ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-6425/2019
25 сентября 2019 года 15АП-11768/2019
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимова О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.01.2019, ФИО2 по доверенности от 21.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2019 по делу № А32-6425/2019 (судья Погорелов И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании недействительными предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз» (далее – ООО «РН-Краснодарнефтегаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.11.2018 № 05-06-78-П-20.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «РН-Краснодарнефтегаз» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом приняты доводы заинтересованного лица без оценки правильности исчисления общего объёма попутного нефтяного газа. Растворенный газ растворен в нефти и, соответственно, продвигается в пласте ровно так же, как и флюид, в котором он растворен - нефть. Термин, применяемый государственным инспектором, «газоводонефтяная смесь» неуместен, поскольку жидкость это вода+нефть, а прорывной газ не растворен в жидкости в пластовых условиях. На месторождении Дыш осуществляется ежедневное закрытие объемов добычи попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) с помощью сертифицированных узлов учета, в т. ч. газа из дополнительных источников (прорывной газ газовой шапки через нефтяные скважины). Абзац 4 подпункта 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ относит к добытому полезному ископаемому также и «газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемого через нефтяные скважины (далее - попутный газ)». Разработка месторождения Дыш осуществляется только нефтяными скважинами (газовые скважины отсутствуют), т.е. нефтяными скважинами добывается попутный нефтяной газ, состоящий из смеси растворенного газа и газа из газовой шапки. Судом не дана оценка неверным утверждениям государственного инспектора при выполнении расчёта по формуле QTK (газонефтяная смесь) * Гф (далее - газовый фактор), которые противоречат представленным обществом материалам. В переданных в рамках проверки
ООО «РН-Краснодарнефтегаз» данным по газовому фактору не было указано, что это ГФ жидкости. Представленный ГФ приведен как расчётная величина, а именно отношение добытого газа к добытой нефти в соответствии с общепринятым определением газового фактора - отношение количества добытого газа Qi (в м3) к количеству добытой за тот же период нефти (в т). Промысловым газовым фактором Г называется количество газа в кубических метрах, приходящееся на 1 м3 (т) добытой дегазированной нефти. Он определяется по данным о добыче нефти и попутного газа за определенный отрезок времени. Расчет уровней добычи газа путем умножения добычи жидкости на газовый фактор нефти не является корректным, соответственно, все расчеты объемов добычи ПНГ, приведенные в рамках проверки неверны. Судом приняты доводы заинтересованного лица в отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о превышении юридическим лицом предельно допустимых выбросов. В соответствии с технологическим регламентом разработка и эксплуатация нефтяных месторождений Дыш, Ключевое, Южно-Ключевое, Узун осуществляется с учетом двух источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на которые отводится попутный нефтяной газ и, соответственно, сжигается (факел горения УПН «Ключевая») и рассеивается (свеча рассеивания ГКС «Ключевая»). На указанных источниках установлены приборы учета, фиксирующие объемы сжигания и рассеивания ПНГ. Вывод государственного инспектора о рассеивании ПНГ на групповых установках (ГУ №№ 7, 9, 10, 12, 15, 18, 19 месторождения Дыш) является неподтвержденным, поскольку само наличие свечей не свидетельствует об их эксплуатации, сопровождаемой выбросом в атмосферный воздух веществ в количестве и (или) концентрации, позволяющих идентифицировать их в качестве вредных (загрязняющих). Кроме того, фактическое использование обществом аварийных свечей рассеивания на групповых установках в рамках проверки не зафиксировано, исследование атмосферного воздуха в районах размещения свечей аккредитованной лабораторией не осуществлялось. Таким образом, наличие свечей рассеивания в отсутствие лабораторного исследования проб воздуха, результаты которых подтверждали бы превышение установленной предельной концентрации загрязняющих веществ, не могут свидетельствовать о наличии в действиях общества нарушений требований статьи 34, части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Свечи рассеивания ПНГ на групповых установках (ГУ №№ 7, 9, 10, 12, 15, 18, 19 месторождения Дыш) предназначены для аварийных сбросов и не являются стационарными источниками выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Довод заинтересованного лица о ежесуточном рассеивании либо сжигании в атмосферный воздух порядка 500 тыс. м3 ПНГ в отсутствие его учета материалами дела не подтвержден. При наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов необходимость в установлении временно согласованных выбросов, а также разработки плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов у общества отсутствовала. Выводы заинтересованного лица о том, что обществом при заполнении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду нарушен установленный законом порядок в части того, что мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, реализуемые обществом, не могут считаться мероприятиями по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, поскольку данные программы должны разрабатываться, согласовываться и утверждаться в соответствии со статьей 23 Закона № 7-ФЗ, необоснованы, так как обществу не устанавливались временно согласованные выбросы, в связи с чем основания для разработки плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, признаваемого планом мероприятий по охране окружающей среды с последующим его согласованием в установленном порядке, у общества отсутствовали. Обязательства до 01.01.2019 по утверждению и согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, у общества отсутствовали. Кроме того, длительность превышения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ заинтересованным лицом материалами проверки не подтверждена. Превышения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) носят единовременный характер и зависят от параметров технологического процесса добычи нефти и газа. При этом законодательно не предусмотрена связь между сроком превышения нормативов и необходимостью разработки и утверждению временно согласованных лимитов на выбросы. При превышении выбросов загрязняющих веществ обществом в установленном порядке внесена плата за НВОС (как плата за выбросы, превышающие установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 04.10.2018 по 28.11.2018 административным органом на основании распоряжения от 21.09.2018 N 01-04-19/100, приказа от 17.10.2018 N 01.04/898 о внесении изменений в распоряжение от 21.09.2018 N 01-04-19/100, приказа от 30.10.2018 N 01.04, приказа от 30.10.2018
N 01.04/934 о продлении срока проведения плановой выездной проверки была проведена плановая выездная проверка ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на предмет соблюдения федерального государственного экологического надзора и государственного надзора за экологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
По результатам проверки административным органом было вынесено предписание от 28.11.2018 N 05-06-78-П-20.
Согласно указанному предписанию на ООО «РН-Краснодарнефтегаз» возложена обязанность по представлению уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и за 2017 год с учетом корректировки раздела 1.1 и 1.2 «Декларации» выбросы, образующиеся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа месторождения Дыш, МО г. Горячий Кчюч Краснодарский край, а также с учетом корректировки строки 111 «Декларации» по Славянскому и Крымскому районам Краснодарского края, где указывается сумма средств на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в составе планов снижения выбросов, которая принимается к зачету при корректировке платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ стационарными объектами (исключая факельные установки сжигания и источники рассеивания попутного нефтяного газа).
О выполнении указанного предписания административный орган предложил уведомить до 20.02.2019.
ООО «РН-Краснодарнефтегаз» оспорило вышеуказанное предписание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Частью 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в соответствии с договором от 30.12.2017 N 100017/06934Д, заключенным с
ПАО «НК «Роснефть» (владелец лицензий) обязуется оказывать владельцу лицензий услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтеконденсатных и газоконденсатных месторождений, в т.ч. осуществлять добычу нефти, газового конденсата, природного газа, попутного (нефтяного) газа (далее - углеводородного сырья), осуществлять подготовку и сдачу углеводородного сырья владельца лицензии, транспортирующим организациям: в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», единую систему газоснабжения ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и другим перевозчикам, а также конечным потребителям, осуществляя услуги своими силами и средствами.
Общество в рамках договорных обязательств осуществляет: добычу углеводородного сырья на объектах участков недр владельца лицензий; контроль и анализ текущего состояния разработки месторождений; оперативный учет углеводородного сырья по его видам (нефть, газовый конденсат, природный газ и попутный (нефтяной) газ.
В соответствии с пунктом 3.7 договора общество обязано выполнять обязанности в части соблюдения природоохранного законодательства, в том числе производить расчеты и обоснование нормативных платежей, вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду; своевременно, в полном объеме осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а также оплачивать штрафы, пени.
Согласно акту проверки от 28.11.2018 в соответствии с Протоколом заседания Центральной нефтяной секции (ЦКР Роснедр по УВС) от 10.10.2016 N 6553 рассмотрение материалов по обоснованию изменений использования и утилизации попутного нефтяного газа газонефтяного месторождения Дыш установлено, что Комиссией рассмотрен вопрос в части использования растворенного газа в 95% от общего добытого объема растворенного газа. Объемы добычи нефти, жидкости, растворенного газа и закачки воды соответствуют утвержденным действующим проектным документом (протокол ЦКР Роснедр по УВС N 5853 от 24.12.2013).
Управлением согласно проекту установлено, что добыча жидкости (газоводонефтяная смесь) всего составит:
- за 2016 год - 364,8 тыс.т. Согласно отчетов о работе скважин, добыча жидкости (газоводонефтяная смесь) всего за 2016 год составила 420,2 тыс.т, отклонение от проекта составило + 55,4 тыс. тн.
- за 2017 год должна была составить - 413,4 тыс.т. Согласно отчетов о работе скважин добыча жидкости всего за 2017 год составила 462,0 тыс.т., то есть отклонение от проекта составило + 48,6 тыс. тн.
В соответствии с проектными решениями административным органом установлено, что при эксплуатации месторождения Дыш осуществляется отбор газа из газовой шапки.
Согласно представленным обществом данным учета добытого попутного нефтяного газа административным органом установлено, что газ газовой шапки в полном объеме не отражается согласно геологических особенностей разработки месторождения Дыш в учетных документах ООО "РН-Краснодарнефтегаз" по месторождению. Учет прорывного газа газовой шапки ведется только по прибору учета, установленному на источнике ВГКС "Ключевая" путем вычета растворенного газа в нефти от общего газа, поступившего на ВГКС "Ключевая" (остаточным способом).
При осуществлении натурного обследования месторождения Дыш административным органом при проверке выявлены свечи рассеивания попутного нефтяного газа в пределах групповых установок месторождения Дыш (ГУ NN 7, 9, 10, 12.15, 18, 19), сотрудниками административного органа произведен анализ разработки месторождения с учетом геологических (геофизических) исследований работы скважин и произведен расчет общего объема, добытого попутного нефтяного газа, в том числе прорывного газа - газа газовой шапки.
При расчете объемов попутного нефтяного газа административным органом за расчетный показатель принят рабочий газовый фактор всей газоводонефтяной смеси, в целях расчета объема добываемого газа газовой шапки.
Общество сослалось на то, что управлением неверно произведен расчет при определении объема добычи ПНГ, поскольку в газоводонефтяной смеси газ содержится только в нефти, в воде газ не содержится, поэтому, по мнению общества, определение объема ПНГ от общего объема газоводонефтяной смеси, включающей воду, является неверным.
При проведении проверки административным органом выявлено, что разработка месторождения Дыш ведется при пластовых давлениях ниже давления насыщения нефти, что свидетельствует о выделении из нефти растворенного в ней газа, в том числе способствует формированию вторичной газовой шапки, в связи с чем, проведение расчетов по объемам добытого попутного нефтяного газа, в соответствии с пластовым газовым фактором нефти не отражает полных и достоверных данных, так как основной объем попутного нефтяного газа при пластовых давлениях ниже давления насыщения нефти содержится не только в нефти, но и в продуктивном пласту месторождения (жидкость - газоводонефтяная смесь), т.е. в свободном состоянии.
Управление полагает, что в связи с тем, что месторождение Дыш имеет газ дополнительных источников (газ газовой шапки) достоверным количеством добытого попутного нефтяного газа будет количество газа, содержащееся в газоводонефтяной смеси поднятой на поверхность до ее сепарации.
Административный орган в обоснование своей правовой позиции ссылается на то, что в соответствии с представленными сведениями по замерам рабочего газового фактора (отчеты по работе нефтяных скважин месторождения Дыш) целесообразно считать общий объем попутного нефтяного газа, добытый при разработке месторождения, по рабочему газовому фактору газоводонефтяной смеси.
Ввыполняя расчет по формуле Qж (газонефтяная смесь) * Гф (газовый фактор) получается общий объем попутного нефтяного газа, выделенного на поверхность из продуктивных горизонтов месторождения.
Расчет выполнен административным органом на основании представленных данных по работе нефтяных скважин общества.
В соответствии с расчетами за январь - декабрь 2016 года общий объем попутного нефтяного газа при эксплуатации месторождения Дыш составил
217,647 тыс. м3. При этом, согласно отчетных данных общества в 2016 году добыто 33,648 млн. м3 ПНГ.
Административным органом выполнен аналогичный расчет добытого попутного нефтяного газа за 2017 год.
С учетом изложенного при осуществлении измерения объема добычи ПНГ необходимо учитывать режим эксплуатации месторождения Дыш на основании фактической продуктивности месторождения углеводородного сырья и с учетом геологических особенностей месторождения, в соответствии с рабочим газовым фактором, измеряемым на поверхности эксплуатационного участка разработки месторождения.
Административным органом установлено, что согласно представленным данным учета добытого попутного нефтяного газа газ газовой шапки (прорывной попутный нефтяной газ) в полном объеме не отражается в учетных документах общества согласно геологическим особенностям разработки газонефтяного месторождения Дыш.
При этом, согласно учетным данным общества в 2017 году по газонефтяному месторождению Дыш указано, что всего было добыто 34,667 млн.м3 попутного нефтяного газа. При этом в представленных формах учета объемов добычи попутного нефтяного газа по газонефтяному месторождению Дыш не указаны объемы добытого прорывного газа - газа газовой шапки.
Таким образом, должностными лицами общества, непосредственно осуществляющими разработку и эксплуатацию газонефтяного месторождения Дыш, не осуществляется достоверный учет объемов добытого попутного нефтяного газа по месторождению.
Неучтенный попутный нефтяной газ бесконтрольно рассеивается либо сжигается на свечах рассеивания, которые расположены на групповых установках (ГУNN 7, 9, 10, 12, 15, 18, 19) газонефтяного месторождения Дыш.
Общий неучтенный объем попутного нефтяного газа в 2017 году согласно расчетам по рабочему газовому фактору жидкости газоводонефтяной смеси составил 190 млн.м3 (объем указан за вычетом учтенного газа в количестве
34,6 млн.м3).
Ежесуточно на групповых установках (ГУNN 7, 9, 10, 12, 15, 18, 19) газонефтяного месторождения Дыш рассеивается либо сжигается в атмосферный воздух порядка 500 тыс.м3 попутного нефтяного газа в отсутствии его учета.
В соответствии с представленными сведениями по обустройству месторождения Дыш установлено, что к групповой установке N 7 подведены скважины: NN 132, 288, 372, 384, 409, 429, 430, 452; к групповой установке N 9 подведены скважины: NN 100, 105, 151, 219, 332, 374, 456, 500, 520, 527; к групповой установке N 10 подведены скважины: NN 367, 444; к групповой установке N 12 подведены скважины: NN 139, 437, 482, 483, 508, 523, 528, 529; к групповой установке N 15 подведены скважины: NN 201, 231, 246; к групповой установке N 18 подведены скважины: NN 117, 365, 502; к групповой установке N 19 подведены скважины: NN 348, 349, 407, 466, 467, 469,471,472,499,519.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу пункта 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии со ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Декларация платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год размещена обществом 7 марта 2018 года (письмо от 07.03.2018 N 51-2896) в облачном хранилище данных (Яндекс. Диск) по ссылке: https://yadi.skyd/5gUDPHeW3T2eHB (в форматах.xms.xml).
Согласно Приказу Минприроды России от 09.01.2017 N 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» предусмотрено внесение следующих сведений в разделы:
- Раздел 1.1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания;
- Раздел 1.2. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания.
Согласно учетным документам общества по газонефтяному месторождению Дыш объем добытого попутного нефтяного газа составляет 34,667 млн.м3, использовано - 21,803 млн.м3, рассеяно в атмосферный воздух 12,864 млн.м3.
В соответствии с указанными разделами 1.1. и 1.2 обществом выполнен расчет и указана информация по объемам рассеянного попутного нефтяного газа по газонефтяному месторождению Дыш в объеме 12,864 млн.м3 (см. акт проверки стр. N 51 таблица N 8.). Указанный объем рассеянного попутного нефтяного газа в атмосферный воздух учтен только по источнику N 0309 негативного воздействия ВГКС «Ключевая» расположенному в МО г. Горячий Ключ.
Таким образом, в рамках проведения проверки исчисления и достоверности сведений, указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год по источникам выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории МО г. Горячий Ключ, установлено, что обществом не обеспечено внесение в декларацию достоверных данных по объемам рассеянного либо саженного попутного нефтяного газа, в том числе прорывного газа газовой шапки по источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расположенных на групповых установках (ГУNN 7, 9, 10, 12, 15, 18, 19) газонефтяного месторождения Дыш.
Согласно Приказу Минприроды России от 09.01.2017 N 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» в строке «111» указывается сумма средств на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в составе планов снижения выбросов, которая принимается к зачету при корректировке платы за выбросы конкретных загрязняющих веществ стационарными объектами (исключая факельные установки сжигания и источники рассеивания попутного нефтяного газа).
Значение показателя определяется по данным документов (расчетов), подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые включены в планы снижения выбросов.
Согласно полученным сведениям и документам в рамках проведения проверки в отношении общества установлено, что объемы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух указанные в графах декларации «041» и «043» не относятся к объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух образованных при сжигании/рассеивании попутного нефтяного газа на факельных установках и свечах рассеивания, в виду чего требования Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (вместе с «Положением об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»), не применимы к графам «041» и «043» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, принятые обществом, не могут считаться планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года
N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как данные программы и планы должны разрабатываться, согласовываться и утверждаться в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», т.е. при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов веществ устанавливаются лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы) на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Также необходимо осуществлять учет количества выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух по средствам установки приборов учета либо учета расчетным путем в зависимости от эксплуатации и технологической обвязки соответствующего оборудования.
С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии у административного органа достаточных правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания по устранению нарушений.
Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки.
Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
При этом критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для организации в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения.
Соответственно, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.
В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность выданного лицу предписания.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, содержит описание выявленного правонарушения административным органом. Доказательства, объективно препятствующие исполнить названные требования законодательства, обществом суду не представлены. Требования оспариваемого предписания сформулированы ясно и однозначно.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, в рассматриваемом деле отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания недействительным оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2019 по делу №А32-6425/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова