ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-9687/2019
20 августа 2019 года 15АП-11289/2019
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания»
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2019
по делу № А53-9687/2019 , принятое судьей Бондарчук Е.В. в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания»
к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (далее – АО «СКППК», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.03.2019 № 37-19.8.1/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения. Оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1. КоАП РФ суд не усмотрел.
Акционерное общество «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что суд не установил факты, имеющие значение для разрешения указанного дела, а также не провел анализ достоверности и допустимости представленных РСТ РСО доказательств совершения АО «СКППК» административного правонарушения, поскольку общество в установленный срок разместило на своем официальном сайте (под вкладками «Главная>Компания>Документация>Раскрытие информации>) формы за 2015, 2016, 2017 год, в том числе, о ценах (тарифах) на работы (услуги) и об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечило открытый доступ к данным формам в течение 5 лет. При этом материалы дела не содержат доказательств отсутствия размещенной информации за 2015 год (скриншоты отсутствуют). Полагает, что службой не осуществлена проверка всех вкладок на странице сайта общества. Общество обращает внимание суда на то, что уведомляло службу о раскрытии вышеуказанной информации, а также на то, что административным органом в протоколе и в постановлении указывается разная дата выявления правонарушения. Также общество полагает, что службой нарушены положения Постановления Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации» (далее – Правила № 764), поскольку ни в определении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в акте о выявленных нарушениях не указано, в ходе какого вида проверки выявлены правонарушения, вменяемые обществу, доказательства проводимого систематического контроля отсутствуют, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось.
Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса, в соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2 положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 27.11.2010 № 939 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» и приказом ФСТ от 19.04.2011 № 158-Т «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а так же правил заполнения этих форм» установлено, что при осмотре официального интернет-сайта общества (www.skppk.ru), по состоянию на 25.02.2019 информация о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование за 2015, 2016, 2017 годы АО «СКППК» не размещена, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг) за 2015, 2016, 2017 годы АО «СКППК» не размещена, которая в соответствии с пунктом 3 стандартов должна быть доступна в течение 5 лет, также в соответствии с пунктом 7 Стандартов общество не уведомило службу о раскрытии вышеуказанной информации, что подтверждается актом осмотра сайта от 25.02.2019.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, службой в отношении общества в присутствии представителя АО «СКППК» по доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 13.03.2019.
Постановлением от 20.03.2019 № 37-19.8.1/2019 общество привлечено к административной ответственности в виде частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Диспозиция части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ состоит в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании сведений или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения состоит как в действии, так и бездействии и может выражаться в непредоставлении сведений о своей деятельности; предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности; неопубликовании сведений о своей деятельности; опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности; нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
В силу абзаца третьего статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон №147) под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Закона № 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы, общество приказом Федеральной службы по тарифам от 30.20.2009 № 382-т с учетом приказа от 28.12.2010 № 651-т включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел I «Железнодорожные перевозки» под регистрационным № 61/1/2 (ОАО «Дон-Пригород» в январе 2011 года переименовано в ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона № 147 в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:
- сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги);
- сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);
- сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям;
- информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
- информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
- порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
- сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;
- сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 939 утверждены стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Постановление № 939), которыми установлен состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, в том числе в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - сфера железнодорожных перевозок), в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (далее - субъекты естественных монополий).
Под раскрытием информации в указанном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (далее - информация) независимо от цели получения информации.
Субъектами естественных монополий информация в силу пункта 2 Постановления № 939 раскрывается путем:
а) опубликования на официальном сайте субъекта естественной монополии в сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт);
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, которые распространяются в субъектах Российской Федерации, на территории которых субъекты естественных монополий оказывают регулируемые услуги в сфере железнодорожных перевозок (далее - официальные печатные издания);
в) предоставления бесплатно информации по письменным запросам потребителей услуг субъектов естественных монополий, в том числе в электронном виде (далее соответственно - запросы, потребители).
В случае если информация размещается субъектом естественной монополии только на выбранном им официальном сайте, он обязан опубликовать сведения об этом в официальных печатных изданиях с указанием ссылки на соответствующий сайт. При этом информация, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна в течение 5 лет (пункт 3 Постановления № 939).
В силу прямого указания пункта 11 Постановления № 939 в рамках раскрытия информации о ценах (тарифах) на регулируемые работы (услуги) публикуются следующие сведения:
а) перечень работ (услуг) субъекта естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, тарифы (ставки сборов и платы) на которые регулируются государством;
б) тарифы (ставки сборов и платы), установленные в соответствии с нормативными правовыми и иными актами федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, и сведения об их изменении.
Информация о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование субъекта естественной монополии, предоставляется по форме № 1, утвержденной Приказом ФСТ России от 19.04.2011 № 158-Т.
Согласно пункту 12 Постановления № 939 информация о ценах (тарифах) на регулируемые работы (услуги) подлежит раскрытию не менее чем за 10 дней до введения таких цен (тарифов) в отношении регулируемых работ (услуг) в сфере грузовых железнодорожных перевозок и не менее чем за 5 дней до введения таких цен (тарифов) в отношении регулируемых работ (услуг) в сфере пассажирских железнодорожных перевозок.
В соответствии с пунктом 13 Постановления № 939 в рамках раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), публикуются следующие сведения:
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении субъекта естественной монополии осуществлялась аудиторская проверка) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) объемы перевозок грузов по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования за год;
в) грузооборот нетто по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования за год;
г) объемы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании, а также в пригородном сообщении за год;
д) пассажирооборот по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования в дальнем следовании, а также в пригородном сообщении за год.
Сведения, указанные в подпункте «а» пункта 13 Постановления № 939, публикуются за отчетный период, а сведения, указанные в подпунктах «б» - «д» - за отчетный период, а также за прогнозируемый период (текущий год и 2 последующих года).
Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), раскрывается в соответствии с формами № 2-а, № 2-б, № 2-в и № 2-г приложения к Приказу ФСТ России от 19.04.2011 № 158-Т не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (пункт 2 Приложения к приказу ФСТ России от 19.04.2011 № 158-Т).
Как следует из материалов дела, в том числе, акта осмотра интернет-сайта общества и скриншотов страниц сайта, по состоянию на 25.02.2019 АО «СКППК» не разместило информацию о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование за 2015, 2016, 2017 годы, а также информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг) за 2015, 2016, 2017 годы.
Исходя из приведенных выше норм информация о ценах (тарифах) на регулируемые работы (услуги) за 2015-2017 годы подлежала раскрытию не менее чем за 10 дней до введения таких цен (тарифов) в отношении регулируемых работ (услуг) в сфере грузовых железнодорожных перевозок и не менее чем за 5 дней до введения таких цен (тарифов) в отношении регулируемых работ (услуг) в сфере пассажирских железнодорожных перевозок.
При этом материалы дела не содержат доказательств обращения общества в порядке пункта 3 статьи 8.1 Закона № 147-ФЗ в орган государственного контроля (надзора) с ходатайством об изменении применения конкретным субъектом естественной монополии утвержденных в установленном порядке форм и (или) периодичности предоставления информации, подлежащей свободному доступу.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2014 № 141 «О тарифе на перевозку населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Северная Осетия-Алания» утвержден тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания в размере 11 рублей за «зону» (10 км пути). Данный тариф действовал с 01.05.2014 и подлежал опубликованию обществом не позднее 26.04.2014.
Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 № 24 установлен тариф на услугу общества на перевозку населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по Республике Северная Осетия-Алания в размере 19,64 рубля за одну «зону» - (каждые 10 километров пути).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.02.2015 № 23 «О тарифе на перевозку населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Северная Осетия-Алания» с 01.03.2015 утвержден фиксированный тариф на проезд одного пассажира в пригородном железнодорожном транспорте на территории Республики Северная Осетия-Алания в размере 1 рубль 20 копеек за каждый километр пути.
Следовательно, информация о тарифе подлежала раскрытию обществом не позднее 24.02.2015.
Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 № 24 установлен экономически обоснованный тариф на услугу ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» на перевозку одного пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2015 год в размере 2,1 рубля за каждый километр пути.
Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 17.02.2017 № 3 установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услугу, оказываемую открытым акционерным обществом «СевероКавказская пригородная пассажирская компания» в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год в размере 3,26 руб. за один пассажиро-километр пути.
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления обществу в качестве объективной стороны вменено не опубликование (не раскрытие информации) сведений о ценах (тарифах).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку в данном случае, обязанность предусмотренная Постановлением
№ 939 не была исполнена обществом к определенному сроку (не менее, чем за пять дней до введения таких тарифов), то данное правонарушение не может быть признано длящимся. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления указанного срока.
На момент вынесения постановления административным органом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части правонарушения, связанного с неопубликованием сведений о тарифах за 2015-2017 годы истек.
Обществу согласно материалам административного производства вменено также не раскрытие информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), за 2015-2017 годы.
Как уже было указано выше информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), раскрывается в соответствии с формами № 2-а, № 2-б, № 2-в и № 2-г приложения к Приказу ФСТ России от 19.04.2011 № 158-Т не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (пункт 2 Приложения к приказу ФСТ России от 19.04.2011 № 158-Т).
Следовательно, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), за 2015 год подлежала раскрытию до 01.07.2016, за 2016 год – до 01.07.2017, за 2017 год – до 01.07.2018.
Поскольку обязанность по раскрытию информации ограничена для субъекта естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок определенными сроками, следовательно, правонарушение считается совершенным на следующий день после последнего дня периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании, на момент вынесения оспариваемого постановления, срок давности привлечения общества за нераскрытие (неопубликование) информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), за 2015-2017 годы истек.
Суд апелляционной инстанции не может принять доводы административного органа, изложенные в отзыве на заявление, о нарушении обществом установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности, включая сроки и периодичность предоставления информации, а также неуведомление административного органа о раскрытии данной информации, поскольку данные нарушения не отражены ни в протоколе, ни в постановлении об административном правонарушении в качестве объективной стороны правонарушения, в то время как согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные деяния также образуют объективную сторону правонарушения наравне с неопубликованием (нераскрытием) сведений о своей деятельности. Данный правовой вывод вытекает также из пункта 4
Правил № 764.
При этом допущенное процессуальное нарушение не может быть устранено арбитражным судом апелляционной инстанции в силу отсутствия у суда полномочий по самостоятельному формированию содержания объективной стороны вменяемого обществу правонарушения. Событие правонарушения (его конкретное описание, приведение исчерпывающего перечня нарушений, входящих в объективную сторону правонарушения) является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, суд не может подменять собой административный орган по сбору и фиксированию доказательств.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении требований апелляционной жалобы и требований заявителя, отмене решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив довод апелляционной жалобы о нарушении службой положений Постановления Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации», суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно части 3 статьи 8.1 Закона № 147-ФЗ государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу (далее - информация), субъектами естественных монополий (далее соответственно - субъекты регулирования, контроль).
Согласно подпункту «д» пункта 2 Правил № 764 контроль осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий - по вопросам государственного регулирования тарифов.
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания согласно Постановлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 № 24 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Положение № 24) является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок) на услуги естественных монополий и организаций коммунального комплекса на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2 Положения № 24 к основным задачам службы относятся осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 764 контроль осуществляется в отношении:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации, избранного субъектом регулирования;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации;
д) порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации;
е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм;
ж) достоверности раскрытой информации;
з) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.
Пунктом 7 Правил № 764 предусмотрено, что контроль осуществляется в следующих формах:
а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам «а» - «е» пункта 4 настоящих Правил;
б) проведение плановых и внеплановых проверок;
в) рассмотрение ходатайств субъекта регулирования и (или) третьего лица об изменении применения субъектом регулирования утвержденных в установленном порядке форм и (или) периодичности предоставления информации (далее - ходатайства);
г) рассмотрение заявлений об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых в рамках осуществления контроля, включая решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб и обращений на предмет соблюдения субъектами регулирования стандартов раскрытия информации, а также ходатайств (далее соответственно - заявление, решение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов).
Распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13.01.2011 № 1-р «О наделении Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания дополнительными полномочиями» служба наделена в том числе, полномочиями по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела, правонарушение выявлено службой в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий.
При этом в силу пункта 6 Правил № 764 нарушение установленных стандартов раскрытия информации, форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами регулирования, влечет административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, непосредственное обнаружение признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, что подтверждается определением службы от 25.02.2019 № 37-19.8.1/2019.
Несвоевременное выявление правонарушения со стороны административного органа не свидетельствует о порочности проверки.
Также ошибочное указание даты выявления правонарушения в протоколе об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении процессуальных прав общества, поскольку актом осмотра сайта и скриншотами страниц сайта общества подтверждается, что правонарушение фактически выявлено 25.02.2019.
Довод жалобы о том, что общество уведомляло контролирующий орган о раскрытии информации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку ни в протоколе, ни в постановлении данное нарушение в вину обществу не вменено.
О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество было уведомлено надлежащим образом. Протокол составлен и постановление вынесено в присутствии законного представителя общества.
Статьей 210 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2019 по делу
№ А53-9687/2019 отменить.
Постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 20.03.2019 № 37-19.8.1/2019 по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить полностью.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Ю. Ефимова