ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-15981/2019
20 августа 2019 года 15АП-11706/2019
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дежурная аптека Павлин»
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2019 по делу № А53-15981/2019 (судья Лебедева Ю.В.)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Дежурная аптека Павлин»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - ТО Росздравнадзора по Ростовской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дежурная аптека Павлин» (далее - ООО «Дежурная аптека Павлин», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2019
ООО «Дежурная аптека Павлин» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: <...>, на срок 30 (тридцать) суток.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Дежурная аптека Павлин» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заинтересованным лицом были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения норм действующего законодательства. Трудовой договор N 43 от 20.08.2018 между работником ФИО2 и работодателем содержит условие о выполнении трудовой функции в строгом соответствии с должностной инструкцией. Обществом разработаны Правила отпуска лекарственных средств. После выявления факта реализации медицинского препарата провизору
ФИО2 06.05.2019 было объявлено дисциплинарное взыскание. Вместе с тем, сотрудник ФИО2 вопреки принятым локальным актам, в нарушение должностной инструкции и действующего законодательства нарушила установленные правила. Общество, как юридическое лицо, никак не могло оказать воздействие на волю и волеизъявление сотрудника в момент совершения действий, образующих состав административного правонарушения. Верховный суд РФ рассматривает принятие локальных актов юридическим лицом и иные действия, направленные на предупреждение совершения правонарушений, в качестве принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В отзыве на апелляционную жалобу ТО Росздравнадзора по Ростовской области указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании материалов, поступивших в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области из Отдела полиции N 2 УМВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61-1649/19 от 20.03.2019) Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области на основании распоряжения (приказа) от 26 марта 2018 года N П61-103/19 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Дежурная аптека Павлин».
В результате проверки выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4
ст. 14.1 КоАП РФ в структурном подразделении ООО «Дежурная аптека Павлин», расположенном по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, ул. Портовая, 256а.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 22.04.2019 N 103.
Должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области 25.04.2019 в отношении ООО «Дежурная аптека Павлин» составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения N 1081.
Лицензионным требованием, установленным подпунктом «г» пункта 5 Положения N 1081, является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов утверждены Приложением N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила регистрации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 1 к Правилам регистрации аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утверждены приложением N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила ведения журналов).
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного препарата с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
При проверке установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, установленных пл. «г» п. 5 Положения о лицензировании, а также пп. 2
п. 3 Правил регистрации, п. 7 Правил ведения журналов журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в аптеке «Дежурная аптека Павлин», расположенной по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344000,Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, ул. Портовая, 256а, не ведется; учет и расход поступивших лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету не ведется, в частности: не учтен - приход и расход (согласно представленному ООО «Дежурная аптека Павлин» журналу учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения) лекарственного препарата для медицинского применения «Тропикамид» 10 мл (МНН «Тропикамид»), с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работником, в том числе, реализация которого осуществлена, согласно материалам Отдела полиции N 2 УМВД России по г. Ростову-на-Дону 17.01.2019 сотрудником аптеки
ООО «Дежурная аптека Павлин» ФИО3 в количестве 1 (одного) флакона, а также не предоставлен рецепт на данный лекарственный препарат.
Подпунктом «л» пункта 5 Положения N 1081установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
При проведении проверки установлено, что фармацевтом ООО «Дежурная аптека Павлин» ФИО3 (приказ о приеме на работу от 23.07.2018 N 34), не имеющей сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации специалиста), 17.01.2019 осуществлена фармацевтическая деятельность в виде реализации 1 (одного) флакона лекарственного препарата «Тропикамид 1%» 10 мл (МНН Тропикамид) в ООО «Дежурная аптека Павлин» по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, ул. Портовая, 256а, в нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. «л» п. 5 Положения N 1081.
Согласно п. 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Таким образом, выявленные нарушения лицензионных требований и условий, установленные пп. «л», «г» п. 5 Положения N 1081, относятся к грубым, соответственно материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено наличие в действиях ООО «Дежурная аптека Павлин» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Общество, будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, имея возможность для соблюдения требований действующего законодательства, не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается факт осуществления медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Несоблюдение обществом требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении деятельности по реализации лекарственных средств вследствие противоправных виновных действий его работника и ненадлежащего исполнения им трудовых обязанностей, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.1 КоАП РФ, поскольку вина общества как субъекта административных правонарушений определяется виной работника, который осуществил реализацию лекарственного средства от имени общества.
Принимая на работу работника, общество несет ответственность за соблюдение своими работниками правил и ограничений, предусмотренных действующим законодательством.
Издание приказа N 10 от 26.02.2018 «Об усилении мер контроля за соблюдением действующего законодательства», объявление дисциплинарного взыскания, разработка правил отпуска лекарственных средств не свидетельствуют о принятии заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований подп. «г», «л» п. 5 Положения о лицензировании.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 308-ЭС19-11904.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Дежурная аптека Павлин» (ОГРН <***>, ИНН <***>) включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, категория - малое предприятие.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае обществом допущено нарушение Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, что создает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении общества проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ.
Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Принимая во внимание, что за совершение однородных правонарушений общество неоднократно в течение года привлекалось к административной ответственности (дела № А53-40329/2017, № А53-10670/18; № А53-32126/2018,
№ А53-33822/18, № А53-2800/2019), учитывая пренебрежительное отношение общества к соблюдению лицензионных требований, установленных действующим законодательством, а также характер совершенного правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности структурного подразделения общества, находящегося по адресу:
<...>, сроком на 30 суток.
Повторно оценив соразмерность назначенного судом первой инстанции обществу административного наказания за совершенное правонарушение, характеру и тяжести данного правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с тем, что в целях прекращения противоправного деяния и причинения вреда жизни и здоровью граждан, иной вид наказания, как приостановление деятельности на 30 суток, не обеспечит цели наказания, определенные статьей 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2019 по делу №А53-15981/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи М.В. Соловьева
С.С. Филимонова