ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-18922/2012
31 октября 2012 года 15АП-11770/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ": ФИО1, паспорт, по доверенности от 16.01.2012
от Министерства транспорта Ростовской области: ФИО2, удостоверение № 217, по доверенности от 28.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДОН-АВТОВОКЗАЛ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.08.2012 по делу № А53-18922/2012, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДОН-АВТОВОКЗАЛ"
к Министерству транспорта Ростовской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности № 23 от 23.04.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ДОН-АВТОВОКЗАЛ» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Министерства транспорта Ростовской области (далее – Министерство) №23 от 23.04.2012 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение сославшись на то, что проверка наличия у перевозчика маршрутной карты не входит в компетенцию Минтранса Ростовской области. Контроль за осуществлением пассажирских перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в пределах своих полномочий с привлечением представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных органов. Фактически проводилась проверка законодательства в области лицензирования пассажирских перевозок.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "ДОН-АВТОВОКЗАЛ" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства транспорта Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 03.04.2012 ООО «ДОН-АВТОВОКЗАЛ» осуществляло внутриобластные пассажирские перевозки по маршруту «г.Ростов-на-Дону – г.Сальск» принадлежащим ему на праве аренды автобусом ХЕНДЭ НD, регистрационный знак КВ 180/61, в отсутствие действующей маршрутной карты для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту, кроме того, у ООО «ДОН-АВТОВОКЗАЛ» отсутствует договор с Министерством транспорта РО на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области и утвержденный паспорт указанного маршрута.
Своими действиями, выразившимися в незаконном осуществлении внутриобластных пассажирских перевозок по маршруту «г.Ростов-на-Дону – г.Сальск», ООО «ДОН-АВТОВОКЗАЛ» нарушило Положение об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области, утвержденное постановлением Администрации Ростовской области от 02.10.2009 №501 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки пассажирского транспорта на линии от 03.04.2012.
03.04.2012 должностным лицом Управления транспорта вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования уполномоченным должностным лицом Министерства транспорта составлен протокол об административном правонарушении №23 от 10.04.2012, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях». Протокол составлен в присутствии законного представителя общества, получен 10.04.2012.
12.04.2012 вынесено определение №2 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение материалов административного дела назначено на 23.04.2012 на 15 часов 00 минут по адресу: <...>. Копия определена была получена законным представителем общества 16.04.2012, о чем свидетельствует роспись на определении.
23.04.2012 заместителем министра транспорта Ростовской области по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление №23 о признании ООО «ДОН-АВТОВОКЗАЛ» нарушившим статью 7.3 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях», обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
23.04.2012 заместителем министра транспорта Ростовской области вынесено представление, согласно которому обществу предписывается принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях».
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Министерство транспорта Ростовской области согласно Положению о Министерстве, утвержденному Постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 133, является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Пунктом 2.1.19 Положения о Министерстве установлено, что Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности осуществляет функции организатора регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении по внутриобластным маршрутам регулярных перевозок, в том числе организует работу по поддержанию и улучшению транспортного обслуживания населения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, организует проведение конкурсов на право обслуживания пригородных и междугородных внутриобластных маршрутов регулярных перевозок в Ростовской области, заключает договоры о выполнении пассажирских перевозок с победителями конкурсов, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, рассматривает дела об административных правонарушениях на транспорте.
Организация перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении на территории Ростовской области на момент привлечения заявителя к административной ответственности осуществлялась на основании Постановления администрации Ростовской области от 02.10.2009 N 501 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом". Указанное Постановление принято в целях совершенствования системы регулирования и управления перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области, обеспечения их безопасности, определения единых требований к перевозчикам.
Данным Постановлением от 02.10.2009 N 501 утверждено, в том числе Положение об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Министерство осуществляет функции организатора регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении по внутриобластным маршрутам регулярных перевозок. Согласно пунктам 1.4, 1.7 Положения маршрутная карта - документ, выдаваемый организатором пассажирских перевозок и предоставляющий право на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором о выполнении пассажирских перевозок, заключение которого осуществляется Министерством по результатам проведения конкурса с лицом, выигравшим конкурс.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 указанного Положения контроль за осуществлением пассажирских перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в пределах своих полномочий и предусматривает проведение проверок, в том числе выполнения водителями, кондукторами, работниками автовокзалов своих должностных обязанностей, соблюдения расписания движения на маршрутах, наличия на транспортном средстве маршрутной карты, выдаваемой организатором пассажирских перевозок, ее соответствия маршруту, на котором работает перевозчик, и категории транспортного средства, указанного в договоре.
Согласно пункту 7 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 725, полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по вопросам взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов устанавливаются исключительно положениями об этих территориальных органах.
Однако ни один федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации не наделен полномочиями по проверке наличия на транспортном средстве маршрутной карты, выдаваемой организатором пассажирских перевозок, ее соответствия маршруту, на котором работает перевозчик, и категории транспортного средства, указанного в договоре.
На основании изложенного, довод заявителя об отсутствии у Министерства полномочий на проведение проверки является несостоятельным и не основанным на правовых нормах.
В соответствии со статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" за нарушение установленных нормативными правовыми актами Ростовской области правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", за нарушение которой общество привлечено к административной ответственности, является несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Ростовской области правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Согласно пунктам 1.4, 1.7 Положения маршрутная карта - документ, выдаваемый организатором пассажирских перевозок и предоставляющий право на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с договором о выполнении пассажирских перевозок, заключение которого осуществляется Министерством по результатам проведения конкурса с лицом, выигравшим конкурс.
Пунктом 1.8 Положения предусмотрено, что утверждение паспорта внутриобластного маршрута регулярных перевозок и расписания регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание движения) осуществляется министерством транспорта Ростовской области.
В пункте 1.9 Положения предусмотрено, что типовые формы паспортов внутриобластных маршрутов регулярных перевозок и расписаний движения разрабатываются и утверждаются министерством транспорта Ростовской области.
Выдача маршрутных карт осуществляется организатором пассажирских перевозок при наличии у перевозчика утвержденного паспорта внутриобластного маршрута регулярных перевозок. Типовая форма маршрутных карт, а также порядок их хранения, выдачи и уничтожения утверждаются министерством транспорта Ростовской области согласно пункту 1.10 Положения.
Однако материалами дела подтверждается, что общество осуществляло внутриобластные пассажирские перевозки по маршруту «г.Ростов-на-Дону – г.Сальск» принадлежащим ему на праве аренды автобусом ХЕНДЭ НD, регистрационный знак КВ 180/61, в отсутствие действующей маршрутной карты для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту, кроме того, у ООО «ДОН-АВТОВОКЗАЛ» отсутствует договор с Министерством транспорта РО на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области и утвержденный паспорт указанного маршрута.
Таким образом, общество совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения действующих требований областного законодательства в сфере осуществления регулярных пассажирских перевозок.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Довод заявителя жалобы о том, что фактически Министерством проводилась проверка соблюдения лицензионных условий, является несостоятельным и не подтверждается материалами дела. При этом действия общества в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами правильно квалифицированы по статье 7.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2012 по делу № А53-18922/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Л.А. Захарова
Н.Н. Иванова