ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-33304/2018
04 марта 2019 года 15АП-1083/2019
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2018 по делу № А32-33304/2018 (судья Дуб С.Н.),
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России (далее –
ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Краснодарское УФАС России) о признании недействительным решения № РНП-23-170/2018 от 28.05.2018 о включении сведений, предоставленных ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России в отношении ООО «Теплоэнергосбыт», в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что вывод суда о том, что ООО «Теплоэнергосбыт» в установленные сроки поставило весь объем товара, не соответствует обстоятельствам дела. На основании пункта 3.1.3 государственного контракта
№ 914613/40 от 02 апреля 2018 года 18 апреля 2018 г. санаторием «Солнечный» направлено письмо 945/516 о необходимости произвести замену поставленного дизельного топлива ненадлежащего качества на товар соответствующий ГОСТ 32511-2013 и первой части заявки электронного аукциона. 21 апреля 2018 года ООО «Теплоэнергосбыт» осуществило замену 20,354 тонн некачественного дизельного топлива на другое некачественное дизельное топливо в объеме 14,9 тонн, в меньшем объеме, чем требовал заказчик. Некачественность топлива подтверждена в лабораторных условиях. Учитывая повторную поставку товара ненадлежащего качества, ФГКУЗ «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии Российской Федерации на основании пункта 8.3 государственного контракта и статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта поставки. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято в связи с неоднократной поставкой некачественного товара. Однако суд в своем решении, также как и антимонопольный орган, не дали оценки этому обстоятельству. Выводы суда основаны лишь на том, что ООО «Теплоэнергосбыт» пыталось соблюсти сроки поставки товара, а значит, не имело намерений уклонения от исполнения контракта. При этом судом не исследовался факт поставки некачественного товара, который и послужил основанием для принятия санаторием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Суд указывал на то, что ООО Теплоэнергосбыт направило возражение в адрес заказчика на решение об одностороннем отказе, а также пыталось снова осуществить поставку товара, однако заказчик не принял его. По мнению суда, эти действия общества свидетельствовали о намерении исполнить контракт. Однако в соответствии п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. ООО Теплоэнергосбыт не совершило указанных действий. Общество подтвердило, что и в первом и во втором случаях поставки дизельное топливо имело незначительные отклонения от нормативных показателей, предусмотренных контрактом.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарское УФАС России указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
От Краснодарского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.02.2018 ФГКУЗ «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии Российской Федерации» размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0318100059618000019: «Поставка дизельного топлива для котельной ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии.
02.04.2018 между ФГКУЗ «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии Российской Федерации и ООО «Теплоэнергосбыт» на основании результатов размещения государственного заказа санатория путем проведения открытого аукциона в электронной форме, руководствуясь протоколом
от 21.03.2018 № 0318100059618000019-3-1, заключен государственный контракт
№ 914613/40 на поставку дизельного топлива для котельной в количестве 267,03 тонн на сумму 10 781 717,50 рублей.
В связи с тем, что поставщиком - ООО «Теплоэнергосбыт» поставлен товар ненадлежащего качества, 26.04.2018 заявителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта поставки.
26.04.2018 по почте заказным письмом РПО № 35284472007064 с уведомлением отправлено соответствующее уведомление поставщика о решении ФГКУЗ «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии Российской Федерации расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
27.04.2018 на сайте zakupki.gov.ru размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В Краснодарское УФАС России поступили сведения ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Теплоэнергосбыт» по результатам проведения электронного аукциона: «Поставка дизельного топлива для котельной ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии (извещение
№ 0318100059618000019).
28.05.2018 комиссией УФАС по Краснодарскому краю принято решение не включать сведения, представленные ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии в отношении ООО «Теплоэнергосбыт», в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктами 1 и 2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - положение) установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 положения).
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135-ФЗ) одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее - правила N 1062) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Пунктом 11 правил N 1062 установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 правил N 1062, выносится решение, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Из материалов дела следует, что согласно п. 1.1 контракта поставщик обязуется поставить заказчику, а заказчик обязуется оплатить: дизельное топливо (далее - товар) в количестве 267,03 тонн.
На основании п. 2.1 контракта товар должен быть поставлен заказчику в срок:
- март 2018 года 85,00 тонн, по заявкам, в течение 7 календарных дней после получения заявки, факсом, по телефону или электронной почте;
- май 2018 года 42,50 тонн, по заявкам, в течение 7 календарных дней после получения заявки, факсом, по телефону или электронной почте;
- сентябрь 2018 года 42,50 тонн, по заявкам, в течение 7 календарных дней после получения заявки, факсом, по телефону или электронной почте;
- ноябрь, декабрь 2018 года 97,03 тонн, по заявкам, в течение 7 календарных дней после получения заявки, факсом, по телефону или электронной почте.
02.04.2018 заказчик направил в адрес поставщика письмо № 945/448, согласно которому обществу во исполнение п. 2.1 контракта необходимо в течение 7 календарных дней после получения заявки осуществить поставку топлива в количестве 42,50 тонн.
Согласно акту приемки товара от 06.04.2018 ООО «Теплоэнергосбыт» поставило ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России дизельное топливо ДТ-Е-К5 сорт Е ГОСТ 32511-2013 в количестве 20, 354 тонн.
18.04.2018 письмом № 945/513 заказчик уведомил поставщика о несоответствии поставленного товара ГОСТ 32511-2013 и первой части заявки электронного аукциона, указав срок замены товара до 24.04.2018.
Из акта возврата товара от 21.04.2018, составленного ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России, следует, что дизельное топливо ДТ-Е-К5 сорт Е ГОСТ 32511-2013 поставщиком по договору № 914613/40
от 02.04.2018 согласно универсальному передаточному документу № 20180406002 от 06.04.2018 и счету на оплату № 20180406002 от 06.04.2018 в количестве 20, 354 тонн поставлено заказчику в полном объеме ненадлежащего качества. Товар возвращен поставщику в полном объеме в количестве 20,354 тонн. Сведения об экспертизе качества товара - протокол испытаний № 294/130002208 от 17.04.2018.
Согласно протоколу испытаний № 294/130002208 от 17.04.2018, составленному ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в КК» испытательный центр, дизельное топливо не соответствует ГОСТ 32511-2013.
Согласно акту приемки товара от 21.04.2018 ООО «Теплоэнергосбыт» поставило ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России дизельное топливо ДТ-Е-К5 сорт Е ГОСТ 32511-2013 в количестве 14,9 тонн.
Согласно протоколу испытаний № 344/130002255 от 15.04.2018, составленному ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в КК» испытательный центр, дизельное топливо не соответствует ГОСТ 32511-2013.
В соответствии с п. 8.2-8.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
28.04.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктами 8.2 контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В установленные Законом № 44-ФЗ сроки решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением, передано нарочно 29.04.2018 и размещено в ЕИС.
Согласно уведомлению об одностороннем отказе от исполнения договора данное решение принято в связи с поставкой некачественного товара.
Пунктом 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
ООО «Теплоэнергосбыт» после получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта направило в адрес заказчика возражение на данное решение.
04.05.2018 ООО «Теплоэнергосбыт» письмом № 32 уведомило заказчика о том, что 05.04.2018 в рамках заключенного контракта будет произведена поставка оставшегося дизельного топлива в количестве 27,6 тонн согласно заявке от 02.04.2018.
Согласно письму ФГКУЗ «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии Российской Федерации» № 945/587 от 04.05.2018, направленному
ООО «Теплоэнергосбыт», санаторий готов принять дизельное топливо согласно заявке от 02.04.2018 в объеме 42,5 тонны, после вывоза ООО «Теплоэнергосбыт» топлива, поставленного им 21.04.2018.
05.04.2018 общество осуществило поставку топлива, вместе с тем заказчик отказался принять товара, о чем свидетельствует заявление
ООО «Теплоэнергосбыт», принятое дежурным полиции ФИО3
Письмом от 945/644 от 11.05.2018 ФГКУЗ «Санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии Российской Федерации» уведомило
ООО «Теплоэнергосбыт» о расторжении государственного контракта № 914613/40 от 02.04.2018 с 10.05.2018.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции и антимонопольный орган пришли к обоснованному выводу о том, что ООО «Теплоэнергосбыт» предпринимало меры для исполнения контракта, о чем свидетельствует своевременное предоставление заказчику исправленных документов, а также готовность поставки товара после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах оснований для признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № РНП-23-170/2018 от 28.05.2018 и включении сведений, предоставленных ФГКУЗ санаторий «Солнечный» войск национальной гвардии России в отношении ООО «Теплоэнергосбыт», в реестр недобросовестных поставщиков, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2018 по делу
№ А32-33304/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова