ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-10927/2021 от 18.07.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-4321/2021

18 июля 2021 года                                                                              15АП-10927/2021

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремонт и эксплуатация жилья № 5»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 21.05.2021 по делу № А53-4321/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ремонт и эксплуатация жилья № 5» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонному отделу № 1 Административной инспекции Ростовской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ремонт и эксплуатация жилья № 5» (далее – заявитель, ООО «РЭЖ № 5», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела № 1 Административной инспекции Ростовской области (далее – инспекция) от 03.02.2021 № Р-00228-21 о привлечении к административной ответственности предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях», в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2021 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела № 1 Административной инспекции Ростовской области от 03.02.2021 № Р-00228-21 о привлечении ООО «РЭЖ № 5 к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушения» отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «РЭЖ № 5» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен раньше обнаружения правонарушения, а также на то, что осмотр территории производился без участия юридического лица и его представителя.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в целях надлежащего содержания территории МКД между обществом и ИП ФИО1 заключён договор на уборку придомовой территории и лестничных площадок многоквартирных домов, тем самым возложив обязанность на ИП ФИО2

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, с 11 час. 50 мин. до 12 час. 20 мин. 13.01.2021 по адресу (адресному ориентиру): Ростовская область, г. Аксай,
ул. Садовая, 1, 3, 20/3, 20/4 и ул. Вартанова, 2а, ООО «РЭЖ №5» не произведена очистка отведенной территории от отходов различного происхождения, при этом, не обеспечено надлежащее содержание фасада зданий, а именно: не удалены посторонние надписи, при этом, у входа в подъезды не установлены урны, с 10 час. 30 мин. до 10 час. 50 мин. 18.01.2021 по адресу: Ростовская область, г. Аксай,
ул. Садовая, 3, и ул. Вартанова, 2а. ООО «РЭЖ №5» не обеспечено своевременное выполнение работ по благоустройству и уборке территории в зимний период, а именно: не произведено своевременное удаление, уборка и вывоз снега с отведенной территории, а также ее обработку противогололедными материалами, что затрудняет беспрепятственное движение пешеходов, отсутствует согласованное место временного хранения отходов, что является нарушением
п. 1.1, 1.2, 5.6, 18.1, 18.2.1,18.2.2, 18.4,18.5, 27.3, 27.8, пункта 1.10 приложения Е «Правила по оформлению и размещению рекламы, вывесок и информации», пунктов 1.1, 1.3, 2.11, 2.15, 2.24, 2.25 приложения Ж «Положение об уборке территории» Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Аксайское городское поселение», принятых решением Собранием Депутатов Аксайского городского поселения от 18.06.2013 № 63.

Обязанность по соблюдению данных правил возникает на основании Устава.

Правонарушение зафиксировано актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 13.01.2021, и фотоматериалом съемки, проведенной в ходе обследования территории.

Главным специалистом 18.01.2021 в отсутствие общества, составлен протокол об административном правонарушении № Р-00228-21 по ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

03.02.2021 начальником Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области с участием директора общества ФИО3 вынесено постановление № Р-00228-21 о привлечении общества за выявленное правонарушение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 закона №273-ЗС в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210  Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 5.1 областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» «Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов» невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 8000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 25000 до 70000 рублей. Повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов и правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003
№ 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Решением Собранием депутатов Аксайского городского поселения от 18.06.2013 № 63, утверждены правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Аксайское городское поселение» устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, определяют требования к проектированию, созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории муниципального образования «Аксайское городское поселение», в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, а также требования к обеспечению чистоты и порядка.

При этом, определено, что благоустройство территории -комплекс мероприятий по проектированию, размещению и содержанию элементов благоустройства, направленный на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности среды обитания, осуществляемый с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.

Объекты благоустройства территории - любые территории поселения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов, населенный пункт в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), др.

Объекты благоустройства - территории, для которых в настоящих правилах установлен нормируемый комплекс элементов благоустройства и правила их размещения на данной территории(площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой, производственной застройки, объекты рекреации, улично-дорожная сеть, технические зоны инженерных коммуникаций).

Придомовая территория - примыкающий к зданию земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного здания и расположенными на указанном земельном участке объектами.

Прилегающая территория - часть территории общего пользования, непосредственно примыкающая по периметру к отведенной территории в границах, определяемых настоящими правилами, и закрепленная за собственниками или владельцами в целях обеспечения чистоты.

Отведенная территория - часть территории города, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, принадлежащая физическим лицам (в т.ч. индивидуальным предпринимателям), юридическим лицам, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям на правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Содержание территории - комплекс мероприятий, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением ремонта фасадов зданий, сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений; содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1.1 правила благоустройства (далее - правила) настоящие правила благоустройства территории муниципального образования «Аксайское городское поселение» (далее - правила) устанавливают основные параметры и необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства в целях формирования комфортной, безопасной и привлекательной среды населенных пунктов, как совокупности территориально выраженных факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях, определяющих комфортность проживания на такой территории в контексте социальных, градостроительных, экологических, культурных и природных условий Юга России.

Пунктом 1.2, правил благоустройства правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, определяют требования к проектированию, созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории муниципального образования «Аксайское городское поселение», в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, а также требования к обеспечению чистоты и порядка.

Пунктом 5.6, собственники зданий и сооружений обязаны следить за сохранностью зеленых насаждений, находящихся на отведенных и прилегающих территориях, а также не допускать захламления отведенных и прилегающих территорий мусором и отходами различного происхождения.

Пунктом 18.1 порядок содержания объектов благоустройства территории муниципального образования «Аксайское городское поселение» устанавливает единые и обязательные к исполнению в населенном пункте нормативы:

- положение об уборке территории (приложение Ж к правилам);

- порядок содержания элементов благоустройства (приложение И к правилам);

- порядок по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений (глава 3 правил);

- порядок по содержанию и эксплуатации дорог (п.п. 10.2, п. 10 правил);

- особые требования к освещению территорий (п.п. 7.8.8, 7.8, п. 7 Правил);

- порядок содержания строительных площадок (приложение Д к правилам);

- порядок проведения работ при ремонте и реконструкции коммуникаций (п.п 10.3, п. 10 Правил);

- порядок содержания животных (глава 8 правил);

- особые требования к доступности городской среды (п. 12 правил);

- особые требования к праздничному оформлению населенного пункта (Нормативный акт муниципального образования «Аксайское городское поселение»);

- основные положения о контроле за соблюдением правил эксплуатации объектов благоустройства (глава 4.1 Правил).

пунктом 18.2.1  обязанности по организации и производству работ по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства возлагаются:

а) по содержанию мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установки средств размещения информации, рекламных конструкций, прилегающей территории - на заказчиков и производителей работ;

б) по содержанию и эксплуатации объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры - на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены;

в) по содержанию и эксплуатации мест временной уличной торговли (торговые павильоны, торговые комплексы, палатки, киоски, и т.п.) и прилегающей территории, - на собственников, владельцев или пользователей объектов торговли;

г) по содержанию неиспользуемых и неосваиваемых территорий, территорий после сноса строений - на собственников, владельцев, пользователей данной территории, организации, выполняющие работы по сносу строений;

д) по содержанию и эксплуатации территории автозаправочных станций, станций техобслуживания, мест мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, рынков, торговых и развлекательных центров и прилегающей территории, а также туалетных кабин, расположенных на этих объектах, а также въездов и выездов к этим объектам - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;

е) по содержанию и эксплуатации территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц и прилегающей территории - на собственника, владельца или пользователя указанной территории;

ж) по содержанию и эксплуатации водных объектов в зонах отдыха и прилегающих к ним территорий - на собственников (владельцев) указанных зон или на организации, за которыми зоны отдыха закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

и) по содержанию частного домовладения, хозяйственных строений и сооружений, ограждений и прилегающей территории со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов), - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;

к) по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов - на собственников, владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

л) по благоустройству и содержанию родников и водных источников, уборке, прилегающей территории - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены;

м) по содержанию и эксплуатации контейнерных площадок на территории малоэтажной жилой застройки и прилегающей территории исполнителем услуг по обращению (вывозу) отходов.

пунктом 18.2.2 по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации;

в) по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников объектов - граждан и юридических лиц.

пунктом 18.4 правил благоустройства, собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и/или уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и/или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечивать:

- уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, а также очистку их от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений и в отношении прилегающей территории в соответствии с пунктом 5 настоящих правил;

Пунктом 18.5 правил благоустройства, организация мероприятий, связанных со сбором, вывозом в специально отведенные места твердых коммунальных отходов /ТКО/ (в том числе их раздельного сбора), других отходов, снега, и иных мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды (далее - уборка территории) осуществляется согласно постановлению правительства Ростовской области от 18.04.2017. № 276 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области».

Пунктом 27.3 правил благоустройства, собственник отходов обязан:

1) иметь договор с исполнителем услуг по обращению с отходами на вывоз и размещение (утилизацию) отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности иметь договор на вывоз отходов в случае осуществления вывоза собственными силами при наличии договора с организацией, эксплуатирующей объект размещения или переработки отходов;

2) иметь места временного хранения отходов, оборудованные в соответствии с требованиями действующего законодательства;

3) поддерживать чистоту на используемой им территории, включая места общего пользования и места временного хранения соответствующих отходов, и обеспечивать их удаление;

4) соблюдать требования, установленные действующим законодательством в области обращения с отходами.

пунктом 27.8 правил благоустройства, место размещения (перемещения) контейнерной площадки, соответствующее требованиям санитарных норм в части разрыва до жилья, согласовывается уполномоченным органом и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора);

2) в районах сложившейся застройки, при невозможности соблюдения нормативного разрыва до жилья, согласование размещения (перемещения) контейнерной площадки проводится выездом на место комиссии в составе представителей:

- заказчика услуги по вывозу отходов;

- организации, с которой (будет) заключен договор на сбор и вывоз отходов (при наличии);

- Управления Роспотребнадзора;

- уполномоченного органа.

При рассмотрении возможности размещения контейнерной площадки уполномоченным органом предварительно организуется опрос собственников домов (квартир), попадающих в пределы 20 метров от планируемой площадки. При наличии письменного согласия большинства собственников жилых домов (квартир), находящихся на расстоянии менее 20 м от планируемого места размещения контейнерной площадки, предложение о ее дислокации выносится на комиссионное рассмотрение.

Основанием для размещения контейнерной площадки является акт, подписанный всеми членами комиссии и утвержденный уполномоченным органом.

пунктом 1.10, приложения Е правил благоустройства, работы по удалению афиш, объявлений, листовок, плакатов, рисунков (граффити) и других материалов информационного характера, размещенных в непредназначенных для этого местах, осуществляются по мере их обнаружения (не реже 1 раза в неделю) владельцами объектов, на которых они размещены

Пунктом 1.1, приложения Ж правил благоустройства, Все члены сообщества муниципального образования «Аксайское городское поселение» должны участвовать в обеспечении и поддержании чистоты, в том числе на территориях частных домовладений, в пределах обязанностей, установленных настоящими правилами.

Чистота на объектах общего пользования, дворовых территориях, в местах массового пребывания людей обеспечивается собственниками (владельцами) в течение всего дня.

Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил и действующим законодательством.

Пунктом 1.3, приложения Ж правил благоустройства, не допускается нарушение настоящего положения, нормативными актами администрации муниципального образования, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий муниципального образования «Аксайское городское поселение».

Пунктом 2.11 приложения Ж правил благоустройства, уборку дворовых территорий обеспечивают их собственники (владельцы) с учетом требований настоящих Правил. Чистота на дворовой территории должна быть обеспечена в течение всего дня.

Пунктом 2.15 приложения Ж правил благоустройства, уборку и вывоз снега, льда, грязи, обработку тротуаров и проезжей части дорог разрешенными к применению противогололедными материалами.

пунктом 2.24 приложения Ж правил благоустройства, технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц, тротуарах и дворовых территориях должны обеспечивать беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.

пунктом 2.25 приложения Ж правил благоустройства, превентивные мероприятия включают в себя следующие операции:

1) повышенная готовность дорожных служб должна вводиться после получения прогноза погоды, предполагающего наступление погодных условий, которые приведут к снижению сцепных качеств дорожного покрытия;

2) в случае получения от метеорологической службы заблаговременного предупреждения об угрозе снегопада или возникновения гололеда уполномоченный орган администрации муниципального образования в сфере ЖКХ принимает меры по организации дежурства спецтехники с назначением ответственных лиц на весь период дежурства. Дежурство осуществляется с начала периода неблагоприятных погодных условий до полного устранения последствий их воздействия на дорожные покрытия и тротуары;

3) при организации дежурства производится превентивная обработка проезжей части дорог, мостовых сооружений. Обработка дороги технологическими материалами (реагентами) до начала выпадения осадков является мероприятием, препятствующим прилипанию снега к дорожному покрытию, превращению переохлажденного дождя в лед и его примерзания к покрытию. Указанную технологическую операцию рекомендуется выполнять, когда температура дорожного покрытия выше 0 (ноль) град. С и имеет тенденцию к понижению.

Пунктом 2.25 приложения Ж С началом снегопада в первую очередь обрабатываются наиболее опасные для движения транспортные участки магистральных улиц: крутые спуски и подъемы, мосты, путепроводы, эстакады, а также площади у авто-и железнодорожных станций. В зонах, где имеет место интенсивное пешеходное движение, следует отказаться от использования (либо свести к минимуму) химических реагентов, наносящих ущерб здоровью человека и животных, растениям, обуви.

Посыпку песком с примесью хлоридов, как правило, начинают немедленно с начала снегопада или появления гололеда. Тротуары следует посыпать сухим песком без хлоридов.

При возникновении гололеда противогололедными материалами обрабатываются в первую очередь лестницы, затем тротуары. Время обработки противогололедными материалами не должно превышать 4 часов с момента обнаружения зимней скользкости.

Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу требований статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании ч. 1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».

На основании ст. 42 раздела IV «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006
№ 491): «Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором».

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства наличия объективных препятствий, которые не позволили заявителю соблюдать соответствующие правила и нормы, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлены.

Таким образом, имея возможность для недопущения нарушения правил благоустройства, заявитель не принял необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.

Имея возможность для недопущения нарушения правил благоустройства, ООО «РЭЖ-5» не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Поскольку ООО «РЭЖ №5» ранее в течение года, привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС (постановление Ростадминспекции о назначении административного наказания Р-000473-20 от 19.02.2020, вступило в законную силу 10.03.2020), инспекция правомерно квалифицировала вышеуказанное правонарушение по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что, ответственность за ненадлежащее содержание территории лежит на исполнителе по договору от 01.01.2021 № 2/20-ИП, заключенному с ИП ФИО1, поскольку привлечение обществом подрядной организации не освобождает его от несения ответственности за выявленные нарушения.

Довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен раньше обнаружения правонарушения, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку факт выявления правонарушения зафиксирован актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 13.01.2021.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ООО «РЭЖ-5» нарушения ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ в части проведения проверки по следующим основаниям.

В соответствии с положением об административной инспекция Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 08.05. 2015 № 336, пунктом 2.1.1., Ростадминспекция организует и осуществляет выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; рассматривает поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; рассматривает сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; составляет протоколы об административных правонарушениях; рассматривает дела об административных правонарушениях; привлекает граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности в соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях»; обеспечивает всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; подготавливает предложения по устранению выявленных административных правонарушений; принимает и реализует организационные, профилактические и иные меры, направленные на предупреждение административных правонарушений; производит исполнение вынесенных постановлений о назначении административного наказания; в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке привлекает к административной ответственности лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания, а также лиц, не выполняющих законные требования должностного лица инспекции, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к порядку содержания принадлежащей ему территории. Несоблюдение указанного порядка может повлиять на нарушение благоприятных условий жизни населения и обеспечения чистоты и порядка на территории города.

Правонарушение, за которое заявитель привлечен к административной ответственности, посягает на установленный администрацией города порядок общественных отношений в сфере внешнего благоустройства, содержания городских территорий, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2021 по делу
№ А53-4321/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Судья                                                                                             М.В. Соловьева