ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-10887/2022 от 07.07.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                    дело № А32-12342/2022

07 июля 2022 года                                                                                       15АП-10887/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

публичного акционерного общества «Россети Кубань»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 02.06.2022 по делу № А32-12342/2022

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Кубань»

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

при участии третьего лица Зверевой Ирины Сергеевны

об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,

при участии:

от ПАО «Россети Кубань»: представитель ФИО2 по доверенности от 10.12.2020,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Кубань» (далее – заявитель, общество, ПАО «Россети Кубань») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края
с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
№ 023/04/9.21-4485/2021 от 21.01.2022.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 к участию
в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО1.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «Россети Кубань» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В обоснование апелляционной жалобы ПАО «Россети Кубань» ссылается на то, что в представленных сведениях и документах объект фигурирует как «квартира», что дает основание сетевой организации рассматривать заявку в соответствии с п. 8 (4) Правил. При этом общество указывает, что технологическое присоединение объекта ФИО1, а именно квартиры № 5 ранее надлежащим образом осуществлено. Заключение нового договора об осуществлении технологического присоединения ранее присоединенного объекта к электрическим сетям, будет противоречить принципу однократности технологического присоединения, закрепленному в Законе об электроэнергетике. В обоснование своей правовой позиции обществом представлены: копия заявки на технологическое присоединение объекта ФИО3 от 05.12.2012, расположенного по адресу: РФ, <...>, с приложениями; копия акта о технологическом присоединении объекта от 01.02.2013, в соответствии с которым объект, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край. <...> имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Кубань»; договор электроснабжения.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

В судебном заседании представитель ПАО «Россети Кубань» поддержал свою правовую позицию по рассматриваемому спору.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции,
в Краснодарское УФАС России поступило обращение ФИО1 на действия ПАО «Россети Кубань», согласно которому ФИО1 направила в адрес ПАО «Россети Кубань» заявку на технологическое присоединение от 19.07.2021 к электрическим сетям ЭПУ «квартира», расположенной по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, ул. Советская, д. 121 А, кв. 5, кадастровый номер 23:33:0901003:386.

Заявка зарегистрирована в ПАО «Россети Кубань» 22.07.2021 вх. № СЭС/121/13929-0 (далее - Заявка).

В Заявке на технологическое присоединение указана максимальная присоединяемая мощность 15 кВт (с учетом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III.

27.07.2021 в личном кабинете Заявителя на сайте ПАО «Россети» Сетевой организацией размещен ответ о том, что в силу пункта 8 (4) Правил технологического присоединения № 861 заявку на присоединение многоквартирного жилого дома (далее - МКД) необходимо направить уполномоченному лицу (организации) определенном на собрании жильцов.

28.07.2021 ФИО1 повторно подана Заявка на осуществление технологического присоединение Объекта с указанием, что дом, в котором расположен Объект технологического присоединения, не является МКД.

02.08.2021 в личном кабинете Заявителя на сайте ПАО «Россети» Сетевой организацией размещен ответ о том, что работа по Заявке приостанавливается до предоставления Заявителем выписки из ЕГРН в полном объеме.

05.08.2021 (вх. № СЭС/12115144-о) и 18.08.2021 (вх. № СЭС/121/16207-о) ФИО1 представлены недостающие документы.

10.08.2021 Сетевая организация повторно разместила в личном кабинете Заявителя уведомление о том, что в силу пункта 8 (4) Правил технологического присоединения
№ 861 заявку на присоединение МКД необходимо направить уполномоченному лицу (организации) определенном на собрании жильцов.

23.08.2021 Сетевая организация разместила в личном кабинете Заявителя уведомление о том, что объект имеет технологическое присоединение к электрическим сетям, в связи с чем отказало в заключении договора на осуществление технологического присоединения Объекта ФИО1

10.12.2021 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 023/04/9.21-4485/2021 по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

21.01.2022 антимонопольным органом вынесено постановление о наложении штрафа в размере 600 000 рублей по делу об административном правонарушении
№ 023/04/9.21-4485/2021, в соответствии с которым ПАО «Россети Кубань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Несогласие с вынесенным постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения и исходя из положений статей 209 - 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 2.1, 26.2, КоАП РФ сделан вывод о повторном нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям. Апелляционный суд полагает данный вывод соответствующим положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Правилами технологического присоединения № 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

На основании пункта 3 Правил технологического присоединения № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.

Согласно пункту 10 Правил технологического присоединения № 861, к заявке прилагаются следующие документы:

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых
к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд)
и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок,
на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

д) для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего
и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;

ж) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8 (4) настоящих Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при
ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом
не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство
с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации);

з) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - справка,
о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации,
а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков
и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;

и) подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком
в соответствии с пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (предоставляется по желанию заявителя при намерении заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком);

к) в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления
в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии
и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения № 861
в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 настоящих Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с п. 9 Правил в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости
от конкретных условий указаны следующие сведения:

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности)
на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

В соответствии с абзацем 13 пункта 15 Правил технологического присоединения
№ 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений
и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление
о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки
до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение
к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Согласно пункту 11 Правил технологического присоединения № 861, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Согласно пункту 105 Правил технологического присоединения № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация
в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия «типового договора» об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа
к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии
с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Из представленной к заявке выписки из ЕГРН на земельный участок
с кадастровым номером 23:33:0606008:47, на котором расположен объект, следует, что вид разрешенного использования данного участка: «для строительства и эксплуатации квартир в шестиквартирном двухэтажном блокированном жилом доме».

Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования
в таком доме.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации дома, где из квартир нет прямого доступа в помещения общего пользования (коридоры, лестничные площадки), а есть выходы непосредственно на земельный участок (общий двор), на котором расположен дом, относятся к жилым домам блокированной застройки.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, в домах блокированной застройки отсутствуют помещения общего пользования, надлежащее содержание которого должна осуществлять управляющая организация.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Учитывая, что жилой дом блокированной застройки не относится к многоквартирному дому, на отношения по управлению таким домом не распространяются требования жилищного законодательства о способах и порядке выбора способа управления.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, утверждение ПАО «Россети Кубань» о необходимости обращения ФИО1 с заявлением о технологическом присоединении в порядке пункта 8 (4) Правил технологического присоединения № 861
не вытекает из сложившихся правоотношений исходя из имеющихся в деле доказательств.

Согласно пункту 8 (4) Правил технологического присоединения № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка
на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16 (1) настоящих Правил.

В данном случае, как указывалось выше, дом блокированной застройки не является многоквартирным домом и в силу статьи 161 ЖК РФ у собственников жилых секций дома блокированной застройки отсутствует обязанность по выбору способа управления этим домом, в том числе заключения договора с управляющей компанией, а равно обязанности по созданию товарищества собственников жилья или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, в отсутствие созданного собственниками жилых секций дома блокированной застройки товарищества собственников жилья или специализированного потребительского кооператива, ФИО1 лишена возможности подачи заявления о технологическом присоединении по правилам пункта 8 (4) Правил № 861.

В обоснование отказа сетевой организации в осуществлении технологического присоединения объекта ФИО1 по причине наличия его технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Кубань» представлена копия заявки ФИО3 от 05.12.2012 на технологическое присоединение «жилого дома», расположенного по адресу: Туапсинский р-н, пгт. Джубга, ул. Советская, д. 121А, а также копию акта о технологическом присоединении от 01.02.2013.

Вместе с тем, в Заявке от 22.07.2021 вх. № СЭС/121/13929-0 ФИО1 просила осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в пункте 5: «квартира», расположенная по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт. Джубга, ул. Советская, д. 121А, кв. 5, кад. № 23:33:0901003:386.

Согласно части 4 пункта 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

В этой связи суд первой инстанции правомерно исходил из того, что документы, подтверждающие переход права к ФИО1 на энергопринимающее устройство или объекты электроэнергетики, которые были ранее надлежащим образом присоединены
к сетям ПАО «Россети Кубань», не представлено.

При изложенных обстоятельствах у ПАО «Россети Кубань» отсутствовали основания для отказа ФИО1 в осуществлении технологического присоединения объекта.

Учитывая дату поступления заявки на технологическое присоединение объекта и дополнений к ней (18.08.2021) сетевая организация должна была разместить в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил № 861 не позднее 01.09.2021.

Поскольку факт несоблюдения обществом требований Правил № 861 при рассмотрении заявки подтверждается представленными материалами дела и отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении установленных сроков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом привлечения ранее к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ).

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.

Вина ПАО «Россети Кубань» выразилась в том, что общество, имея объективную возможность соблюдения требований вышеприведенных норм действующего законодательства, не осуществило все предусмотренные Правилами № 861 действия для их выполнения в установленный срок.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Кубань» всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства,
в материалах дела не имеется.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо последствий для потерпевшего, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

Наступление общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере газоснабжения населения.

Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным.

Учитывая изложенное, основания для признания незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-4485/2021 от 21.01.2022 отсутствуют.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2022 является законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2022 по делу
№ А32-12342/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             И.Н. Глазунова

Судьи                                                                                                           С.В. Пименов

              М.В. Соловьева