ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-8464/2021
18 июля 2021 года 15АП-11242/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от АО «НЭСК-электросети»: представитель ФИО1 по доверенности от 14.04.2021, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества «НЭСК-электросети»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.05.2021 по делу № А32-8464/2021
по заявлению акционерного общества «НЭСК-электросети» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «ВТ-Ресурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления и представления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «НЭСК-электросети» (далее – заявитель, АО «НЭСК-электросети», сетевая организация, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – управление) о наложении штрафа от 28.01.2021 по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-5417/2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб., а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.01.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ВТ-Ресурс» (далее - третье лицо, ООО «ВТ-Ресурс», потерпевший).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество «НЭСК-электросети» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует состав и событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Обществом рассмотрена заявка на технологическое присоединение и в связи с отсутствием оплаты в порядке, установленном п. 106 Правил № 861, заявка № 55-001622 аннулирована. Поскольку за неисполнение указанных в представлении требований предусмотрена административная ответственность, то на юридическое лицо могут быть возложены только такие требования, которые являются конкретно определенными и реально исполнимыми.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью «ВТ-Ресурс» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АО «НЭСК-электросети» поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя АО «НЭСК-электросети» в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель АО «НЭСК-электросети» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и общество с ограниченной ответственностью «ВТ-Ресурс», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение
ООО «ВТ-Ресурс» на действия АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация).
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, управление пришло к выводу о нарушении обществом пунктом 15, 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила
№ 861), при рассмотрении заявки ООО «ВТ-Ресурс» на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ (ТП № 275), расположенных по адресу: <...> в границах земельного участка к/н 23:47:0303060621 (далее - Объект).
21.12.2020 управлением в отношении АО «НЭСК-электросети» составлен протокол об административном правонарушении № 023/04/9.21-5417/2020 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес общества по почтовой связи.
Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 28.01.2021 рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление
№ 2184/6 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб.
Также управлением 28.01.2020 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 28.01.2021 по делу № 023/04/9.21-5417/2020. Копия представления направлена в адрес заявителя по почте.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона № 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования пункта 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ, постановлением № 861 от 27.12.2004 утвердило Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил № 861 процедура технологического присоединения к электрическим сетям включает в себя: подачу заявки лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя - при необходимости; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения по предусмотренной Правилами № 861 форме. При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
Из материалов дела следует, что ООО «ВТ-Ресурс» подал в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ (ТП № 275), расположенных по адресу: <...>
в границах земельного участка к/н 23:47:0303060621. Заявка зарегистрирована АО «НЭСК-электросети» 28.08.2020
№ 55-001622.
В заявке на технологическое присоединение указана максимальная присоединяемая мощность 150 кВт (с учетом ранее присоединенной 47 кВт), класс напряжения 10 кВ, категория надежности III.
Таким образом, ООО «ВТ-Ресурс» относится к категории потребителей, указанных в пункте 12(1) Правил № 861.
По результатам рассмотрения заявки, АО «НЭСК-электросети» письмом от 31.08.2020 № 55.5.НС-06/4171 приостановило рассмотрение заявки, в связи с недостающими документами, а именно: технические условия потребителей, в интересах которых ООО «ВТ-Ресурс» подана заявка на увеличение мощности по существующему присоединению ТП № 275.
02.09.2020 ООО «ВТ-Ресурс» направило в АО «НЭСК-электросети» вышеназванные недостающие документы.
По результатам рассмотрения заявки и представленных к ней недостающих документов, АО «НЭСК-электросети» письмом от 03.09.2020 № 55.5.НС-06/4232 сообщило ООО «ВТ-Ресурс» о приостановки заявки от 02.09.2020, в связи с недостающими документами, а именно: технические условия потребителей, в интересах которых ООО «ВТ-Ресурс» подана заявка на увеличение мощности по существующему присоединению ТП № 275.
04.09.2020 ООО «ВТ-Ресурс» направило в адрес сетевой организации претензию о нарушении Правил технологического присоединения № 861, ввиду необоснованности приостановки рассмотрения заявки и требования предоставления документов, которые были предоставлены ранее.
18.09.2020 в личном кабинете, АО «НЭСК-электросети» представил договор № 4-55-20-3381 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Не согласившись с представленной редакцией проекта договора № 4-55-20-3381, 24.09.2020 (4 рабочий день), ООО «ВТ-Ресурс» направило в адрес
АО «НЭСК-электросети» мотивированный отказ от подписания (вх. № 7380, через личный кабинет вх. № 202009241004551002995).
В частности, третье лицо не согласилось с представленной АО «НЭСК-электросети» редакцией технических условий, а именно:
- пункт 11.1 ТУ: Трансформаторную подстанцию № 275 присоединить к проектируемой К Л-10 кВ от проектируемой КРУН 10/0,4 кВ. (Дополнительно предусмотреть установку ячеек в сторону силовых трансформаторов с вакуумными выключателями с телеуправлением и телесигнализацией на центральный диспетчерский щит, расположенный по адресу: <...>);
- пункт 11.2 ТУ: Выполнить проверочный расчет токов КЗ и выбор установок РЗА по присоединению «Северо-Западная» пр. 5 в связи с изменениями конфигурации сети. Расчеты токов КЗ и выбор установок РЗА согласовать с QP3A исполнительного аппарата АО «НЭСК-электросети» (г. Краснодар,
пер. Переправный, д. 13).
ООО «ВТ-Ресурс» считает, что возложенные на него мероприятия по установке вакуумных выключателей в сторону силовых трансформаторов с телеуправлением и телесигнализацией на центральный диспетчерский щит, расположенный по адресу: <...> (п. 11.1 ТУ), которые по своим техническим характеристикам выполнению функцию контроля величины максимальной мощности, а также мероприятия по выполнению проверочного расчета токов КЗ и выбор установок РЗА по присоединению «Северо-Западная» пр. 5 в связи с изменениями конфигурации сети (п. 11.2 ТУ), неправомерны и противоречат пунктам 16(3), подпункту «б» пункта 25(1), подпункту «г» пункта 25(1), абз. 3 пункта 19 Правил № 861.
Несмотря на поступивший мотивированный отказ от подписания договора
№ 4-55-2-3381, АО «НЭСК-электросети» неправомерно аннулировало заявку № 55-001622.
В силу пункта 41 Правил № 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:
- сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;
- для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами «в» - «д» и «ж» пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.
В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
В соответствии с пунктом 103 Правил № 861, Договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.
Согласно пункту 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия «типового договора» об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
Сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления сведений об оплате счета, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, обязана уведомить об этом субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил.
В случае несоблюдения заявителем обязанности, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, заявка аннулируется, о чем сетевая организация в течение 2 рабочих дней со дня истечения срока оплаты счета, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, обязана уведомить субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 15 Правил № 861 в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В соответствии с разъяснениями ФАС России, с учетом положений пунктов 7(1), 8(3), 103 Правил № 861, заявитель вправе направить мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении условий типового договора и технических условий через личный кабинет заявителя, создаваемый сетевой организацией в соответствии с п. 105 Правил. Срок для направления такого отказа не должен превышать 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного п. 103 Правил. Сетевая организация, как указано в п. 15 Правил, обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования заявителя разметить в личном кабинете новые условия договора и технические условия, соответствующие положениям Правил.
Как следует из пункта 16(3) Правил № 861, в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 25(1) Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а(1) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
На основании пункта 19 Правил № 861, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В части требования пункта 11.1 ТУ по установке вакуумных выключателей в направлении силового трансформатора с организацией телеуправления и телесигнализации из центрального диспетчерского пункта сетевой организации установлено следующее.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Правил № 861, в технических условиях могут быть указаны требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, регистрации аварийных событий и процессов, размещению устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления.
Требования по установке конкретного типа коммутационных - вакуумных. При этом Правилами № 861, а также нормативными актами, перечень которых утвержден Приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 года № 421 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдения которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», не установлена императивная обязанность установления вакуумных выключателей.
Организация эксплуатации электроустановок потребителей определена Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее - Правила Эксплуатации).
В соответствии с положениями Правил Эксплуатации оперативное управление электроустановками потребителей осуществляет работник из числа оперативного персонала, непосредственно обслуживающий электроустановки. Список работников, имеющих право выполнять оперативные переключения, утверждает руководитель Потребителя.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 208 Правил выполнения переключений в электроустановках, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.09.2018 года № 757, допускается выполнение переключений оперативном персоналом сетевой организации на основании заключенного между сетевой организации и собственником (владельцем) электроустановки.
На основании вышеизложенного, пункта 11.1 ТУ может быть принято только при условии наличия такого договора или намерениях сторон его заключить. При принятии решения собственника электроустановки о ее самостоятельной эксплуатации и управлении (без передачи телесигнализации и телеуправления в центральный диспетчерский пункт сетевой организации) возможна замена вакуумных выключателей на выключатели нагрузки.
Таким образом, мероприятия, изложенные в пункте 11.1 и пункте 11.2 представленной редакции ТУ противоречат пункту 16(3), подпункту «б» п. 25(1), подпункту «г» пункту 25(1), абзацу 3 пункта 19 Правил № 861, так как действующим законодательном не предусмотрено возложение на потребителей электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией своих обязанностей, а равно и обязанности контролировать максимальную мощность, а также не предусмотрено возложение на потребители мероприятий за точкой присоединения.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом привлечения ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу № А32-54314/2019).
Обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона № 35-ФЗ, Правил № 861.
Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, управлением не нарушены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Также следует указать, что заявителю назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб., предусмотренное санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 Кодекса), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Одновременно указанным пунктом разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что, оспариваемые постановление и представление ответчика являются законными, обоснованными и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о неисполнимости предписания.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения, действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, вынесенное службой представление от 28.01.2021 г. является законным и исполнимым.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу
№ А32-8464/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи С.В. Пименов
С.С. Филимонова