэрариев, соляриев, кабинок для переодевания, душевых кабинок, временных павильонов и киосков, туалетов, питьевых фонтанчиков и другого оборудования, в том числе для санитарной очистки территории, пунктов проката инвентаря, медицинских пунктов первой помощи, площадок или полян для пикников, танцевальных, спортивных и детских игровых площадок и городков), для размещения которых не требуется разрешения на строительство; 3) лодочных станций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; 4) объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; 5) пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, велопарковок.
На основании вышеуказанного Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 17 декабря 2015 года № 232 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Размещение объектов благоустройства на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в целях организации пляжных территорий без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден регламент, предметом которого выступает заключение договора на размещение элементов благоустройства пляжных территорий на землях, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Указанный регламент содержит помимо перечня документов, предоставляемых заявителем, утвержденную форму договора на размещение элементов благоустройства пляжных территорий. Формой договора предусмотрено условие (пункт 8.3), в соответствии с которым в случае, когда Пользователь произвел за счет собственных средств неотделимые улучшения (объекты благоустройства пляжной территории) Участка, такие улучшения переходят в собственность Краснодарского края. Стоимость неотделимых улучшений (объектов благоустройства пляжной территории) возмещению не подлежит. Неотделимыми улучшениями являются улучшения, отделение которых невозможно без нанесения ущерба данным улучшениям, участку (объекты благоустройства пляжной территории, в том числе, проходы, аэрарии, теневые навесы и т.д.) и/или имеющими капитальный характер. Передача данных улучшений оформляется актом приема-передачи неотделимых улучшений (объектов благоустройства пляжной территории).
В рамках вышеуказанного административного регламента между министерством и учреждением заключен договор от 14.06.2016 № 180/2370, в соответствии с которым учреждению предоставлено право использования земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в границах, установленных следующими точками координат в системе GPS:
т. 1 – 46°38'17,31" С; 37°45'56,69"В; т.2 – 46°38'19,12"С; 37°46'04,82"В;
т.3 – 46°38'09,57"С; 37°46'06,64"В; т.4 – 46°38'03,93"С; 37.46'08,26"В;
т.5 – 46°38'02,85"С; 37°46'03,53"В; т.6 – 46°37'58,51"С; 37°46'05,46"В;
т. 7 – 46°37'59,47"С;37°46'10,15"В; т. 8 – 46°37'51,59"С; 37°46'12,92"В;
т. 9 – 46°37'51,27"С; 37°46'10,52"В; т. 10 – 46°37'48,36"С; 37°46'11,58"В;
т. 11 – 46°37'47,92"С; 37°46'09,21"В для размещения элементов благоустройства пляжной территории водного объекта Азовского моря.
14 июня 2016 года между министерством и учреждением заключен договор от № 180/2368, в соответствии с которым учреждению предоставлено право использования земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в границах, установленных следующими точками координат в системе GPS:
т. 1 – 46°38'50,96"С; 37°45'41,71"В; т. 2 – 46°38'51,38"С; 37°45'45,96"В;
т. 3 – 46°38'49,43"С; 37°45'46,85"В; т. 4 – 46°38'48,73"С; 37°45'42,45"В
для размещения элементов благоустройства пляжной территории водного объекта
Азовского моря.
Пунктами 2 договоров предусмотрено, что право на размещение элементов благоустройства пляжных территорий на участке не предполагает собой предоставления права на осуществление коммерческой деятельности на участке.
Срок действия договоров установлен до 14.11.2016 включительно. Срок действия договора может быть продлен сторонами по обоюдному соглашению, о чем составляется соответствующее дополнительное соглашение (пункт 7.1 договора).
По договору цессии от 29.06.2016 № КД-7 учреждение уступило Аракеляну А.Р. права и обязанности на пользование частью земельного участка по договору от 14.06.2016 № 180/2370 площадью 16 257 кв. м в границах, установленных следующими точками координат в системе GPS
т. 1 – 46°38'05,95"С; 37°46'01,14"В; т. 2 – 46°38'07,04"С;37°46'07,36"В;
т. 3 – 46°38'03,93"С; 37°46'08,26"В; т. 4 – 46°38'02,85"С; 37°46'03,53"В;
т. 5 – 46°37'58,49"С; 37°46'05,47"В; т. 6 – 46°37'58,31"С; 37°46'04,56"В.
По договору цессии от 29.06.2016 № КД-22 учреждение уступило Аракеляну А.Р. права и обязанности на пользование частью земельного участка по договору от 14.06.2016 № 180/2368 площадью 6 357 кв. м
По договору цессии от 09.11.2017 № КД17-24 учреждение уступило Аракеляну А.Р. права и обязанности на пользование частью земельного участка по договору от 11.10.2017 № 258/5771 площадью 9 188 кв. м в границах, установленных следующими точками координат в системе GPS:
т. 1 - 46°38'05,95"С; 37°46'00,51"В; т. 2. - 46°38'06,35"С;37°46'02,75"В;
т. 3. - 46°38'02,82"С; 37°46'04,25"В; т. 4 - 46°38'02,73"С; 37°46'03,81"В;
т. 5 - 46°37'59,63"С; 37°46'05,20"В; т. 6 - 46°37'59,29"С; 37°46'03,55"В.
Дополнительные соглашения, предусматривающие изменение срока действия договора, между учреждением и министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, не заключались. Ввиду изложенного, договоры прекратил свое действие с 15 ноября 2016 года.
Вместе с тем, в материалы дела представлен договор от 01.03.2018 № КД 18-11, в соответствии с которым учреждение уступило Аракеляну А.Р. право по договору от 31.01.2018 № 12/248 на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения и размещения объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов на части земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:08:0101001:53 площадью 9 188 кв. м в границах следующих географических координат поворотных точек в системе GPS:
т. 1 - 46°38'05,95"С; 37°46'00,51"В; т. 2. - 46°38'06,35"С; 37°46'02,75"В;
т.3. - 46°38'02,82"С;37°46'04,25"В; т. 4 - 46°38'02,73"С; 37°46'03,81"В;
т. 5 - 46°37'59,63"С; 37°46'05,20"В; т. 6 - 46°37'59,29"С; 37°46'03,55"В.
В соответствии с пунктом 3.2 договора, пользователь имеет право размещать объекты (элементы), предусмотренные разделом 1 и пунктом 8.5 договора на участке в порядке, установленном договором. Срок действия договора установлен до 31.12.2018 (пункт 7.1 договора).
К договору приложено схематичное изображение размещения объектов на участке, являющееся неотъемлемой его частью (приложение № 1). Согласно описанию схематичного изображения, удостоверенного сторонами договора, благоустройство части земельного участка в установленных координатах (пляжа) осуществляется ИП Аракеляном А.Р. путем установки следующих форм оборудования: медицинский пункт первой помощи – 1 шт.; душевые кабины для переодевания, биотуалеты (люфт-клозет) по 2 шт.; оборудование для санитарной очистки территории (урна для мусора) не менее 3 шт.; оборудование для санитарной очистки территории (урна для мусора) не менее 3 шт.; теневые навесы – 96 кв. м; информационный стенд – 1 шт.; информационное табло – 1 шт.; спортивная (танцевальная) площадка с пунктами проката инвентаря – 918 кв. м; детская игровая площадка – 643 кв. м; временные павильоны и киоски; площадка для пикников; спасательный пост (станция) – 1 шт.; стойка со спасательным кругом – 9 шт.
Уступка Аракеляну А.Р. прав по договору от 31.01.2018 № 12/248 согласована с министерством, что подтверждается письмом от 01.03.2018 № 44-1145/18-01-18.
При этом в письме от 04.10.2017 № 52-35200/17-31-07 департамент не возражал относительно кратковременного размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0101001:53 объектов благоустройства пляжных территорий в Ейском районе при условии установления сроков действия договоров на размещение таких объектов до даты утверждения документации по планировке территории косы Долгая.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 постановления от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» отнес к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
Положениями пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума № 25) разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды; сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (пункт 4 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учреждение, заключая договоры с ответчиком, полагало, что земельный участок ответчику распорядительными актами уполномоченного органа Краснодарского края не предоставлялся, однако вышеуказанными документами у последнего возникло право размещения в определенных границах элементов благоустройства пляжных территорий с сопутствующими правами и обязанностями. При этом одним из основных критериев предоставления земельного участка для благоустройства является схематичное изображение размещения объектов благоустройства пляжной территории, подготовленное в произвольной форме с учетом требований, установленных ГОСТ Р 55698-2013 «Туристские услуги. Услуги пляжей Общие требования», согласованное с органами архитектуры и градостроительства городских округов или городских и сельских поселений.
Однако, учреждением не представлена информация о том, на основании какой документации и для каких элементов благоустройства был предоставлен спорный земельный участок.
При этом исходя из сущности договора на размещение элементов благоустройства не усматривается то, что это право может быть переуступлено третьим лица.
Суд считает, что в рамках указанных выше договоров ответчик допущен на земельный участок в отсутствии правовых оснований, без согласия собственника земельного участка или лица уполномоченного на его распоряжение.
В материалы дела представлен договор от 28.03.2019 № 45/357, заключенный между министерством и Аракеляном А.Р. (пользователь), согласно которого министерство предоставляет пользователю право на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения и размещения объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно – спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов: на части земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:08:0101001:53, расположенного по адресу (имеющего местоположение): Краснодарский край, Ейский район, Должанский сельский округ, станица Должанская, коса Долгая, в границах следующих графических координат поворотных точек в системе GPS:
т. 1 - 46°38'05,95"С; 37°46'00,51"В; т. 2. - 46°38'06,35"С; 37°46'02,75"В;
т.3. - 46°38'02,82"С;37°46'04,25"В; т. 4 - 46°38'02,73"С; 37°46'03,81"В;
т. 5 - 46°37'59,63"С; 37°46'05,20"В; т. 6 - 46°37'59,29"С; 37°46'03,55"В.
площадь предоставляемой части 9 188 кв. м.
Пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указано выше, перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением № 1300. Постановлением № 627 утверждены порядок и условия размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края.
Заявление о заключении договора на размещение объекта подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (пункт 3 постановления № 627).
Так, рассмотрев заявление предпринимателя министерством принят приказ от 18.02.2019 № 45 «О заключении договоров на размещение объектов, относящихся к компетенции Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов с индивидуальным предпринимателем Аракеляном Арманом Робертовичем», на основании которого заключен договор от 28.03.2019 № 45/357.
Согласно подпункту 5 пункту 16 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 № 627 решение об отказе в заключении договора на размещение объекта принимается в случае, если получена информация органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельным участком, в границах которого планируется размещение объекта, о наличии возражений относительно размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Аналогичные положения содержатся в подпункте «д» пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления государственной услуги: «Заключение договора на размещение объектов, относящихся к компетенции министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного приказом Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 17.04.2017 № 105, в силу которого решение об отказе в заключении договора на размещение объектов, относящихся к компетенции министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, принимается в случае, если получена информация органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельным участком, в границах которого планируется размещение объекта, о наличии возражений относительно размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Так, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2019 по делу №А32-13073/2017, приняты обеспечительные меры в виде запрета Аракеляну А.Р. производить размещение, возведение, реконструкцию, монтаж объектов движимого /недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 23:08:0101001:53, общей площадью 4 269 107 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Должанская с/о, ст. Должанская, коса Долгая.
Министерство является участником настоящего дела, в силу чего осведомлено о принятии указанных обеспечительных мер, а также о настоящем споре, инициированном собственником земельного участка в лице департамента.
Согласно статье 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации связывает момент окончания действия обеспечительных мер по делу не только с моментом вступления решения суда в законную силу, но также с указанием на отмену обеспечительных мер в судебных актах по делу либо с вынесением определения об отмене обеспечительных мер по ходатайству лица, участвующего в деле.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом установлено, что в судебных актах по делу №А32-13073/2017 отсутствует указание на отмену обеспечительных мер.
То обстоятельство, что меры были адресованы Аракеляну А.Р. в данном случае, не свидетельствует об отсутствии соответствующих ограничений для министерства, поскольку из существа заявления следует явное несогласие департамента на предоставление земельного участка, до рассмотрения настоящего спора по существу.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что договор от 28.03.2019 № 45/357 заключен в нарушение указанных выше норм, в силу чего не порождает для ответчика права на размещение на спорной части земельного участка объектов благоустройства.
Согласно акту осмотра спорного земельного участка от 23.11.2018 № 667 на участке имеются некапитальные строения: теневой навес (деревянные) 40 х 3 м – 3 шт., 20 х 3 – 2 шт., туалеты 1,5 х 1,5 м – 2 шт., беседки (деревянные) 4 х 3 м – 40 шт., раздевалки (деревянные) 25 х 2 м – 4 шт., беседки (деревянные) 4 х3 м – 40 шт., раздевалки (деревянные) 25 х 2 м – 4 шт., кафе (деревянное), танц. площадка, детская площадка, навесы (деревянные) 2,5 х 2,5 м – 9 шт., пропускной пункт (деревянный), шлагбаум, цепь.
Иных актов осмотра в дело не представлено, достоверность акта документально не опровергнута.
Оснований для проведения нового осмотра при новом рассмотрении дела в апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Из пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных сооружений, и освобождению земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства.
На основании изложенного исковые требования департамента правомерно удовлетворены судом первой инстанции, указания суда кассационной инстанции исполнены.
Остальные доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к повторению доводов, заявленных сторонами в суде первой инстанции в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своих позиций, апелляционная жалоба не содержат доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2019 по делу
№ А32-13073/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи Ю.И. Баранова
О.А. Еремина