ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-11308/20 от 11.11.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-6660/2020

13 ноября 2020 года                                                                          15АП-11308/2020

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Величко М.Г., Шапкина П.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.

при участии:

от истца – представитель ФИО1, доверенность от 26.02.2020; представитель ФИО2, доверенность от 18.12.2019;

ФИО3;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ Петрова А.Е. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020 по делу № А53-6660/2020

по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области

к ответчику - главе КФХ ФИО3

при участии третьего лица - администрации Каменского района Ростовской области

о взыскании задолженности

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 о взыскании денежных средств в размере 2618190 рублей, полученных в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров, в том числе в счет возмещения средств федерального бюджета 2487280 руб. 50 коп., в счет возмещения средств областного бюджета – 130909 руб. 50 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Каменского района Ростовской области.

Решением от 15.06.2020 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 2618190 рублей, полученных в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров, в том числе в счет возмещения средств федерального бюджета 2487280 руб. 50 коп., в счет возмещения средств областного бюджета – 130909 руб. 50 коп.

Решение мотивировано тем, что факт нарушения ответчиком условий, установленных подпунктом 3.5.4 соглашения о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров № 65 от 25.05.2017, а также пунктом 5.2 распоряжения министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области № 80 от 22.10.2018 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих расходование средств грантов на поддержку начинающих фермеров» подтвержден. Исковые требования заявлены правомерно.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что во исполнение обязательств по соглашению о предоставлении гранта ответчиком заключены договоры купли-продажи 11.09.2017 - с ФИО4, 28.08.2017 - с ФИО5, 30.07.2018 - с ФИО6 Ответчик представлял истцу копии запрашиваемых документов. Ответчик не был извещен о рассмотрении дела, в связи с чем, не мог заявить возражения.

В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик доводы жалобы поддержал. Факт получения корреспонденции суда первой инстанции подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции 26.08.2020, свою подпись в почтовом уведомлении от 17.03.2020 (т. 1 л.д. 114) не оспорил.

Представитель истца в судебном заседании отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица - администрации Каменского района Ростовской области в заседание не явился. Администрация о судебном заседании извещена надлежащим образом.

В судебном заседании апелляционной инстанции 03.11.2020 был объявлен перерыв до 11.11.2020 до 09 час. 55 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.

После перерыва заседание продолжено с участием представителей сторон.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592, 25.05.2017 между министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (получатель субсидии) заключено соглашение о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров № 65 (т. 1 л.д. 14-23).

Согласно пункту 1.1 предметом соглашения является предоставление министерством получателю субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров для реализации бизнес-плана «Разведение крупного рогатого скота молочного направления» в целях софинансирование его затрат в соответствии с планом расходов согласно приложению № 1 к настоящему соглашению (т. 1 л.д. 24-25), а также реализация получателем бизнес-плана, а также выполнение получателем гранта, установленных постановлением и настоящим соглашением.

В соответствии с пунктом 3.1.1 министерство обязалось обеспечить перечисление гранта в размере 2618190 рублей на лицевой счет получателя, открытый в Управлении федерального казначейства по Ростовской области в соответствии с разделом II настоящего соглашения. Министерство также обязалось осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей, условий предоставления и расходования гранта, установленных постановлением и настоящим соглашением, на основании:

отчета о достижении значений показателей результативности крестьянского (фермерского) хозяйства (предоставляется получателем в министерство раз в полгода в год получения гранта, в последующем – один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению № 2 к настоящему соглашению (т. 1 л.д. 26-34);  

отчета о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством (предоставляются получателем в министерство один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта в срок до 1 числа 3 месяца I квартала года, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению № 3 к настоящему соглашению (т. 1 л.д. 35-36);

отчета о выполнении условий соглашения получателем (предоставляется получателем в министерство один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта в срок до 1 числа 3 месяца I квартала года, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению № 4 к настоящему соглашению (т. 1 л.д. 37);

отчета об использовании средств гранта получателем (предоставляются в министерство в течение 10 рабочих дней со дня завершению срока использования средств гранта) по форме согласно приложению № 5 (т. 1 л.д. 38);

акта мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта, составляемого администрацией района (предоставляется администрацией района в министерство в срок до 1 числа 3 месяца I квартала года, следующего за отчетным периодом) по форме  согласно приложению № 6 (т. 1 л.д. 39-40).

В пункте 3.2.1 соглашения установлено право министерства запрашивать у получателя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей, условий предоставления и расходования гранта, установленных постановлением и настоящим соглашением, в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего соглашения.

В соответствии с пунктом 3.5 соглашения получатель обязался предоставлять в министерство в сроки, установленные в пункте 3.1.3 настоящего соглашения:

отчет по форме согласно приложению № 2 (пункт 3.5.1);

отчет по форме согласно приложению № 3 (пункт 3.5.2);

отчет по форме согласно приложению № 4 (пункт 3.5.3);

отчет по форме согласно приложению № 5 с приложением заверенных копий документов, подтверждающих совершение сделки по перечню, установленному министерством (пункт 3.5.4).

Согласно приложению № 1 к соглашению на расходы по приобретению поголовья КРС в количестве 24 голов получателю предоставляется грант в сумме 2400000 рублей (т. 1 л.д. 24-25).

Во исполнение названного соглашения, министерство платежным поручением № 353221 от 23.06.2017 перечислило получателю 2618190 рублей (т. 1 л.д. 41).

В ходе реализации соглашения получателем заключены договоры купли- продажи крупного рогатого скота № 00000000082179320002/4 от 11.09.2017 с ФИО4 (т. 1 л.д. 42-48), № 00000000082179320002/2 от 28.08.2017 с ФИО5 (т. 1 л.д. 56-62), № 00000000082179320002/18 от 30.07.2018 с ФИО6 (т.1 л.д. 49-55).

К отчету по форме, предусмотренной в приложении № 5 к соглашению, получателем гранте не прилагались выписки из похозяйственных книг ФИО4, ФИО5, ФИО6, подтверждающих наличие у продавцов сельскохозяйственных животных, а также копия паспорта ФИО5

Отчет об использовании средств гранта по утвержденной форме, определенной в приложении № 5 к соглашению, получен министерством 27.02.2019 вх. № 34/952 (т. 1 л.д. 92).

По результатам проверки выявлен ряд замечаний: отсутствие копий паспортов приобретенных основных средств; выписок похозяйственных книг на период приобретения поголовья крупного рогатого скота и копий паспортов продавцов-граждан, ведущий личное подсобное хозяйство, предусмотренных подпунктами 5.1 и 5.2 распоряжения министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области  (т. 1 л.д. 93).

ФИО3 предоставлен срок для устранения замечаний – 30.04.2019.

Письмом от 29.04.2019 ФИО3 сообщил министерству об утере истребуемых документов, просил предоставить больший срок для их представления (т. 1 л.д. 94).

Письмо от 29.04.2019 получено министерством 30.04.2019 вх. № 34/2058.

В письме от 17.06.2019 ФИО3 указал на то, что утерянные документы будут предоставлены в срок до 01.07.2019 (т. 1 л.д. 95).

Министерство 19.07.2019 направило ФИО3 претензию о возврате средств гранта в размере 2618160 рублей, в связи с со следующими нарушениями:

1) не представление копий паспортов продавцов сельскохозяйственных животных ФИО5, ФИО7, ФИО4;

2) отсутствие выписок из похозяйственных книг, подтверждающих наличие у продавцов сельскохозяйственных животных,  ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО10;

3) ненадлежащее оформление выписки из похозяйственной книги ФИО11;

4) отсутствие платежного поручения, подтверждающего расходование собственных средств грантополучателя  по договору с ФИО9;

 5) к отчету приложены незаверенные копии документов в нарушение пункта 6 приложения к распоряжению № 80 от 22.10.2018 (письмо от 16.07.2019 - т. 1 л.д. 96-98).

Претензия вручена грантополучателю 07.08.2019 (т. 1 л.д. 100).

Указанные министерством замечания устранялись грантополучателем.

В письме от 31.07.2019 ФИО3 указал на то, что указанные министерством недостатки устранены в срок до 01.07.2019, кроме представления копии паспорта и выписок из похозяйственных книг ФИО4 и ФИО12 (т. 1 л.д. 104).

В письме от 16.09.2019 министерство указало на то, что замечания к отчету устранены грантополучателем не полностью:

1) не представлена копия паспорта ФИО5;

2) не представлены копии похозяйственных книг ФИО12, ФИО4, ФИО6

Министерство установило новый срок для устранения замечаний – 27.09.2019 (т. 1 л.д. 105-106).

Поскольку замечания в полном объеме к названному сроку не устранены, министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 статьи 78 Кодекса.

В пункте 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

На основании части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением правительства Ростовской области от 14.02.2017 № 83 и действовавшим на момент заключения соглашения о предоставлении гранта (в ред. от 25.04.2018).

Согласно пункту 1.4 раздела 1 Положения установлено, что министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии, и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств, поступивших из федерального бюджета на предоставление субсидии.

Грант на поддержку начинающих фермеров предоставляется при соблюдении получателем условий, установленных пунктом 2.13 Положения и пунктом 5 приложения № 2 к Положению.

В целях получения вышеуказанного вида государственной поддержки ФИО3 представил в министерство заявление на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на поддержку начинающих фермеров от 19.04.2017 и необходимые документы (т. 1 л.д. 9-13).

По результатам рассмотрения заявки и проведения конкурсного отбора конкурсной комиссией министерства принято решение о предоставлении ФИО3 средств гранта на поддержку начинающих фермеров в общей сумме 2618190 рублей, из которых 2487280 руб. 50 коп. (95 %) - средства федерального бюджета, 130909 руб. 50 коп. (5 %) - средства областного бюджета.

В соответствии с подпунктом 10.1 пункта 10 приложения № 4 к Положению 25.05.2017 между министерством, ФИО3 и администрацией Каменского района Ростовской области заключено соглашение о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров № 65 (л.д. 14-40).

Согласно пункту 3.5.4 соглашения получатель обязался предоставлять отчет по форме согласно приложению № 5 с приложением заверенных копий документов, подтверждающих совершение сделки, по перечню, установленному министерством, в течение 10 рабочих дней со дня завершения срока использования средств гранта.

Данный перечень документов установлен распоряжением министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области № 80 от 22.10.2018 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих расходование средств грантов на поддержку начинающих фермеров» (т. 1 л.д. 88-91).

В обоснование своих требований о возврате гранта министерство ссылается на нарушение ФИО3 требований пункта 3.5.4 соглашения о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров № 65 от 25.05.2017 и на пункт 5.2 перечня документов, подтверждающих расходование средств грантов на поддержку начинающих фермеров.

В пункте 3.5.4 соглашения установлено, что получатель обязан предоставлять в министерство в сроки, определенные в пункте 3.1.3 соглашения, отчет по форме согласно приложению № 5 с приложением заверенных копий документов, подтверждающих совершение сделки по перечню, установленному министерством.

В пункте 5.2 распоряжения министерства № 80 от 22.10.2018 указаны следующие документы, прилагаемые к отчету:

копия  паспорта гражданина Российской Федерации, ведущего личное подсобное хозяйство – продавца сельскохозяйственных животных;

выписка из похозяйственной книги, подтверждающую наличие у продавца сельскохозяйственных животных в соответствии с приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» - на период приобретения поголовья.

Согласно подпункту 3.3.7 соглашения получатель гранта обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств его на лицевой счет.

Сумма гранта перечислена 23.06.2017, следовательно, получатель обязан был предоставить в министерство подтверждающие документы в полном объеме не позднее 14.01.2019.

Отчет об использовании средств гранта по утвержденной форме согласно приложению № 5 к соглашению получен министерством 27.02.2019 вх. № 34/955. По результатам проверки выявлен ряд замечаний, в связи с чем, получателю гранта предоставлен срок до 30.04.2019 для их устранения.

Как указано выше, часть первоначально установленных недостатков (письмо от 16.07.2019 - т. 1 л.д. 96-98) устранены частично.

В связи с частичным устранением недостатков министерство определило для получателя новый срок устранения недостатков и представления необходимых документов – до  27.09.2019.

К указанному сроку получателем не были представлены копия паспорта ФИО5 и выписки из похозяйственных книг ФИО5, ФИО4 и ФИО6, что послужило основанием для предъявления настоящего иска о возврате денежных средств и удовлетворения исковых требований министерства.

Между тем, факт закупки сельскохозяйственных животных у указанных продавцов министерство не оспаривает, доводов о нецелевом использовании денежных средств гранта не приводит.

Копия паспорта ФИО5 (т. 2 л.д. 11) и выписка из похозяйственной книги ФИО5 (т. 2 л.д. 12) приложены к апелляционной жалобе.

Порядок ведения похозяйственных книг установлен статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 названной статьи).

Приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 № 345 утверждена форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

В пункте 1 указанного приказа установлено, что ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.

Из договора купли-продажи от 11.09.2017 (т. 1 л.д. 42-48) следует, что продавец сельскохозяйственных животных ФИО4 проживает в <...>.

Продавец сельскохозяйственных животных по договору от 30.07.2018 (т. 1 л.д. 49-54) – ФИО6 проживает в г. Каменск-Шахтинский, пос. Лиховской.

К апелляционной жалобе приложены справка администрации г. Гуково (т. 2 л.д. 10) и справка администрации г. Каменск-Шахтинский (т. 2 л.д. 9), о том, что похозяйственные книги на территории муниципального образования город Гуково и микрорайона Лиховского г. Каменск-Шахтинский не ведутся.

Таким образом, в данной части требования министерства о предоставлении выписок из похозяйственных книг в отношении ФИО4 и ФИО6 являлись необоснованными.

Как указано выше, отчет получателем гранта был представлен, при проверке отчета установлены недостатки в приложенной к отчету документации, большая часть которых устранена в установленный министерством срок.

Доказательств нецелевого использования денежных средств, в материалы дела не представлено.

Средства гранта освоены получателем именно на те цели, которые были заявлены им – создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию и содержанию крупного рогатого скота молочного направления.

На недостижение плановых показателей получателем гранта министерство в обоснование требования о возврате гранта также не ссылается.

Требования министерства мотивированы тем, что к отчету получателя не приложен полный комплект документов.

Формальный подход министерства к соблюдению условий предоставления гранта без учета конкретных обстоятельств реализации мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по выращиванию и содержанию крупного рогатого скота молочного направления не отвечает общим задачам и целям программы финансирования сельского хозяйства в рамках которой заключено спорное соглашение от 25.05.2017.

Довод министерства о том, что получатель не имел права заключить сделку, предусматривающую расходование средств гранта, с лицом, не ведущим личное подсобное хозяйство в установленном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Прямого запрета на заключение подобных сделок не содержится в действующем законодательстве, в пункте 5.3 распоряжения правительства Ростовской области от 22.10.2018 № 80 предусмотрена возможность заключения сделок с физическими лицами, без указания на то, что они имеют личное подсобное хозяйство. В пункте 5.3 распоряжения указан иной перечень документов, прилагаемых к отчету получателя гранта.

На отсутствие указанных в пункте 5.3 распоряжения документов министерство в обоснование своих претензий и требований не ссылалось.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные министерством замечания имеют формальный характер, средства гранта израсходованы на цели, предусмотренные в соглашении от 25.05.2017, нецелевого использования средств не допущено, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с отменой решения и отказом в удовлетворении иска, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на министерство.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020 по делу № А53-6660/2020 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области  (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                             Еремина О.А.

Судьи                                                                                                               Величко М.Г.

                                                                                                                  Шапкин П.В.