ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-997/2022
22 июля 2022 года 15АП-11394/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края: представитель ФИО2 по доверенности от 07.10.2021, паспорт;
от Управления Федерального Казначейства по Краснодарскому краю: представитель ФИО3 по доверенности от 15.02.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.05.2022 по делу № А32-997/2022
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН: <***>, ОГРН:<***>)
к Управлению Федерального Казначейства по Краснодарскому краю
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительными п. 4, 5 представления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее -заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Краснодарскому краю (далее - УФК) о признании недействительными п. 4, 5 представления № 18-23-11/1318 от 24.09.2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что нарушения при формировании НМЦК отсутствует. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не могла и не может определяться ресурсным способом, то есть с соблюдением положений статьи 8.3 ГрК РФ. При формировании НМЦК Объекта закупки 1 были соблюдены требования 191-ФЗ, так как сметная документация по объекту строительства разработана с применением нормативов, расценок и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016. При этом в 2019 году даже отсутствовало право осуществить пересчет сметной стоимости с получением повторного заключения экспертизы в связи с применением новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального Казначейства по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Управления Федерального Казначейства по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее -УФК по Краснодарскому краю) в соответствии с приказом УФК по Краснодарскому краю от 04.06.2021 № 324-к/р «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края» и в соответствии с пунктом 1 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного врио руководителя УФК по Краснодарскому краю 29.12.2020, в период с 08.06.2021 по 30.07.2021 в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», за 2020 год - истекший период 2021 года.
Проверяемый период: 2020 год - истекший период 2021 года.
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 06.08.2021
№ б/н и вынесено в отношении Заявителя представление от 24.09.2021 № 18-23-11/13187 с требованием:
1.В срок до 01.12.2021 принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 1,2,4,5.
2.В срок до 01.12.2021 устранить нарушение, указанное в пункте 3, путем направления ООО «СТРОИЮГРЕГИОН» требования об уплате пени за просрочку выполнения работ на объекте: «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап -мостовой переход через реку Кубань) 2 очередь)», а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Краснодарскому краю не позднее 15.12.2021.
Согласно пункту 4 представления, в нарушение требований, установленных части 9.2 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.3, 2.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края начальная (максимальная) цена государственного контракта от 04.10.2019 № 649 по объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап -мостовой переход через реку Кубань) (1 очередь) (ИКЗ 192230807719023080100104150014213414), рассчитанная на основании сметной документации, получившей положительное заключение от 10.01.2015 Х° 23-1-3-0036-15, определена с завышением ее стоимости за счет применения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости, не входящих в состав федерального реестра сметных нормативов и не утвержденных согласно порядку разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, в общей сумме 157 125 491,40 рублей.
Из пункта 5 представления следует, что в нарушение требований, установленных части 9.2 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 5 «Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) приложение № 1 к приказу Минстроя России от 23.11.2019 № 841, пунктов 2.3, 2.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81 -35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03. 2004 № 15/1, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края начальная (максимальная) цена государственного контракта от 12.10.2020 № 380 по, объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги Л-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубани) 12 очередь) (ИКЗ 202230807719023080100101970014213414), рассчитанная на основании сметной документации, получившей положительное заключение от 30.01.2015 №23-1-30036-15, определена с завышением ее стоимости за счет применения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости, не входящих в состав федерального реестра сметных нормативов и не утвержденных согласно порядку разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, в общей сумме 157 498 647,60 рублей.
Не согласившись с пунктами 4,5 представления, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Из содержания пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю его органами: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).
Исходя из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Из пункта 4 представления следует, что министерство в нарушение требований части 9.2 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.3, 2.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1, начальная (максимальная) цена государственного контракта от 04.10.2019 № 649 по объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубань) (1 очередь) (ИКЗ 192230807719023080100104150014213414), рассчитанная на основании сметной документации, получившей положительное заключение от 10.01.2015 Х° 23-1-3-0036-15, определена с завышением ее стоимости за счет применения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости, не входящих в состав федерального реестра сметных нормативов и не утвержденных согласно порядку разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, в общей сумме 157 125 491,40 рублей.
Из пункта 5 представления следует, что министерство в нарушение требований, установленных части 9.2 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 5 «Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) приложение № 1 к приказу Минстроя России от 23.11.2019 № 841, пунктов 2.3, 2.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81 -35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края начальная (максимальная) цена государственного контракта от 12.10.2020 № 380 по, объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги Л-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубани) 12 очередь) (ИКЗ 202230807719023080100101970014213414), рассчитанная на основании сметной документации, получившей положительное заключение от 30.01.2015 №23-1-30036-15, определена с завышением ее стоимости за счет применения индивидуальных индексов изменения сметной стоимости, не входящих в состав федерального реестра сметных нормативов и не утвержденных согласно порядку разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, в общей сумме 157 498 647,60 рублей.
В суде первой и апелляционной инстанциях Министерств настаивало на том, что расчет НМЦК по Объекту закупки 2 выполнен согласно части 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ проектно-сметным методом и в соответствии с порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденным приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) установлено обязательное условие, согласно которому сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В части 1 ГрК РФ обозначены понятия, используемые в ГрК РФ, среди которых есть понятие сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов и сметных норм. Из данного условия и понятий, используемых в ГрК РФ, сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может определяться только одним способом - ресурсным. Применение базисно-индексного способа при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не предусмотрено статьей 8.3 ГрК РФ.
Для определения сметной стоимости строительства согласно части 9 статьи 8.3 ГрК РФ необходимо использовать сметные цены ресурсов, размещенные только в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИСЦС).
По настоящее время в ФГИСЦС сведения о сметных ценах ресурсов не размещены.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 191 -ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» было разрешено применять сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и «другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 г. или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 г., до той даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии coстатьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в
установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных
нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе
ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов,
определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
При формировании НМЦК Объекта закупки 1 были применены требования 191 -ФЗ, так как сметная документация по объекту строительства разработана с применением нормативов, расценок и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016.
При этом в 2019 году уже отсутствовало право осуществить пересчет сметной стоимости с получением повторного заключения экспертизы в связи применением новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после латы получения положительного заключения государственной экспертизы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией.
При формировании НМЦК Объекта закупки 2 уже вступили в действие изменения в порядок организации и проведения государственной" экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденный постановлением Правительства от 052.03.2007 № 145, которые позволяли согласно п. 45 (13) осуществлять пересчет сметной стоимости. Однако, право осуществлять пересчет не распространяется на объекты, по которым уже начата реализация строительных работ, а реализация работ на объекте «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубань) была уже начата (был заключен 04.10.2019 государственный контракт до Объекту закупки 1).
При определении начальной (максимальной) цены государственного контракта от 04.10.2019 № 649 по объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар -Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубань) (1 очередь) <ИКЗ 192230807719023080100104150014213414) и государственного контракта от 12.10.2020 № 380 по объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар -Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубань) (2 очередь) ГИКЗ 202230807719023080100101970014213414) использована сметная документация, получившей положительное заключение от 30.01.2015 №23-1-3-0036-15, в которой для перевода сметной стоимости строительно-монтажных работ из базисного уровня цен 2001 года (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен по состоянию на 4 квартал 2014 года, использованы индивидуальные индексы изменения сметной стоимости, разработанные., ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве».
В силу п. 33 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2.4 МДС 81-35.2004, индексы изменения сметной стоимости относятся к сметным нормативам, необходимым для определения сметной стоимости.
Согласно п. 2.3 МДС 81 -35.2004 применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости, разработанные ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве» (приложение № 1 к письму от 28.01.2015 № 24-П) не утверждены и не согласованы в соответствии с требованиями в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Согласно п. 9.2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение -работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также, согласно п. 5 «Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком /подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) положение № 1 к приказу Минстроя России от 23.11.2019 № 841, НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется заказчиком проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости, разработанные ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве» (приложение № 1 к письму от 28.01.2015 № 24-П) не включены в федеральный реестр сметных нормативов.
На момент формирования НМЦК (ИКЗ 202230807719023080100101970014213414) согласно пп. б) п. 45 (13) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в, сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией актом, утвержденным застройщиков или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 191 -ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 191 -ФЗ) сметные нормативы, расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 г., или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 г., применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Кодексу, в федеральный реестр сметных нормативов в
установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 сметных нормативов;
3)размещение в федеральной государственной информационной системе
ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Кодекса (в редакции Закона № 191-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3(1) Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. № 604, далее - Правила мониторинга), сметные цены на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в ФГИС ЦС начиная с 2022 года, ежеквартально, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным.
Таким образом, до размещения информации о сметных ценах строительных ресурсов в ФГИС ЦС и выполнения иных условий статьи 3 Закона № 191 -ФЗ применение ресурсного метода при определении сметной стоимости строительства не представляется возможным. При расчете сметной стоимости строительства базисно-индексным методом применяются сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, и соответствующие Индексы.
В соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга Индексы рассчитываются ФАУ «Главгосэкспертиза России» в соответствии Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. № 326/пр (зарегистрирован в Минюсте России 10 сентября 2019 г. № 55869).
Согласно пункту 2 раздела I Методики Индексы, применяются для пересчета сметной стоимости строительных (ремонтных) и монтажных работ, сметной стоимости оборудования, а также сметной стоимости прочих видов работ и затрат (пусконаладочных, изыскательских, проектных работ, а; также иных прочих затрат), предусматриваемых в составе сводного сметного расчета стоимости строительства, из базисного уровня цен в уровень цен, сложившийся ко времени составления сметной документации.
Федеральный реестр сметных нормативов, сметные нормативы, федеральные и территориальные единичные расценки, а также Индексы размещены на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.minstroyrf.ru в разделе «Деятельность / Ценообразование» (извлечение из письма Минстроя России от 09.04.2021 № 8555-ОГ/09).
В соответствии с п. 2.4. МДС 81-35.2004 сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
-сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
-нормативы накладных расходов;
-нормативы сметной прибыли;
- сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
- сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
- индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен.
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) п. 2.5 МДС 8135.2004)
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 191 -ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в
установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных
нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе
ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в
соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в
редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч 2. ст. 3 Закона № 191 -ФЗ укрупненные нормативы цены строительства, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1)размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве соответствующих укрупненных нормативов цены строительства, разработанных и утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона);
2)введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части укрупненных нормативов цены строительства.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
На момент формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта от 04.10.2019 № 649 по объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар -Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубань) (1 очередь) (ИКЗ 192230807719023080100104150014213414) и государственного контракта от 12.10.2020 № 380 по объекту «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар Верхнебаканский (1 этап - мостовой переход через реку Кубань) (2 очередь) (ИКЗ 202230807719023080100101970014213414) согласно извещениям о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме в качестве источника финансирования:
-для закупки (ИКЗ 192230807719023080100104150014213414) предусмотрен Краевой бюджет;
- для закупки ИКЗ 202230807719023080100101970014213414) предусмотрены
Федеральный бюджет; Краевой бюджет.
Таким образом, для обеих закупок предусмотрено финансирование с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод УФК по Краснодарскому краю о том, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены, в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о документальном подтверждении материалами дела обстоятельств, послуживших основаниями для принятия оспариваемого заявителем представления в указанной части, о его законности и обоснованности.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что представление влияет на права заявителя, как хозяйствующего субъекта в сфере экономической деятельности, по следующим основаниям
Заявитель не указал, какие конкретно неблагоприятные последствия повлекло для него оспариваемое представление УФК по Краснодарскому краю и какие именно нарушены законные интересы заявителя, что в силу статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным условием удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из текста оспариваемого представления следует, что управление обязывает Министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края ФИО4 в срок до 01.12.2021 принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 1,2,4,5. В срок до 01.12.2021 устранить нарушение, указанное в пункте 3, путем направления ООО «СТРОИЮГРЕГИОН» требования об уплате пени за просрочку выполнения работ на объекте: «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар - Верхнебаканский (1 этап -мостовой переход через реку Кубань) (2 очередь)», а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.
О результатах исполнения представления проинформировать Управление до 15.12.2021 с приложением заверенных установленным порядком документов.
Таким образом, представление управления фактически направлено на выполнение Министерством бюджетного законодательства, при этом, не возлагает на Министерство каких-либо дополнительных обязательств, не влечет для последнего каких-либо негативных последствий, временных или финансовых затрат.
Письмом от 17.12.2021 № 18-23-11/18012 УФК по Краснодарскому краю сообщило, что рассмотрело представленные документы, материалы и информацию об исполнении требований, указанных в представлении от 24.09.2021 N 18-23-11/13187, представление снято с контроля, в связи с его исполнением.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признании недействительными пункты 4,5 представлении от 24.09.2021 N 18-23-11/13187.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2022 по делу
№ А32-997/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов