ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-1877/2023
24 октября 2023 года 15АП-11736/2023
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2023 года .
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Глазуновой И.Н., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО «Лесные угодья»: ФИО1 по доверенности от 20.04.2021, директора общества ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Лесные угодья»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.06.2023 по делу № А32-1877/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесные угодья»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании недействительным заключения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Лесные угодья» (далее – общество, ООО «Лесные угодья») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее – министерство) о признании недействительным заключения государственной экспертизы от 17.10.2022 № 334 проекта освоения на лесной участок площадью 3.4575 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Пшадское, квартал 15 части выделов 1, 2, квартал 55 части выделов 1, 2, квартал 6Б часть выдела 1, квартал 7Б часть выдела 1, квартал 8Б часть выдела 1, квартал 9Б часть выдела 1, квартал 10Б части выделов 1, 2, квартал 115 части выделов 1, 2, 3, квартал 125 части выделов 3, 5, 1,2, квартал 13Б часть выдела 1, квартал 14Б части выделов 1, 2, квартал 15Б части выделов 1, 11, квартал 16Б части выделов 1, 8, 10, 11, 17, квартал 20Б часть выдела 1, предоставленный в аренду ООО «Лесные угодья» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 23.04.2010
№ 10-04a-020, обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного ООО «Лесные угодья» по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04a-020.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Лесные угодья» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что заключение не информативно и не содержит указание на конкретные недостатки, которые разработчику проекта освоения лесов необходимо устранить, в заключении отсутствует указание на конкретные объекты, которые не отражены в проекте освоения лесов и их место расположения. Первоначальное отрицательное заключение не содержало нарушений, которые указаны в оспариваемом отрицательном заключении. Лесной участок состоит из 14 кварталов, длина лесного участка составляет более 10 км, общая площадь 3,4575 га. На лесном участке располагается более 30 существующих строений и сооружений, которые отражены в проекте освоения лесов. Разработчик проекта освоения лесов считает, что указаны все строения, которые расположены на лесном участке. Таким образом, указывая в заключении на существование объектов, не отраженных в проекте освоения лесов, ответчик должен указать, в каком квартале лесного участка имеется объект, не отраженный в проекте освоения лесов. Письмо ГКУ КК «Комитет по лесу» №202-38386/22 от 23.08.2022 и справка о выполнении поручения МПР КК на основании служебной записки №СЛ-202/203-06.3-44 от 06.03.2023 «О предоставлении информации по ООО «Лесные угодья» не могут служить бесспорными доказательствами утверждений ответчика, так как они составлены в одностороннем внесудебном порядке без участия представителя истца. Лица, от имени которых подписаны данные документы не являются сотрудниками ответчика и членами комиссии участвующими в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов и не обременены обязательствами предоставления достоверной информации. Из содержания государственной экспертизы проекта освоения лесов от 09.11.2020 № 450 следует, что согласно письму государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» от 14.05.2021 № 111-3363/21, в квартале 20Б, части выдела
1 находятся объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, не отображенные в проекте освоения лесов. Указанное отсутствует в оспариваемом заключении, но исходя из позиции ответчика подразумевалось и в настоящем деле является предметом исследования, соответственно, указание на наличие строений в квартале 20Б лесного участка в предыдущем заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов не может являться доказательством существования объектов, не отраженных в проекте освоения лесов при разрешении настоящего дела. В деле № А32-58732/2019 не рассматривался вопрос предоставления государственной услуги со стороны ответчика, а разрешался вопрос наличия или отсутствия строений в квартале 20Б лесного участка, переданного в аренду истцу. Не дана оценка доказательству, представленному истцом, и которому уже была дана оценка в деле А322-58732/2019 в виде заключения кадастрового инженера ООО «Землеустроительная фирма «Фактор» от 20.02.2020, из которого следует, что в квартале 20Б нет строений или сооружений связанных либо не связанных с лесной инфраструктурой. Вывод о том, что проектируемая хозяйственная деятельность противоречит п. 3.5.2 постановления
№ 674 ошибочен и не соответствует фактическим обстоятельствам, так как проект освоения лесов разработан с учетом положений п. 3.11.2 постановления № 674 допускающего возведения и размещение некапитальных строений и сооружений рекреационного назначения. Состав проекта освоения лесов, на период заказа государственной услуги, определялся разделом 2 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Не существовало утвержденной формы проекта освоения лесов на период его изготовления. Проект освоения лесов составлялся в произвольной форме и должен был содержать необходимый объем информации, в том числе характеристику имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Геленджикского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.08.2020 № 1129 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» лесной участок, переданный ООО «Лесные угодья» на основании договора аренды лесного участка № 10-04а-020 от 23.04.2010, относится к защитным лесам, относящимся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Указанные в проекте освоения лесов лесного участка, переданного обществу на основании договора аренды лесного участка
№ 10-04а-020 от 23.04.2010 объекты: фонари, пешеходная дорожка, устройство для оформления озеленения, ротонда, наземные туалетные кабины, малая архитектурная форма, беседка, объекты попутного бытового обслуживания и питания входят в перечень некапитальных объектов рекреационного назначения, указанный в п.п. б(1) п. 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов». Согласно режиму особой охраны, утвержденному постановлением № 674, в особо охраняемой зоне природного парка «Маркотх» запрещается возведение и размещение некапитальных строений и сооружений любого назначения.
От министерства природных ресурсов Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором министерство просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Во исполнение определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 ООО «Лесные угодья» представило документально обоснованные пояснения, в которых изложило свою правовую позицию с приложением документации.
От министерства природных ресурсов Краснодарского края поступили пояснения, в которых указало на то, что отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.10.2022 № 1641 было основано на письме ГКУ КК «Комитет по лесу» от 09.08.2022 № 111-5839/22, в котором указано, что на лесном участке имеются существующие объекты, которые не отражены в рассматриваемом проекте освоения лесов (подразделы № 3.1, 4.1), что также подтверждается справкой ГКУ КК «Комитет по лесу» от 10.03.2023.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании от 10.10.2023 объявлялся перерыв до 17.10.2023 до 09 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители ООО «Лесные угодья» доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО «Лесные угодья» передан в аренду лесной участок в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, площадью 3,4575 га, месторасположение: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Пшадское, квартал 15 части выделов 1, 2, квартал 5Б части выделов 1, 2, квартал 6Б часть выдела 1, квартал 75 часть выдела 1, квартал 8Б часть выдела 1, квартал 9Б часть выдела 1, квартал 10Б части выделов 1, 2, квартал 115 части выделов 1, 2, 3, квартал 125 части выделов 3, 5, 1,2, квартал 13Б часть выдела 1, квартал 14Б части выделов 1, 2, квартал 15Б части выделов 1, 11, квартал 16Б части выделов 1, 10, 11, 17, квартал 20Б часть выдела 1, на основании договора аренды лесного участка от 23.04.2010
№ 10-04a-020, заключенного между обществом и департаментом лесного хозяйства Краснодарского края.
На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края» министерство природных ресурсов Краснодарского края является правопреемником всех прав и обязанностей департамента лесного хозяйства Краснодарского края, в том числе и по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04a-020.
В соответствии с разделом 7, указанный выше договор аренды лесного участка № 10-04a-020 от 23.04.2010 заключен на 49 лет с 23.04.2010 по 23.04.2059.
В соответствии с приложением № 3 земельный участок площадью 3.4575 га передан для осуществления рекреационной деятельности на основании акта приема-передачи лесного участка в аренду от 05.07.2010.
В силу п.п. 3.4.3 договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Общество 01.08.2019 представило проект освоения лесов по договору аренды от 23.04.2010 № 10-04a-020 (Bx. № 202-32169/19, т. 1 л.д. 41).
Приказом министерства от 27.05.2021 №765 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 14.05.2021 № 123» утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы от 14.05.2021 № 123 проекта освоения на лесной участок площадью 3.4575 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Пшадское, квартал 15 части выделов 1, 2, квартал 5Б части выделов 1, 2, квартал бБ часть выдела 1, квартал 75 часть выдела 1, квартал 8Б часть выдела 1, квартал 95 часть выдела 1, квартал 10Б части выделов 1, 2, квартал 115 части выделов 1, 2, 3, квартал 12Б части выделов 3, 5, 1,2, квартал 13Б часть выдела 1, квартал 14Б части выделов 1, 2, квартал 15Б части выделов 1, 11, квартал 16Б части выделов 1, 8, 10, 11, 17, квартал 205 часть выдела 1, предоставленный в аренду ООО «Лесные угодья» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04a-020 (т. 1 л.д. 42-46).
ООО «Лесные угодья» 17.08.2021 после устранения недостатков проекта освоения лесов обратилось в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды № 10-042-020 от 23.04.2010
(Bx. №202-36-942/21).
Министерством 24.10.2022 подписан приказ об утверждении отрицательного заключения № 334 государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок общей площадью 3,4575 га, расположенный в Геленджикском лесничестве, в Пшадском участковом лесничестве, предоставленный в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Лесные угодья» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 23.04.2010
от 17.10.2022 № 10-04a-020.
Полагая, что заключение №334 государственной экспертизы проекта освоения лесов является недействительным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду на основании соответствующего договора (статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок), государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее -экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020,
N 17, ст. 2725).
Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).
Как следует из материалов дела, в соответствии с заявлением общества от 01.08.2019 № 202-32169/19 министерством проведена государственная экспертиза поступившего проекта освоения лесов.
Приказом министерства от 24.10.2022 № 1641 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 17.10.2022
№ 334, согласно которому:
1.проект освоения лесов содержит недостоверные сведения о фактическом состоянии арендованного лесного участка, а именно, на участке имеются существующие объекты, которые не отображены в рассматриваемом проекте освоения лесов;
2.проект освоения лесов содержит недостоверные сведения о расположении арендованного лесного участка относительно функциональных зон природного парка, а именно, участок расположен в особо охраняемой зоне особо охраняемой зоне особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Маркотх». Министерство указало, что согласно разделу 4.1 проекта освоения лесов хозяйственная деятельность на арендованном лесном участке планируется только в зоне рекреации и предусматривает размещение следующих объектов: фонари, пешеходная дорожка, устройство для оформления озеленения, ротонда, наземные туалетные кабины, малая архитектурная форма, беседки, объекты попутного бытового обслуживания и питания. Согласно режиму особой охраны, утвержденному постановлением № 674, в особо охраняемой зоне природного парка запрещается возведение и размещение некапитальных строений и сооружений любого назначения.
Апелляционный суд, изучив повторно материалы дела, пришел к выводу, что министерство, указывая в отказе на отсутствующие объекты в проекте, не указало, какие конкретно объекты отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции в определении от 22.08.2023 запросил у лиц, участвующих в деле, документально обоснованные пояснения о размещении на участке общества объектов размером 13*11 м и 2*2 м (представить схему по размещению данных объектов относительно лесного участка общества), что представляют из себя указанные объекты, соотносятся ли указанные объекты с объектами, в отношении которых в рамках дела №А32-58732/2019 указано на размещение объектов за пределами участка общества.
Во исполнение указанного определения министерством представлены пояснения, согласно которым отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.10.2022 № 1641 было основано на письме ГКУ КК «Комитет по лесу» от 09.08.2022 № 111-5839/22, в котором указано, что на лесном участке имеются существующие объекты, которые не отражены в рассматриваемом проекте освоения лесов (подразделы № 3.1, 4.1), что также подтверждается справкой ГКУ КК «Комитет по лесу» от 10.03.2023.
Согласно названному министерством письму от 09.08.2022 ГКУ КК «Комитет по лесу» подтвердил наличие на участке существующих объектов, которые не отображены в рассматриваемом проекте освоения лесов. Однако, в указанном письме, также как и в отказе министерства, не конкретизированы отсутствующие в проекте объекты.
Министерство в обоснование своей правовой позиции сослалось на письмо ГКУ КК «Комитет по лесу» от 14.03.2023 №274 и справку ГКУ КК «Комитет по лесу» от 10.03.2023 о выполнении поручения министерства природных ресурсов Краснодарского края, согласно которому в ходе осмотра лесного участка установлено, что в квартале 20Б части выдела 1 Пшадского участкового лесничества имеется строение размером 13*11 м, деревянное строение размером 2*2 м. Данные строения не отображены в рассматриваемом проекте освоения лесов.
Общество, в свою очередь, указало на то, что указанные министерством строения размером 13*11 м и 2*2 м находятся не на арендованном ответчиком лесном участке, а на соседнем участке. На спорном участке расположена часть деревянного ограждения.
Суд первой инстанции указал на наличие указанных объектов строение размером 13*11, деревянное строение размером 2*2 на арендуемом участке общества, сославшись на дело № А32-58732/2019.
Вместе с тем, в постановлениях суда апелляционной и кассационной инстанциях по делу № А32-58732/2019 указано на то, что расположенный вблизи земельный участок со строением 13*11 м не входит в границы арендуемого ООО "Лесные угодья" участка, имеется пересечение границ участков не значительно и хозяйственная деятельность ведется другими хозяйствующим субъектами.
Поскольку министерство не представило достаточных пояснений, включая запрашиваемые схемы размещения объектов и участка, апелляционный суд пришел к выводу, что ввиду недоисследованности указанного вопроса министерством не представляется возможным соотнести объекты, указанные в письме от 09.08.2022, постановлении суда по делу № А32-58732/2019, с теми объектами, которые как указало министерство, не отражены обществом в проекте освоения лесов.
Следующим основанием для отказа обществу послужило то, что участок расположен в особо охраняемой зоне особо охраняемой зоне особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Маркотх», согласно режиму особой охраны, утвержденному постановлением № 674, в особо охраняемой зоне природного парка запрещается возведение и размещение некапитальных строений и сооружений любого назначения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отказе министерства не указано, в какой именно части лесного участка обществом указаны недостоверные сведения относительно их функциональных зон.
Рассматриваемый арендуемый обществом участок расположен в особо охраняемой природной территории, границы которой утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.10.2020 № 674 «O создании особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Маркотх».
В природном парке «Маркотх» согласно пункту 3.2 Положения об особо охраняемой природной территории установлен дифференцированный режим особой охраны и выделяется 4 функциональной зоны: особоохраняемая зона, природоохранная зона, рекреационная зона, зона ограниченного природопользования.
Согласно п. 3.11 Положения не допускается возведение и размещение некапитальных строений и сооружений, за исключением возведения и размещения некапитальных строений и сооружений рекреационного назначения, лесной и охотничьей инфраструктуры, осуществляемых за пределами озера Бездонного и дубравы скальных дубов в соответствии с проектами освоения лесов, по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды, а также некапитальных строений и сооружений на землях сельскохозяйственного назначения для осуществления допустимых режимом особой охраны природного парка видов сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с Положением об особо охраняемой природной территории разрешается такой вид использования земельного участка как отдых (рекреация), что включает в себя обустройство мест для занятия пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, охоты и иной деятельности.
Планируемые мероприятия на арендованном лесном участке, как указало общество, будут располагаться в рекреационной зоне участка № 8.
В особо охраняемую зону входит только часть проектируемого лесного участка, Геленджикского лесничества Пшадского участкового лесничества начиная с квартала 1Б и до части выдела 1 квартала 13Б, а также части выделов квартала 20Б. На этой части арендованного лесного участка, как указало общество, деятельность, не предусмотренная постановлением, не планируется.
В соответствии с действовавшим на дату обращения общества с заявлением о проведении государственной экспертизы (17.08.2021) подпунктом б(1) пункта 6 Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р (ред. от 02.03.2020) «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, в ценных лесах, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, относятся:
- площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников;
- форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны);
- элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина);
- линия связи;
- линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
- постройка временная, используемая в рекреационных целях;
- трубопровод подземный;
- канатная дорога;
- комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений; - комплекс физкультурных сооружений;
- подъездной путь.
Указанные в проекте освоения лесов лесного участка, переданного обществу на основании договора аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04а-020, объекты: фонари, пешеходная дорожка, устройство для оформления озеленения, ротонда, наземные туалетные кабины, малая архитектурная форма, беседка, объекты попутного бытового обслуживания и питания входят в приведенный выше перечень некапитальных объектов рекреационного назначения, указанных в Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р.
В соответствии с пунктами 10.1 и 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513, отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В рассматриваемом случае основания указанные в отказе о размещении объектов, не указанных в проекте освоения лесов, о неотражении функциональных зон, не конкретизированы и не раскрыты.
Министерство в нарушение ч. 4 ст. 210 АПК РФ не доказало, что выданное на основании заявления от 17.08.2022 заключение №334 государственной экспертизы соответствует требованиям закона и не возлагает на ООО «Лесные угодья» дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом вышеизложенного, заключение министерства природных ресурсов Краснодарского края от 17.10.2022 № 334 государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок общей площадью 3,4575 га, расположенный в Геленджикском лесничестве, предоставленный в аренду ООО «Лесные угодья» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04а-020, подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции от 05.06.2023 отмене.
В качестве восстановительной меры ООО «Лесные угодья» просило обязать министерство в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного ООО «Лесные угодья» по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04a-020.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016
N 309-КГ16-4912, от 28.12.2017 N 310-КГ17-19983).
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен сам определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Из изложенного следует, что, признав ненормативный правовой акт публичного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного соответствующим актом, и быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
При проверке законности и обоснованности соответствующего ненормативного правового акта (решения) компетентного органа арбитражный суд не вправе принимать на себя его полномочия и проверяет законность и обоснованность указанного акта исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент его вынесения (только по тем основаниям, которые непосредственно в нем приведены и явились причиной для его принятия).
Проанализировав правовую позицию министерства, изложенную в ходе рассмотрения дела судом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления общества министерством были исследованы, оценены и подтверждены не все имеющие значение для разрешения заявления по существу обстоятельства.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права в рассматриваемой ситуации будет возложение на министерство природных ресурсов Краснодарского края обязанности повторно рассмотреть заявление ООО «Лесные угодья» от 17.08.2021 с принятием в установленном действующим законодательством порядке соответствующих обоснованных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу в сумме 4 500 рублей относятся на министерство природных ресурсов Краснодарского края и подлежат взысканию в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лесные угодья».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 по делу
№ А32-1877/2023 отменить.
Признать недействительным заключение от 17.10.2022 № 334 государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок общей площадью 3,4575 га, расположенный в Геленджикском лесничестве, предоставленный в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Лесные угодья» для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 № 10-04а-020.
Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «Лесные угодья» от 17.08.2021 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Взыскать с Министерства природных ресурсов Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лесные угодья» 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Ю. Ефимова
Судьи И.Н. Глазунова
Я.А. Демина