ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-3008/2019
25 сентября 2019 года 15АП-10954/2019
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 05.03.2019,
от третьего лица - ФИО3 по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Морион»
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2019 по делу № А53-3008/2019 (судья Ерёмин Ф.Ф.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Морион» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области,
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Строй Центр»,
о признании незаконным и отмене приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Морион» (далее – заявитель, ООО «УК Морион», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее – Госжилинспекция области) о признании незаконным и отмене приказа от 22.01.2019 № 75-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области (далее - приказ № 75-Л).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК Морион» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в решении, оформленном протоколом от 05.12.2018, собственники определили дату расторжения договора управления с действующей управляющей организацией ООО «УК Морион» и дату заключения договора управления с
ООО «Строй Центр» - 01 февраля 2019 года. 14.12.2018 ООО «Строй Центр» обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением № 37/4519 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении МКД по адресу: <...>. Однако на 14.12.2018 (дата обращения
ООО «Строй Центр с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий) договор управления с ООО «УК Морион» не был расторгнут, а договор управления с ООО «Строй Центр» не был заключен. Таким образом, до 01.02.2019 у
ООО «Строй Центр» отсутствовали основания для подачи заявления о включении МКД по адресу: <...> в реестр лицензий, а у ООО «УК Морион» отсутствовали основания для подачи заявления об исключении указанного дома из реестра лицензий. По итогам проверки заявления и приложенных к нему документов Госжилинспекцией области было подготовлено заключение от 24.12.2018, которым было установлено, что сведения, представленные ООО «Строй Центр», противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области - реестр содержит информацию об управлении МКД по адресу: <...> ООО «УК Морион». На основании указанного заключения был издан приказ Госжилинспекции области от 24.12.2018 № 1767-Л о приостановлении до 22.01.2019 (на 15 рабочих дней) рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области. В ответ на запрос от ООО «Строй Центр» поступило два документа: уведомление о расторжении договора управления, направленное в адрес ООО «УК Морион» лицом, не являющимся собственником помещений в МКД ул.Циолковского, 24; уведомление о расторжении договора управления, направленное в адрес ООО «УК Морион» ООО «Строй Центр». Иные запрошенные документы, в том числе технический паспорт дома, акт приема-передачи технической документации, договоры ресурсоснабжения, заключенные на МКД ул.Циолковского, 24, ООО «Строй Центр» не предоставил в ответ на запрос. ООО «УК Морион» в ответ на запрос направил ходатайство о продлении срока ответа на запрос до 25.01.2019 (на 10 календарных дней), предоставив документы, подтверждающие проведение собственниками общего собрания с повесткой дня, предусматривающей рассмотрение вопросов об отказе от заключения договора управления с ООО «Строй Центр» и продлении срока действия договора управления с ООО «УК Морион». В случае удовлетворения просьбы ООО «УК Морион» срок проведения проверки увеличился бы всего на 3 рабочих дня. При рассмотрении ходатайства ООО «УК Морион» Госжилинспекции области следовало учесть, что запрос в адрес ООО «УК Морион» был направлен только 09.01.2019 посредством электронной почты - способом, не позволяющим достоверно установить факт получения и дату получения сообщения. Срок ответа на запрос (до 15.01.2019) был недостаточным и составлял всего 4 рабочих дня. Таким образом, удовлетворение просьбы ООО «УК Морион» о продлении срока ответа на запрос не нарушило бы срок общий проведения проверки, установленный п.16 Порядка, и не повлекло нарушение п.16 Порядка, в то же время позволило бы Госжилинспекции установить действительную волю собственников по выбору организации для управления многоквартирным домом. 22 января 2019 года, до наступления даты расторжения договора управления с ООО «УК Морион» и до наступления даты заключения договора управления с ООО «Строй Центр», ГЖИ Ростовской области был вынесен оспариваемый приказ, не смотря на то, что: у обеих управляющих компаний отсутствовали основания для обращения с соответствующими заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий до 01.02.2019; ни одной из управляющих компаний не был представлен полный пакет запрошенных документов, то есть не были разрешены вопросы, целью разрешения которых являлось издание приказа о приостановлении рассмотрения заявления ООО «Строй Центр» о внесении изменений в реестр лицензий; были направлены сведения о проведении общего собрания с включением в повестку дня вопроса об отказе от заключения договора с ООО «Строй Центр» и продлении договора управления с ООО «УК Морион» со сроком окончания голосования до 20.01.2019, то есть до даты заключения договора управления с ООО «Строй Центр». 25 января 2019 года в ГЖИ Ростовской области был направлен протокол общего собрания № 3 от 20.01.2019, согласно которому собственники продлили срок действия договора управления с ООО «УК Морион» на очередной календарный год ранее момента его расторжения (т.е. до 01.02.2019), установленного протоколом общего собрания от 05.12.2018, а также отказались от выбора управляющей организации ООО «Строй Центр» и от заключения с ним договора управления до момента начала его действия (т.е. до 01.02.2019), установленного протоколом общего собрания от 05.12.2018. Таким образом, собственники реализовали свое право на выбор управляющей организации, сохранив договорные отношения с ООО «УК Морион» до 31.12.2019. Однако 22.01.2019 Госжилинспекцией области был вынесен приказ № 75-Л от 22.01.2019 о включении МКД по адресу: <...> реестр лицензий ООО «Строй Центр» с 01 февраля 2019 года. Протокол общего собрания № 3 от 20.01.2019, содержащий решение собственников о продлении срока действия договора управления с ООО «УК Морион» и отказе от выбора для управления домом ООО «Строй Центр», подтверждает право ООО «УК Морион» на управление многоквартирным домом на очередной период с 01.01.2019 по 31.12.2019. На дату вынесения оспариваемого приказа от 22.01.2019 № 75-Л протокол общего собрания от 05.12.2018, представленный ООО «Строй Центр», утратил силу в части решения о выборе для управления МКД ООО «Строй Центр» и заключении с ним договора управления, поскольку на основании более позднего протокола № 3 от 20.01.2019 собственники наделили правом на управление многоквартирным домом управляющую компанию ООО «УК Морион», а также лишили ООО «Строй Центр» права на управление многоквартирным домом, отказавшись от заключения с ним договора управления. Право собственников на выбор управляющей организации принадлежит исключительно гражданам-собственникам, государственная жилищная инспекция не наделена правом влиять на их волеизъявление. Таким образом, оспариваемый приказ от 22.01.2019 № 75-Л вынесен Госжилинспекцией области в отсутствие решения собственников о заключении договора управления с ООО «Строй Центр», что свидетельствует о незаконности приказа и превышении Госжилинспекцией области полномочий, предоставленных ей законом.
В отзывах на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Ростовской области и ООО «Строй Центр» указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО «УК Морион» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области и общества с ограниченной ответственностью «Строй Центр» не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.12.2018 ООО «Строй Центр» обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением N 37/4519 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Циолковского, д. 24, г. Таганрог Ростовской области.
По итогам проверки заявления и приложенных к нему документов государственным жилищным инспектором Ростовской области подготовлено заключение от 24.12.2018, согласно которому сведения, представленные
ООО «Строй Центр», противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области, а именно: реестр лицензий Ростовской области содержит информацию об управлении многоквартирным домом, указанным в приложении к заключению, ООО «УК Морион».
На основании указанного заключения издан приказ Госжилинспекции области о приостановлении до 22.01.2019 (15 рабочих дней) рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 24.12.2018 N 1767-Л и обоим лицензиатам направлены запросы об истребовании следующей информации:
1) у ООО «УК Морион» копии следующих документов:
- протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, по вопросу выбора управляющей организации и (или) прекращения договорных отношений с управляющей организацией (с приложением реестров голосования, решений собственников помещений);
- договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копию договора управления, подписанного ООО «УК Морион»,
- технического паспорта многоквартирного дома, указанного в приложении к настоящему заключению;
- уведомлений от собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, и (или) ООО «Строй Центр» о расторжении договора управления данным домом с указанием и приложением перечня направляемых документов;
- копию акта приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома, указанного в приложении к настоящему заключению.
2) у ООО «Строй Центр» копии следующих документов:
- технического паспорта многоквартирного дома, указанного в приложении к настоящему заключению;
- уведомлений от собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, и (или) ООО «Строй Центр» о расторжении договоров управления с предыдущей управляющей компанией с указанием перечня направляемых документов;
- документов, подтверждающих получение ООО «УК Морион» направляемых уведомлении о расторжении договоров управления многоквартирным домом с указанием перечня направляемых документов;
- акта приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома, указанного в приложении;
- информацию о заключении ООО «Строй Центр» договоров ресурсоснабжения в отношении указанного многоквартирного дома.
От ООО «Строй Центр» в Госжилинспекцию области поступил ответ N 1 от 09.01.2019, в соответствии с которым были представлены требуемые документы.
18 января 2019 года в Госжилинспекцию области от ООО «УК Морион» поступил ответ на запрос, в котором представлена копия уведомления председателя Совета МКД ул. Циолковского, д. 24, поступившего в ООО «УК Морион» (N 829 от 28.12.2018), а также сообщалось, что согласно указанному уведомлению в МКД ул. Циолковского, д. 24 в период времени с 08.01.2019 по 20.01.2019 проходит общее собрание собственников с повесткой дня, включающей, в частности, вопросы о продлении действующего договора управления с ООО «УК Морион», а также отмене решения общего собрания от 05.12.2018 о выборе в качестве управляющей организации ООО «Строй Центр» и отказе от заключения с ООО «Строй Центр» договора управления. Действующее законодательство РФ позволяет собственникам МКД ул. Циолковского, д. 24 отказаться от заключения договора управления с ООО «Строй Центр» до момента вступления указанного договора в действие, т.е. до 01.02.2019, путем принятия соответствующего решения на общем собрании. Отмена собственниками решения о заключении договора управления с ООО «Строй Центр» до вступления его в действие повлечет невозможность удовлетворения заявления ООО «Строй Центр» о включении в реестр лицензий МКД ул. Циолковского, д. 24. В случае принятия собственниками решения о продлении срока действия договора с ООО «УК Морион» ранее даты его расторжения, действующий договор управления с ООО «УК Морион» от 01.01.2015 будет пролонгирован. Необходимость в заключении нового договора отсутствует. ООО «УК Морион» просило Госжилинспекцию области продлить до 25.01.2019 срок ответа на запрос от 24.12.2018 N 705/ 1766-Л для получения информации об итогах проведения общего собрания, проходящего в период с 08.01.2019 по 20.01.2019, и предоставления дополнительных документов - оформленного протокола общего собрания с приложениями.
Приказом Госжилинспекции области от 22.01.2019 N 75-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области внесены изменения в реестр лицензий Ростовской области в части внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением ООО «Строй Центр» договора управления многоквартирным домом N 24 по ул. Циолковского в г. Таганроге Ростовской области.
Не согласившись с указанным приказом от 22.01.2019 N 75-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, ООО «УК Морион» обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению МКД прекращаются.
Договор управления МКД заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Из содержания частей 8, 8.1, 8.2 статьи 162 ЖК РФ следует, что договор управления МКД может быть расторгнут в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Расторжение договора собственниками помещений в одностороннем порядке возможно не только в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей компании.
По правилам статьи 192 ЖК РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанной нормы права Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - порядок).
В период принятия приказа от 22.01.2019 N 75-Л действовала редакция Порядка от 02.03.2018.
В соответствии с пунктом 2 порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
На основании пункта 3 порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
На основании пункта 5 порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора в соответствии с пунктом 7 порядка принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
На основании пункта 8 порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 порядка.
В соответствии с заключением о результатах рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 22.01.2019 N 69 по результатам проверки, проведенной в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Порядка, по заявлению ООО «Строй Центр», рассмотрения материалов и информации, предоставленных ООО «Строй Центр» во исполнение запроса Госжилинспекции области от 24.12.2018 N 706/1766-Л, Госжилинспекцией области было установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 450.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором Согласно части I статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора общим собранием собственников помещений многоквартирного дома способа управления таким домом - управляющей организацией, подлинники решений и протокола общего собрания собственников подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано данное собрание, в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
С письмом от 09.01.2019 N 1, направленным во исполнение запроса Госжилинспекции области от 24.12.2018 N 706/1766-Л, ООО «Строй Центр» была предоставлена копия уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом. Данное уведомление с приложением копии протокола от 05.12.2018 и бюллетеней собственников на 128 листах были направлены в адрес ООО «УК Морион» председателем совета данного дома 07.12.2018 (вх. ООО «УК Морион» от 07.12.2018 N 488).
Таким образом, требования части 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 18 Правил N 416 в части направления в адрес управляющей организации, ранее осуществлявшей управление данным многоквартирным домом, уведомления о расторжении договора управления с приложение протокола общего собрания и письменно оформленных решений (бюллетеней голосования) собственников помещений по вопросам повестки дня соблюдены.
В письме ООО «УК Морион» от 15.01.2019 N 25, направленном во исполнение запроса Госжилинспекции области от 24.12.2018 N 705/1766-Л, управляющей организацией сообщено об инициировании общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, о продлении срока действия договора управления с
ООО «УК Морион». Однако протокол общего собрания, содержащий аналогичные вопросы, ООО «УК Морион» не предоставлен.
На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6, подпунктом «а» пункта 7, пунктами 14 и 17 Порядка, по результатам рассмотрения материалов и информации, представленных ООО «Строй Центр» во исполнение запроса Госжилинспекции области от 24.12.2018 N 706/1766-Л, по результатам рассмотрения материалов и информации, предоставленных ООО «УК Морион» во исполнение запроса Госжилинспекции области от 24.12.2018 N 705/1766-Л, госжилинспектором области предложено внести изменения в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением ООО «Строй Центр» договора управления многоквартирным домом, указанным в приложении к настоящему заключению, с 01.02.2019.
Срок, установленный в договоре управления, заключенном с ООО «УК Морион», относится не к сроку расторжения указанного договора, а к улучшению работы ООО «УК Морион» в связи с установлением ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей.
Однако собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом. При этом деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
Таким образом, условие, указанное в договоре управления, заключенном с ООО «УК Морион», не подлежит обязательному для собственников помещений исполнению.
Более того, в повестке дня протокола общего собрания собственников помещений от 05.12.2018 не ставился вопрос о расторжении договора, заключенного с ООО «УК Морион», в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей.
Довод заявителя о возможности продления срока приостановления рассмотрения заявления ООО «Строй Центр» до 18.02.2019 противоречит положениям пункта 16 Порядка, поскольку последним предусмотрено продление срока, указанного в пункте 4 (десять дней), на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более, чем на 30 рабочих дней. Иных исключений из правил, настоящий Порядок не содержит.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 06.05.2019 N 308-ЭС19-5580 по делу N А53-14526/2018, Определении Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 308-ЭС19-1630 по делу N А53-14521/2018,
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ инспекции от 22.01.2019 № 75-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности и обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с протоколом общего собрания
№ 3 от 20.01.2019 собственники продлили срок действия договора управления с ООО «УК Морион» на очередной календарный год ранее момента его расторжения (т.е. до 01.02.2019), установленного протоколом общего собрания от 05.12.2018, а также отказались от выбора управляющей организации ООО «Строй Центр» и от заключения с ним договора управления до момента начала его действия (т.е. до 01.02.2019), установленного протоколом общего собрания от 05.12.2018, т.е. собственники реализовали свое право на выбор управляющей организации, сохранив договорные отношения с ООО «УК Морион» до 31.12.2019, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с протоколом общего собрания № 3 от 20.01.2019 (третий вопрос) собственники приняли решение продлить срок действия договора управления с ООО «УК Морион» с 01.01.2019 по 31.12.2019. Ранее принятое решение общего собрания, оформленное протоколом от 05.12.2019 о выборе для управления МКД управляющей компании ООО «СтройЦентр» отменено, от заключения с 01.02.2019 договора управления с ООО «СтройЦентр» собственники отказались.
При этом, в соответствии с протоколом общего собрания от 20.03.2019 (седьмой вопрос) подтверждено решение общего собрания собственников МКД, оформленное протоколом от 05.12.2018, о выборе в качестве управляющей организации ООО «СтройЦентр» с 01.02.2019. Также собственниками принято решение об отмене решения общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом от 20.01.2019 № 3, в полном объеме (девятый вопрос.)
Решением Таганрогского городского суда от 14.08.2019 по делу № 2-3031/2019 отказано в удовлетворении исковых требований ФИО4 к ФИО5, ФИО6 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, оформленного протоколом от 20.03.2019.
Поскольку законность решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, оформленного протоколом от 20.03.2019, подтверждена судом общей юрисдикции, решение общего собрания собственников МКД, оформленное протоколом от 20.01.2019 № 3, согласно которому собственники приняли решение продлить срок действия договора управления с ООО «УК Морион» с 01.01.2019 по 31.12.2019, отменено.
Решение общего собрания собственников МКД, оформленное протоколом от 05.12.2018, о выборе в качестве управляющей организации ООО «СтройЦентр» с 01.02.2019 в судебном порядке не оспорено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то в соответствии со статьей
110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2019 по делу №А53-3008/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Морион» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова