ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А01-470/2019
29 июля 2019 года 15АП-10391/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - ФИО1 по доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу внешнего управляющего ИП главы КФХ ФИО2 ФИО3
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.04.2019 по делу № А01-470/2019 (судья Шефруков А.З.),
по заявлению внешнего управляющего ИП главы КФХ ФИО2 ФИО3
к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея
о признании незаконным отказа в предоставлении средств на компенсацию ущерба, обязании принять решение о предоставлении средств на компенсацию ущерба,
УСТАНОВИЛ:
внешний управляющий ИП главы КФХ ФИО2 ФИО3 (далее - внешний управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении средств на компенсацию ущерба, обязании принять решение о предоставлении средств на компенсацию ущерба.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, внешний управляющий
ИП главы КФХ ФИО2 ФИО3 обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе внешний управляющий просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что возмещение ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям природными явлениями - это одна из форм государственной поддержки сельского хозяйства и малого бизнеса. В этой связи порядок предоставления указанных средств на возмещение ущерба, регулируемый подзаконным нормативным актом, должен соответствовать целям и задачам государственной политики в области поддержки и развития сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства. Заявителем по настоящему делу является глава крестьянско-фермерского хозяйства, который в соответствии со ст. 1 ФЗ № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и
ст. 3 ФЗ № 264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства» является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Кроме того, в силу ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ от 24,07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ИП ФИО4 КФХ ФИО2 является субъектом малого и среднего предпринимательства. Устанавливая ограничение права на получение средств для возмещения ущерба субъектами, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, государственный орган не принял во внимание, что возбуждение производства по делу о банкротстве само по себе не свидетельствует о банкротстве такого субъекта, не свидетельствует об утрате им соответствующего статуса, либо о прекращении деятельности. Напротив, применяемая в отношении ИП ФИО4 КФХ ФИО2 процедура внешнего управления является процедурой, применяемой в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедура внешнего управления, применяемая в отношении
ИП ФИО4 КФХ ФИО2, направлена на восстановление платежеспособности сельскохозяйственного товаропроизводителя, сохранение его в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Указанные цели достигаются именно за счет ведения ИП ФИО4 КФХ ФИО2 сельскохозяйственной деятельности, и в этой связи заявитель отвечает всем критериям, предоставляющим право на получение государственной поддержки в этой сфере. Отказ в предоставлении средств на возмещение причиненного ущерба исключительно по основанию возбуждения в отношении заявителя производства по делу о банкротстве не способствует восстановлению платежеспособности указанного субъекта, не отвечает целям и задачам, установленным в федеральных законах, создает неоправданные и необоснованные препятствия для получения установленной государственной поддержки. Кроме того, указанный критерий является дискриминационным и устанавливает неравенство для субъектов предпринимательства в доступе к государственной поддержке в данной сфере по признаку финансовой стабильности, что нарушает требования перечисленных выше федеральных законов.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств. Ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея не в праве использовать денежные средства, выделяемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От внешнего управляющего поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, внешний управляющий 18.12.2018 обратился в министерство с заявлением о предоставлении средств на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Министерство 27.12.2018 направило управляющему отказ N 3919, согласно которому в связи с введением в отношении ИП главы КФХ ФИО2 процедуры банкротства - внешнего управления, предоставление средств не представляется возможным.
Не согласившись с указанным отказом, внешний управляющий обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия)
Оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям государственной поддержки по данному направлению осуществляется в соответствии с государственной программой Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Адыгея от 27.11.2012 N 254.
Правительство Российской Федерации Постановлением 22.12.2014 N 1441 утвердило Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера».
Данные правила устанавливают порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - иные межбюджетные трансферты).
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 07.03.2018
N 39 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея» Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея уполномочено на установление порядков предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг по направлениям расходов, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона Республики Адыгея от 18 декабря 2017 года N 109 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2017, N 12).
На основании указанных правовых актов приказом министерства от 24.12.2018 N 249 утвержден Порядок предоставления средств на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера (далее – порядок).
В соответствии с данным порядком право на получение средств имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории Республики Адыгея, не находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации, в отношении которых не возбуждена процедура банкротства, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации природного характера, включенные в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Адыгея, пострадавших от чрезвычайной ситуации, утвержденный Актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, порядок предоставления средств для возможности их получения прямо предусматривает исключение возбужденной процедуры банкротства в отношении претендующего на получения компенсации.
Из материалов дела следует, что 2 декабря 2016 года ФИО5 обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2. Делу о банкротстве присвоен N А01-2432/2016.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.11.2017 в отношении ИП главы КФХ ФИО2 введена процедура банкротства - внешнее управление сроком на двенадцать месяцев, внешним управляющим утвержден ФИО3.
Определением Арбитражного суд Республики Адыгея от 12.04.2019 по делу N А01-2432/2016 продлена процедура банкротства - внешнее управление сроком до 1 ноября 2019 года.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Таким образом, внешнее управление является одной из процедур банкротства, что в соответствии с Приказом министерства от 24.12.2018 N 249 является основанием для отказа в предоставлении средств.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о том, что отказ принят при наличии соответствующих полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку право на получение средств у заявителя отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе внешний управляющий ссылается на Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», указывая на то, что отказ в предоставлении средств на возмещение причиненного ущерба не отвечает целям и задачам, установленным в данными федеральными законами, создает неоправданные и необоснованные препятствия для получения установленной государственной поддержки, а также является дискриминационным и устанавливает неравенство для субъектов предпринимательства в доступе к государственной поддержке в данной сфере по признаку финансовой стабильности, что нарушает требования перечисленных выше федеральных законов.
Между тем, вышеуказанные федеральные законы не регулируют вопросы предоставления средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Отказ Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея принят в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1441 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера» и приказом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 24 декабря 2018 года № 249 «Об утверждении Порядка предоставления средств на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера».
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.04.2019 по делу №А01-470/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева